Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow История Отечества

«Москва — Третий Рим»

В годы правления Ивана III оформилась и идеологическая доктрина государства о преемственности власти московских государей от римского императора Августа-кесаря, брат которого, Прус, правивший в Прибалтике, являлся прямым предком Рюрика, а значит, и родоначальником московских князей. Развитие этой легенды привело к утверждению идеи «Москва — Третий Рим». Ее сформулировал в посланиях к Василию Ш псковский старец Филофей: «Церковь старого Рима пала, второго же Рима — константинопольскую церковь иссекли секирами. Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего царствия — святая соборная апостольская церковь — во всей поднебесной паче солнца светится. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единенье, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть». Филофей доказывал Василию III, что первый Рим, языческий, пал из-за ересей, второй, Византия — из-за унии с католичеством, третий, истинно христианский Рим, Москва, стоит и четвертого не будет.

Официальная идеология Москвы отразила политические реалии своего времени. После падения Константинополя не осталось ни одного независимого православного государства. Сербия и Болгария еще раньше были завоеваны турками. Русские государи становились хранителями остатков истинного православия до второго пришествия Христа. Возвеличивание русской православной церкви, сопровождавшееся ее духовной эмансипацией от Византии, отныне становилось делом политического престижа. Московский государь, получивший религиозное освящение своей власти, признававшийся «единым во всем мире царем православным», заражался византийским «комплексом имперского величия» и мессианским духом.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы