Сельское хозяйство в пореформенный период
Сельское хозяйство и в пореформенный период оставалось ведущей отраслью российской экономики. К концу XIX в. сельское население составляло около 7/8 общей численности населения Европейской России. Об аграрном характере экономики России говорит высокий удельный вес сельского хозяйства в национальном доходе страны — он достигал более 2/3.
Уже отмечалось, что реформа 1861 г. способствовала капиталистическому развитию России, хотя сохранялось множество феодальных пережитков. В пореформенный период наблюдался рост сельскохозяйственного производства. За 1861 — 1890 годы сбор зерновых увеличился с 216 млн до 293 млн четвертей. За 1886—1890 годы сбор зерновых хлебов составил 2243,9 млн пудов, в 1891 — 1895 годы — 2497,6 млн пудов, в 1896—1900 — 2734,9 млн пудов. Рост производства обеспечивался за счет расширения посевной площади, повышения агротехнического уровня земледелия в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян {кулаков). Расширялись под влиянием рыночного спроса площади технических культур. Увеличивалась мясомолочная продукция животноводства. Значительно расширились посевы сахарной свеклы. Росло маслобойное производство, промышленное огородничество, табаководство, льноводство.
В целом же сельское хозяйство развивалось медленно, сохранение крепостнических пережитков не стимулировало прогрессивных форм ведения агротехники — земли обрабатывались плохо, в крестьянских хозяйствах применялись деревянные сохи и бороны. Еще в начале XX в. сохи составляли 43% всех пахотных орудий. Допотопная сельскохозяйственная техника использовалась и в тех помещичьих хозяйствах, где господствовала отработочная система. Затрудняли развитие рыночных отношений огромные выкупные платежи, зависимость крестьян от общины.
Однако рыночные отношения проникали в аграрный сектор, о чем можно судить по нескольким признакам: происходила социальная дифференциация крестьянства, менялись облик и суть помещичьего хозяйства, усиливалась ориентация специализированных хозяйств и районов на рынок.
Социальная дифференциация крестьянства означала его расслоение, формирование нового типа сельского населения, из крестьян выделились кулачество (сельская буржуазия) и сельскохозяйственный пролетариат (обедневшие). Сами крестьяне называли этот процесс «раскрестьянивание». Первую группу составляли зажиточные крестьяне, богатеи. Они имели большое состоятельное хозяйство, прикупали и арендовали землю, обрабатывали ее, применяя наемный труд. Сюда же входили сельские лавочники и ростовщики. Кулаки вели предпринимательское хозяйство — большую часть продукции производили на рынок, повышали уровень товарности, хотя эта группа была еще малочисленной. Формирование сельской буржуазии повышало спрос на сельскохозяйственные машины, удобрения, семена, строительные материалы, породистый скот. Это способствовало развитию рыночных отношений, рос спрос на предметы личного потребления (одежду, обувь).
Другой полюс представлял сельскохозяйственный пролетариат, или класс наемных рабочих с наделом, к ним относились бедняки, имевшие небольшие наделы, одну лошадь или совсем безлошадные. За 1896—1900 годы число безлошадных и однолошадных дворов возросло с 5,6 до 6,6 млн. Хозяйство этой группы отличалось неустойчивостью, оно не обеспечивало, как правило, простого воспроизводства, не могло прокормить крестьянскую семью. Для восполнения недостающих ресурсов бедняки-крестьяне вынуждены были работать по найму (в помещичьих или кулацких хозяйствах) или уходить на заработки на промыслы. Численность бедняцкой группы постоянно возрастала и в конце XIX в. к ней относилось около 50% всех крестьянских дворов. Именно представители этой группы создавали рынок труда и для сельской буржуазии и для промышленности. К концу XIX в. деревню ежегодно покидали и уходили на заработки 5—6 млн разорившихся крестьян. Несмотря на бедность, уход в город или найм в батраки таких крестьян повышали спрос на потребительские товары.
Процессы разорения крестьянства и его пролетаризация были ускорены в 70—80-х годах аграрным кризисом. Резкое понижение цен на хлеб — с 90 до 55 коп. за пуд — ухудшало положение мелких сельскохозяйственных производителей аграрных стран, в том числе и России. В этом же направлении действовала налоговая тяжесть — для крестьян были разрушительными подати, выкупные платежи, мирские сборы, косвенные налоги. Раскрестьянивание ускорялось переселением крестьян в Сибирь и другие окраины.
Происходили изменения и в помещичьих хозяйствах. Они подразделялись на три вида. Первая группа помещичьих хозяйств имела капиталистический характер. Часть помещиков употребила на покупку машин и найм рабочей силы полученные после реформы средства за выкуп крестьянами земельных наделов. Такие хозяйства характеризовались высоким агротехническим уровнем и высокой урожайностью. Вторая группа представляла имения со смешанной системой, где наряду с обработкой части земли капиталистическим путем применялась и отработка. Третья группа включала имения, где землю сдавали крестьянам за отработки. Отработочная система в пореформенной России была распространенным явлением, что было вопиющим пережитком феодализма, поскольку мало чем отличалось от барщины, в таких хозяйствах крестьянин за получаемую землю обрабатывал помещичье поле. Нередко отработки сочетались с ростовщичеством: крестьянин за полученную от помещика ссуду или проценты за нее отрабатывал на земле феодала. Такая система была не только кабальной по отношению к крестьянину, но и неэффективной, так как помещичьи земли обрабатывались даже хуже крестьянских — крестьянин не был заинтересован в результатах труда. В целом по России помещичьи хозяйства указанных видов распределялись в 43 губерниях так: в 19 из них преобладала капиталистическая система, в 7 — смешанная и в 17 господствовали отработки.
Таким образом, не все помещичьи хозяйства перестроились на новые методы организации производства. Многие из помещиков закладывали и перезакладывали свои имения в кредитные учреждения или продавали. В 1895 г. из всех помещичьих земель свыше 40% были заложены. Увеличилось число продаж помещичьих имений — если в 1886 г. за долги с молотка продали 166 их, то в 1893 г. таких хозяйств оказалось 2237. Покупателями были разбогатевшие крестьяне — бывшие крепостные.
В пореформенный период в южных русских степях и на Украине появились новые формы организации сельскохозяйственного производства — экономии, которые представляли собой крупные хозяйства (несколько тысяч десятин), ориентированные на экспорт, они имели хорошую техническую базу, работали, используя наемный труд.
За 1860—1890 годы сборы зерновых увеличились в 1,7 раза, картофеля — в 2,5, производство свекловичного сахара — в 20 раз. Урожайность оставалась низкой, что порождало периодическую нехватку продовольствия в стране. В конце века неурожайными были несколько лет подряд, и в 1891 г. наступил голод, охвативший 40 млн человек. Россия, начавшая интенсивную индустриализацию, вступила в XX век с острейшей, нерешенной продовольственной проблемой.