ДВОРЯНСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ПРЕЕМНИКАХ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Дворцовые перевороты XVIII в.
После смерти Петра I обострилась борьба за российский престол между претендентами, выражавшими интересы различных группировок дворянского сословия. Замещение престола чаще всего осуществлялось с помощью дворцовых переворотов, в которых участвовала дворянская гвардия. Они совершались относительно легко, ибо не ставили целью коренным образом изменить политику государства. Каждый, кто приходил к верховной власти в России, неизменно в той или иной мере способствовал укреплению позиций дворянства путем расширения его сословных привилегий и усиления власти над крепостным крестьянством. Недаром поэтому эпоху дворцовых переворотов в России называют временем оформления дворянской империи.
Возведение на престол Екатерины I (1725-1727 годы)
По иронии судьбы Петр I не сумел воспользоваться собственным указом о престолонаследии ввиду скоропостижной смерти. Осенью 1724 г. царь простудился, помогая спасать солдат с потерпевшего крушение бота на взморье близ Петербурга. В январе, когда его положение стало безнадежным, Петр принялся за составление завещания накануне дня смерти, 27 января, и не успел осуществить задуманного. Из написанного им остались лишь слова: «отдайте все...».
В числе его наследников остались: внук Петр, сын казненного царевича Алексея; вторая жена Екатерина Алексеевна, пленница из Лиф- ляндии, носившая имя Марты Скавронской, воспитанница пастора Глюка, с которой Петр сошелся в 1704 г., обвенчался в 1712 г. и которую короновал императорской короной в 1724 г. У них родились два сына, Петр и Павел, умершие в младенчестве, и две дочери: Анна, выданная замуж за герцога голштинского, и Елизавета, оставшаяся незамужней и бездетной. Помимо этой династической линии существовала другая — потомков царя Ивана Алексеевича, сводного брата Петра I, который имел двух дочерей — Анну и Екатерину. Первую Петр выдал замуж в 1711 г. за курляндского герцога, вторую — за герцога мекленбургского.
Вопрос о преемнике должен был решать «сенат, синод и генералитет» — круг ближайших сподвижников Петра I, а он был очень пестрым по социальному составу. Его представляла старая московская знать в лице князей Долгоруких и Голицыных, среднее дворянство — братья П.Ф. и М.Ф. Апраксины, Г.И. Головкин, П.А. Толстой, люди «без рода и племени», такие, как «светлейший князь» А.Д. Меншиков, вице-канцлер П.П. Шафиров, генерал-прокурор П.И. Ягужинский, преуспевшие на русской службе иностранцы Б.К. Миних, Я.В. Брюс, А.И. Остерман. Старая знать оказывала протекцию подростку Петру Алексеевичу, «худородные» вельможи хотели видеть на престоле вдову царя Екатерину.
В ночь на 28 января 1725 г. во время дебатов о престолонаследии под окнами дворца раздались крики гвардейцев Семеновского и Преображенского полков в честь императрицы Екатерины. Они были вызваны Меншиковым и сыграли решающую роль в решении Сената, легальным основанием для которого послужила коронация Екатерины в 1724 г., как бы санкционировавшая верховную волю Петра. Фактическим государем при ней стал А.Д. Меншиков, открывший длинный список временщиков и фаворитов XVIII в. 9 февраля 1726 г. «при боку государыни» был образован Верховный Тайный Совет из шести человек: А.Д. Меншикова, П.А. Толстого, Ф.М. Апраксина, Г.И. Головкина, А.И. Остермана и Д.М. Голицына. Включение последнего было уступкой партии Меншикова старой аристократии.