Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религиоведение arrow Основы религиоведения

Философия католицизма

Неотомизм

Это наиболее влиятельное философское течение католицизма. Модернизированный томизм — неотомизм (от лат. «нео» — новый и «томизм» — обновленное учение средневекового схоласта Фомы Аквинского) возродился в конце XIX в. в силу ряда причин. Он не отрицал значения частных наук, признавал (в определенных границах) роль эмпирического знания, использовал некоторые постулаты рационализма, ставя их на службу теологии. Философия Фомы Аквинского была провозглашена вечной и единственно истинной. Основополагающим в учении неотомизма является концепция о гармонии веры и разума, которые являются различными путями постижения Бога. Бог открывается миру естественным путем, т.е. через явления природы, доступные для познания разумом и сверхъестественным путем (через откровение). По мере развития науки в наше время неотомизм приспосабливает свою концепцию о соотношении знания и веры к новым научным открытиям. Основной установкой этого приспособления является положение о «новом лице» естествознания, признавшего в современных условиях ограниченность своих методов познания. Неотомисты утверждают также, что современная наука «признала» наличие «пограничных вопросов» между теологией, философией и естествознанием. Поэтому неотомизм стремится обосновать возможность интеграции теоретических достижений науки в целостное религиозное мировоззрение.

В онтологических взглядах неотомизма основное понятие «бытие» понимается неоднозначно, поскольку дать определение бытия, по их мнению, невозможно. О нем только можно сказать, что оно обладает существованием. Отсюда онтология неотомизма представляет собой и учение о свойствах природы, и учение о бытии Бога. Важной составной частью онтологии неотомизма являются формально-логические доказательства, выдвинутые в свое время Фомой Аквинским.

В теории познания томисты утверждают, что именно их гносеология позволяет считать их философию реализмом. Основанием для этого является признание неотомизмом не зависимой от человека реальности и возможности ее познания опытным путем, который дает человеку элементарные понятия. Однако сущность вещей, по их мнению, познать нельзя. Истину можно познать, только прикасаясь бессмертной душой к разуму Бога, который создал основную идею, смысл вещи. Поэтому критерием истины, по неотомизму, является божественный разум. Роль практики как критерия истины при таком подходе полностью отрицается.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы