ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД И НОВОЕ ВРЕМЯ
В традиционной общеуголовной групповой преступности, изначально наличиствующей в советской стране, существовали организованные ее виды и элементы. Однако отождествление их с организованной преступностью в современном ее понимании является определенным упрощением. Оценивая организованные формы групповой преступности, можно говорить лишь о наличии в них ряда элементов, свойственных организованной преступности как социальному явлению. Причем в различные исторические периоды развития СССР эта организованность проявлялась по-разному. Так, в период нэпа (1921—1929) и послевоенный период (1940—1950-е гг.) преступная деятельность отдельных криминальных групп ближе всего соответствовала признакам организованной преступности (преступные группы, осуществлявшие ложные банкротства, мошенничества в кредитно-банковской сфере, крупные хищения государственной и иной собственности, преступления, совершаемые крупными устойчивыми формированиями и т.д.).
Заметим, организованная преступность в советском варианте не импортировалась с Запада, она — доморощенный феномен, результат определенных объективных закономерных процессов в экономике, социальной сфере, идеологии. Следовательно, организованная преступность — это социально-экономическое явление. При этом ее возникновение было связано с развитием групповой преступности, ее определенной трансформации, что также вполне закономерно, ибо групповая преступность тогда приобретает характер организованности, когда появляются признаки экономической деятельности, т.е. планомерного извлечения прибыли на основе присвоения прибавочной стоимости.
Организованная преступность в СССР начала формироваться в 1960-х гг. на базе легальных хозяйственных структур (в торговле, сбытовых и заготовительных организациях, кооперации и др.). Она неразрывно связана с результатами хозяйственной деятельности командно-административной системы и, особенно, с порожденной ею теневой экономикой. Таким образом, советская организованная преступность, в отличие от организованной преступности западных стран, зарождалась в среде легальной экономики, а не нелегальной криминальной деятельности, как это было, например, в США.
Современная организованная преступность зародилась как результат социально-экономической политики, проводившейся в
СССР и приведшей к дестабилизации и перекосам в экономике страны, росту правонарушений в хозяйственной сфере, крупным хищениям, взяточничеству.
Вместе с этим начала действовать и расширяться значительно более сильная и скрытая от глаз теневая экономика. Дельцы этой экономики, получившие название «цеховиков», с целью расширения криминального бизнеса стали создавать свои сообщества. В их деятельность вовлекались государственные служащие, партийные и советские работники, представители правоохранительных органов. Тем самым создавалась система коррупции, обеспечивавшая надежную защиту деятельности этих преступных кланов от контроля и разоблачения.
В итоге в сфере экономики появились преступные структуры, действующие как по вертикали, так и по горизонтали.
Накопление огромных материальных ценностей дельцами от экономики и расхитителями государственной собственности не могло не остаться незамеченным для представителей традиционной общеуголовной профессиональной преступности. Началось обворовывание, ограбление членов цеховых преступных кланов, вымогательство у них ценностей, нажитых преступным путем. При этом резко увеличилось число корыстно-насильственных преступлений, похищений людей с целью получения выкупа, появился рэкет. Все это привело к значительному росту противоправного промысла и формированию мощного среза организованной преступности в общеуголовной среде.
Естественно, противостояние двух этих сфер организованной (экономической и общеуголовной) преступности не могло долго продолжаться. Началось сращивание дельцов теневой экономики с «главарями» преступных, блатных сообществ, сперва в виде выплаты определенной доли от противоправных и преступных операций за гарантию безопасности, а затем включения общеуголовных преступных групп в структуры преступных сообществ теневой экономики и превращения их в необходимое функциональное звено организованной преступности. В результате лидеры блатных сообществ сделались компаньонами дельцов, начали вкладывать свои средства в преступный бизнес, а также охранять дельцов, помогать им в сбыте продукции, выбивать долги, устранять конкурентов и др. Происходила перекачка громадных денежных средств: от государства к расхитителям, а от них в уголовную среду. Складывалась своеобразная триада — должностные лица, дельцы от экономики и уголовники.
Ну и, плюс к тому, существование рецидивистов, специализирующихся на совершении отдельных видов преступлений, постоянный рост рецидива, свидетельствующий о наличии устойчивого и значительного контингента профессиональных преступников. Прохождение криминальных «университетов» в тюрьмах и лагерях множеством наших граждан также послужило катализатором криминальных деяний, связанных с возникновением и развитием организованной преступности.
Организованная преступность не только и не столько уголовноправовое понятие, сколько сложное социальное явление. Профессиональная же преступность — чисто уголовно-правовое явление, не обладающее политическими свойствами.
По данным научных и социологических исследований и следственной практики, в целом определился перечень основных черт, свойственных современным организованным преступным формированиям:
- 1) высокий уровень организации и конспирации преступной деятельности благодаря тому, что она осуществляется членами высокоорганизованного преступного сообщества с иерархичностью его построения, при котором функции исполнительские и обще- организационные не совпадают;
- 2) наличие коррумпированных связей в аппарате власти и управления, а также в правоохранительных органах;
- 3) наличие «зонта безопасности» организованных преступных групп за счет создания структур, обеспечивающих внешнюю и внутреннюю безопасность преступного сообщества (группы вооруженной охраны, боевиков, группы разведки, контрразведки, использование коррумпированных связей);
- 4) политизация преступной деятельности, т.е. стремление членов преступных сообществ к власти или к установлению таких отношений с отдельными представителями органов власти и управления, которые позволяли бы влиять на местную финансово-хозяйственную и уголовную политику с целью расширения масштабов своей преступной деятельности и ухода от социального контроля;
- 5) масштабный, межрегиональный или даже международный характер преступной деятельности. При этом сферы преступной деятельности выделяются либо по территориальному признаку, либо по отраслям экономико-хозяйственной и банковско-кредитной деятельности;
- 6) огромный бюджет преступного сообщества;
- 7) корыстно-насильственная направленность преступной деятельности и ее тесная связь с теневой экономикой;
- 8) осуществление криминально-контрольных функций над легальной банковско-коммерческой деятельностью на определенной территории, а также над профессиональной преступной деятельностью нелегального характера (наркобизнес, проституция, азартные игры и пр.).
К числу не основных можно отнести следующие признаки:
- • отмывание (легализация) преступно приобретенного капитала через легальные формы коммерческой и банковско- кредитной деятельности для дальнейшего его легального использования в различных целях;
- • дерзко-насильственные способы осуществления преступной деятельности; проникновение в средства массовой информации. В криминалистике объектом ее изучения являются преступная (криминальная) и криминалистическая деятельность, а также накопление опыта по раскрытию, расследованию криминальной деятельности.