ГОВАРД ФАСТ: ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ

На рубеже 1940—1950-х гг. современную американскую литературу в ее «прогрессивном» варианте представлял Говард Фаст (Howard Fast, 1914—2003). Это был, безусловно, одаренный прозаик, мастер исторического романа, в драматической судьбе которого отразились трагические обстоятельства нашего времени. Вчерашний наш друг, увенчанный многими наградами, попав в категорию «ренегатов», он (как и некоторые другие, разделившие подобную участь, например, Дос Пассос) подвергся жестокому поношению и оказался надолго вычеркнут из читательского сознания. И сегодня, когда путь Фаста завершен и возобладали новые идеологические подходы, его наследие нуждается в серьезной научной оценке.

На взлете. Выходец из бедной еврейской семьи рабочих-иммиг- рантов, он в детстве познал нужду и унижения, перепробовал немало профессий, колесил по стране. Первую новеллу опубликовал в 1933 г. Тяжелая доля молодого поколения, начавшего жизнь в нью-йоркских трущобах, — содержание основанной на автобиографическом материале повести Фаста «Дети» (Children, 1937). С конца 1930-х гг. Фаст нащупывает главную тему своего творчества — историческую, прежде всего, те ее страницы, нередко замалчиваемые официальной наукой, которые свидетельствуют о силе национальной традиции демократизма, свободолюбия и гуманизма. Особое его внимание привлекают события Войны за независимость в XVHI в.: в центре романа «Рожденные свободой» (Conceived in Liberty, 1939) — увиденная глазами солдата зимовка армии колонистов в Велли-Фордж, ставшая символом стойкости повстанцев. В романе «Непобежденные» (The Unvanquished, 1942) — образ вождя революции Джорджа Вашингтона; в романе «Гражданин Том Пейн» (Citizen Tom Paine, 1943) — драматическая судьба выдающегося идеолога радикального крыла Просвещения.

Художественной удачей Фаста стал основанный на реальных фактах роман «Последняя граница» (The Last Frontier, 1941) — исполненное драматизма повествование о трагедии индейского племени шайенов, загнанных в резервацию. Ведомые своим лидером, Длинным Ножом, шайены, страдающие от голода и унижений, вырываются из резервации и пытаются пробиться к родным местам. Индейцев жестоко преследуют федеральные войска, почти все они гибнут.

Широко популярен переведенный на многие языки исторический роман «Дорога свободы» (Freedom Road, 1949), посвященный напряженной политической борьбе в эпоху Реконструкции (1865—1877): тогда плантаторы после вывода войск северян с территории бывшей Конфедерации развязали антинегритянский террор. Впечатляет фигура главного героя. Гидеон Джексон — бывший раб, затем солдат армии Линкольна, вырастающий в крупного политического деятеля, конгрессмена, талантливого руководителя черных. С оружием в руках он встречает смерть в схватке с расистами.

Герой романа «Американец» (The American, 1946) — губернатор Иллинойса Джон Питер Альтгелд, помиловавший несколько осужденных по хеймаркетскому делу. С конца 1940-х гг. Фаст обращается к современной тематике: роман «Кларкгон» (Clarkton, 1947; рус. пер. 1950) посвящен стачке на автомобильном заводе, руководимой коммунистами; роман «Сайлас Тимберман» (Silas Timberman, 1954; рус. пер. 1955) воссоздает судьбу либерального университетского профессора-литературоведа, ставшего жертвой маккартистского сыска. В 1948 г. он пишет роман «Наши славные братья» (Our brave brothers), посвященный Древней Иудее; но на гребне ухудшения отношений с Израилем, некоторые бдительные критики поспешили обвинить Фаста в сионизме, правда, это еще не привело к оргвыводам.

В 1943 г. Фаст вступает в компартию. На рубеже 1940-1950-х гг. он — видный участник движения сторонников мира. В 1953 г писателю присуждают Международную Сталинскую премию мира. В период начавшейся холодной войны и разгула маккартизма Говард Фаст подвергся у себя на родине репрессиям и три месяца провел в тюрьме. Затем он фактически оказался в «черных списках»: автора, книги которого выходили миллионными тиражами, переводились на десятки языков, американские издатели, ослепленные антикоммунизмом, не рисковали публиковать.

Между тем события в Советском Союзе на рубеже 1940—1950-х гг., сильнейший идеологический «зажим», преследование многих писателей, убийство Михоэлса, ликвидация Еврейского антифашистского комитета и его членов, антикосмополитическая кампания, а затем разоблачение культа личности на XX съезде (1956), произвели тяжелое впечатление в левых писательских кругах Запада. В компартии США произошел раскол. В 1956 г. Говард Фаст, наиболее авторитетная фигура литературы социалистической ориентации, демонстративно вышел из компартии, руководство которой он резко критиковал за безоговорочную поддержку «кремлевской линии».

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >