МЕХАНИЗМЫ СБЕРЕЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ КАЗАКОВ

ВЛИЯНИЕ КАЗАЧЬЕЙ ПЕДАГОГИКИ НА РОЖДЕНИЕ ТАЛАНТОВ

В массовом сознании закрепилось представление о казачестве как об исключительно военном сословии. Это представление во многом справедливо, поскольку изначально казачество формировалось в тех землях, где разворачивалась борьба разных народов за овладение геополитическим пространством, складывалось представление о значимости данных рубежей в укреплении геополитической идентичности Русского государства. Выполнение важной миссии расширения и защиты государственных границ было немыслимо без неустанного духовно-нравственного развития казачества, воспитания молодых поколений не просто в духе патриотизма, но и в понимании основных законов развития природы и взаимодействия людей[1].

Так как необходимые для этого знания закладывались в школах, то потребность в них диктовала особое внимание казаков к делу просвещения. Военно-служилые обязанности, которые были возложены государством на казаков, требовали использовать самобытные подходы в воспитании, развивать специфические черты казачьей педагогики, впитавшие традиции народного просвещения. Именно на них опиралась педагогика казачества, соединившая систему военно-патриотического воспитания с пестованием нравственности, доброты, трудолюбия. Благодаря эффективному военному обучения казаки были профессионально подготовлены к боевым действиям, а результаты нравственного развития проявлялись в том, что у казаков были малые потери в боях в силу исключительной сплоченности, чувства товарищества и взаимовыручки. Отличие пути в науку для казаков от остальных подданных Российской империи состояло в том, что их исследования или творчество чаще всего должны были сочетаться с постоянным несением казачьей службы. Научные экспедиции предполагали возникновение ситуаций, когда требовалось браться за оружие. Долгие часы наблюдения за всеми возможными переменами на границе формировали склонность казаков, находящихся на заставах, к поэтическому описанию увиденного.

В казачьей среде складывались собственный стиль преподавания и прослойка учителей. Важная задача последних заключалась в умении использовать передовые для того времени педагогические достижения, что диктовалось непосредственными связями казачества с Литвой и Польшей. Дети из достаточно большого числа казачьих семей могли получать там образование, а потому и остальная молодежь не должна была отставать в уровне знаний по сравнению с теми, что давались в литовских и польских школах.

Естественно, на становление системы образования в казачьей среде огромное влияние оказывали процессы, происходящие в целом в российской системе народного просвещения. Но нельзя было не замечать специфики, продиктованной особенностями этнографического, исторического, экономического формирования регионов, где жили казаки. Тот уклад жизни, который наблюдался у казачества, свидетельствовал, что вопросы образования молодежи относились к общим заботам и войсковых властей, опекавших образовательные учреждения, и представителей интеллигенции, взращивающих молодые таланты, и станичных казаков, прежде всего старшего возраста, стремящихся внимательно отслеживать успехи и неудачи всех учащихся, бережно сохранять традиции казачества. Организаторы народного образования на Дону учитывали материально-финансовые возможности населения в своем стремлении обеспечить доступ в начальную школу всем слоям донского сообщества[2].

В 1875 г. был издан правительственный указ, который разрешал членам станичных общин занимать должности в административной, судебной, научной и других отраслях гражданской службы. Этот документ в полной мере отвечал потребности казачьей среды в образованной молодежи. В начале XX в. в России выросло число учебных заведений, увеличилось их разнообразие. Это давало возможность выбирать те из них, что отвечали и личным интересам, и общественным потребностям. Обучение молодых казаков в кадетском корпусе или гимназии мотивировалось высоким престижем образования в казачьей среде. Он проявлялся даже в том, что к юнкеру или студенту старшие обращались по имени-отчеству.

Заметную роль в системе воспитания казаков играли примеры предков, добившихся успехов благодаря полученному образованию. Часто казаки обращались к жизни Димитрия Ростовского (Даниил Туптало, 1651-1709), окончившего Киево-Братское училище, с молодых лет занимавшегося литературным творчеством, прославившегося публичными проповедями. Живя в Киево-Печерской лавре, он исправлял «Жития святых» (Четьи-минеи), написанные митрополитом Макарием в XVI в., создал трактат «Об образе Божии и подобии в Человеце» и другие работы. В 1761 г. на Дону была построена крепость святого Димитрия Ростовского, которая с 1769 г. стала называться городом Ростов-на-Дону. Почитанием пользовался Иоасаф Белгородский (Иоким Горленков, 1705-1754), окончивший Киевскую духовную академию, затем преподававший в ней. Он занимался просветительской деятельностью, писал книги духовного содержания, в частности «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

Еще более широко известен Григорий Сковорода (1722-1794), который был преподавателем Переяславской гимназии, а затем Харьковского коллегиума, где им было создано учебное пособие для молодежи «Начальная дверь ко христианскому добронравию». Сковорода переводил классиков, писал философские трактаты, притчи, басни, стихи[3].

Долгое время были неизвестны точные даты жизни уральского казака, поэта XVIII в. Кирши Данилова, собирателя русских былин, песен и сказаний на территории Приуралья и юго-западных районов Сибири. Сейчас благодаря архивным изысканиям установлено, что он жил в 1703-1776 гг. и был молотовым мастером Невьянского завода Демидовых. Но это не помешало ему стать составителем первого в России сборника русских былин, исторических и лирических песен, скоморо- шин, духовных стихов, многие из которых посвящены казакам.

Василий Сухоруков (1795-1841) окончил отделение правоведения Харьковского университета, получил степень кандидата прав. Вместе с А.О. Корниловичем издавал исторический альманах «Русская старина», в котором в 1825 г. был опубликован его труд «Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях». Он являлся автором монументальных работ «Историческое описание земли Войска Донского» и «Статистическое описание Земли Донских казаков, составленное в 1822-1832 гг.».

С 1920 г., когда значительная часть казаков оказалась в эмиграции, задача получения образования получила новую трактовку: молодым казакам надо было не просто продвигаться вверх, используя образовательные лифты, а доказывать гражданам государств, принявших эмигрантов, свои способности, которые отражали национальную ментальность, характер, стремление к прославлению Родины. Это было послание родной стране, независимо от установившегося в ней политического режима. Значительная часть казачьей молодежи в эмиграции продолжила учебу. Из казачьей среды выделились десятки специалистов с широкой мировой известностью. Многие из них перечислены в «Казачьем слова- ре-справочнике», автор которого Георгий Витальевич Губарев (1894- 1970) также с полным правом может быть отнесен к литераторам и исследователям казачества[4].

Закономерно, что особый вклад в создание невоенного имиджа казачества внесли казаки-писатели. Представителей казачества отличало умение тонко замечать особенности человеческой натуры. Для большинства авторов литературная работа была очень тесно связана с историческими изысканиями, посвященными казачеству. Отметим некоторых известных писателей, имеющих казачье происхождение. Никита Федорович Савичев (1821-1885) увлекся литературным творчеством, писал стихи и рассказы. С 1867 г. постоянно публиковался на страницах «Уральских войсковых ведомостях», в том числе издавались его труды по истории и этнографии уральских казаков.

Иосаф Игнатьевич Железнов (1824-1863) одновременно с воинской службой занимался литературным творчеством, сотрудничал с кружком А.Н. Островского, журналами «Московитянин», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Библиотека для чтения». В его повести «Василий Струняшин» рассказывалось об уральских казаках XVIII в.

Михаил Павлович Хорошхин (1844-1899) в 1881 г. издал книги «Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания» и «Исторический очерк деятельности Военного управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя Императора Александра Николаевича (1855-1830)». Затем вышли книги «Очерк казачьих войск» и «Иканский бой 4, 5 и 6 декабря 1864 г. Рассказ о героическом подвиге Уральской сотни», «Героический подвиг уральцев. Дело под Иканом 4, 5 и 6 декабря 1864 г.», «Забайкалье. Значение для государства». В соавторстве с Е.С. Путиловым он написал «Забайкальскую казачью книгу».

Писатель и историк Николай Григорьевич Мякушин (1852-1913) участвовал в Хивинском походе и Русско-японской войне, занимался литературным творчеством, историческими исследованиями. Среди его книг - знаменитый труд «Сборник Уральских казачьих песен». В.А. Гиляровский (1853-1935) был выдающимся описателем московского бытия.

Иван Петрович Попов (1863-1906) защитил кандидатскую диссертацию тему «Войсковой круг на Дону». В юношеские годы написал повесть «Азовское сидение». Издавал в Новочеркасске газету «Донская речь» и историко-литературный журнал «Дон», был редактором неофициальной части «Донских областных ведомостей».

Представитель того направления литературы, которое называют пролетарским, Александр Серафимович Серафимович (Попов) (1863-1949) за связь с революционными организациями студентов был в 1887 г. сослан на 5 лет в Архангельскую губернию, в ссылке занялся литературным творчеством. Позже возглавил борьбу писателей-демократов за реалистическое направление в литературе. Во время Первой мировой войны он стал военным корреспондентом «Русских ведомостей». Сразу же принял Октябрьскую революцию 1917 г. В 1924 г. издал роман «Железный поток», а в 1930-е гг. вместе с Горьким стал организатором Союза писателей СССР.

Офицер, поэт, писатель, историк Яицкого (Уральского) казачьего войска, участник Русско-японской войны Ахилл Бонифотьевич Карпов (1867-1911) написал книги, среди которых исторические труды «Уральцы», «Памятник казачьей старины», «Сборник слов и выражений, употребляемых уральскими казаками», а также два сборника стихов «Казачьи стихотворения» и «Стихотворения».

Всеволод Вячеславович Иванов (1895-1963) участвовал в революционном движении, воевал в Красной Армии. Он много писал о казачестве: «Яицкие притчи», «О казачке Марфе» и другие повести. Им также написаны пьесы: «Бронепоезд 14-69», «Блокада», «Вдохновение» идр. Слета 1943 г. он отправился на фронт военным корреспондентом газеты «Красная Звезда», а затем «Известия».

Алексей Ачаир (Грызов) (1896-1960) псевдоним взял по станице Ачаирской. Он окончил кадетский корпус и Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную и Лесную академии в Москве, был идейным противником большевиков, эмигрировал в Харбине, где были изданы его стихотворные сборники, а в 1927 г. появился литературный кружок «Молодая Чураевка».

Донской беллетрист Федор Дмитриевич Крюков (1870-1920) сотрудничал с известным писателем Владимиром Галактионовичем Короленко, редактировал журнал «Русское богатство» по отделу беллетристики, а в годы Первой мировой войны был военным корреспондентом.

Классик русской литературы Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) имел украинско-казачьи-польско-турецкие корни. Свой первый роман «Романтики» он издал в 1923 г. И до конца жизни передавал в произведениях яркие романтические образы природы, влияющей на поведение человека.

Писатель Дмитрий Ильич Петров-Бирюк (1900-1977) воевал в рядах Первой конной армии Буденного. После Гражданской войны занимался журналистикой, работал заместителем главного редактора газеты «Красный Хопер». Его первый роман о казаках назывался «На Хопре», также он написал роман о Кондратии Булавине «Дикое поле», повесть «Степные рыцари», романы «Сыны степей донских», «Юг в огне», «Перед лицом Родины», роман-трилогию «Сказание о казаках».

Один из создателей литературной ленинианы Николай Федорович Погодин (Стукалов) (1900-1962) работал журналистом, написал очерки: «Казаки», «Красные ростки», «Кумачевое утро», а также пьесы: «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая».

Историк и писатель Михаил Антонович Алпатов (1903-1980) учился в педагогическом техникуме Ростова-на-Дону. Стал директором школы, но из-за отношения к раскулачиванию и разрушению церквей уехал с Дона. Окончив Московский институт философии, литературы и искусства, стал писать исторические труды и литературные произведения, например, роман «Горели костры».

Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965) «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) начинал свой литературный путь корреспондентом газеты «Юношеская правда», где были опубликованы его первые рассказы. В 1925 г. была издана книга «Донские рассказы», через год - сборник «Лазоревая степь». В 1928 г. опубликованы первая и вторая книги романа «Тихий Дон». В 1965 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Немало из казачьей среды вышло художников и музыкантов. Создатель масштабных исторических полотен «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы» и других Василий Иванович Суриков (1848-1916) был из рода казаков, пришедших в Сибирь с Дона с Ермаком в XVI в. Он обучался рисованию у местного красноярского учителя Н.В. Гребнева, затем в Петербургской Академии художеств, вступил в Товарищество передвижников, был избран академиком живописи. В творчестве он неоднократно обращался к теме казачества.

Русский пейзажист и общественный деятель Николай Никанорович Дубовской (1859-1918) с детства увлекался рисованием, входил в общество художников-передвижников, в живописи изображал природу России. Он явился одним из основных организаторов художественного музея в Новочеркасске.

Донской живописец и театральный художник Иван Иванович Крылов (1861-1936) родился в станице Елизаветинской в семье военного фельдшера. Его первая крупная работа, законченная еще во время учебы в Петербургской академии художеств, посвящалась казачеству: «Казачий ерик близ Азова». Его картина «Степь ковыльная» получила на выставке в Париже в 1913 г. золотую медаль.

Известный художник-баталист Митрофан Борисович Греков (Мар- тыщенко) (1882-1934) после окончания Петербургской академии художеств взял себе псевдоним Греков. Во время Первой мировой войны в составе 19-й Особой Донской казачьей сотни воевал на Юго-Западном фронте, одновременно создавая картины, посвященные подвигам казаков на фронте. После 1917 г. воевал в конной армии Буденного, а в 1925 г. вступил в Ассоциацию Художников Революционной России.

К известным музыкантам принадлежал Василий Ильич Сафонов (1852-1918), оставшийся по окончанию Петербургской консерватории в ней преподавателем фортепьяно, одновременно выступал с концертами. В 1889 г. он стал директором Московской консерватории, организовал постройку дополнительного здания консерватории: Малого и Большого концертных залов. Был главным дирижером симфонических оркестров Московского отделения Русского музыкального общества, вел общедоступные и благотворительные концерты, дирижировал в крупнейших европейских концертных залах. В 1906 г. Сафонов переехал в США, был директором филармонии и директором национальной консерватории в Нью-Йорке. Позже работал дирижером крупнейших оркестров в Англии, Австрии, Италии, Бельгии.

Русский оперный певец, вокальный педагог Степан Григорьевич Власов (1858-1919) окончил Московскую консерваторию. В 1882 г. он уехал в Вену, где совершенствовался как оперный певец. В течение двух лет пел на оперных сценах Италии. В 1887 г. дебютировал в партии Сусанина в опере М.И. Глинки «Жизнь за царя», был принят в оперную труппу Большого театра. В 1907 г. получил звание «Заслуженный артист императорских театров», после чего оставил сцену и преподавал пение в Москве.

Русский певец Иван Васильевич Ершов (1867-1943) пел в училищном и церковном хоре, учился в Московской консерватории, выступал в оперных театрах Италии. Вернувшись в Россию в 1894 г., стал солистом Харьковского оперного театра, а позже был солистом Мариинского театра.

Поэтическое восприятие мира присуще и философам. Выдающийся отечественный мыслитель Алексей Федорович Лосев (1893-1988) закончил историко-философский факультет Московского университета и был оставлен на кафедре классической филологии. В 1916 г. он издал свою первую работу «Эрос у Платона». В 1930 г. Лосев опубликовал исследование «Диалектика мифа», которое секретарь ЦК КПСС Лазарь

Каганович посчитал антисоветской пропагандой. Философ был арестован, а после освобождения его труды не издавались. И лишь через два десятилетия были опубликованы его работы, в том числе «История античной эстетики» в восьми томах.

Среди казаков немало выдающихся путешественников. Иван Васильевич Мушкетов (1850-1902) по окончанию Петербургского горного института отправился в экспедицию на Урал, где открыл месторождения трех минералов, в том числе мышьякового колчедана. Он участвовал в экспедициях по Тянь-Шаню, долине Сыр-Дарьи, Уралу, Средней Азии. В 1881 г. Мушкетов совместно с Г.Д. Романовским составил первую геологическую карту Туркестана, описал Среднюю Азию и Кавказ. Исследовал районы Нижнего Дона и приволжские степи, обнаружив водоносные залежи песчаника, исследовал причины и последствия землетрясения в городе Верном (Алма-Ата).

Григорий Николаевич Потанин (1835-1920), уволившись со службы, поступил вольнослушателем в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. В 1876 г. отправился в двухлетнюю экспедицию в Монголию, Тянь-Шань, Туву. В дальнейшем изучал быт народов Сибири и Азии. Предпринял экспедиции в Монголию, Китай, Тибет.

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) в 1863 г. издал учебник для юнкеров по военной географии. В 1867 г. во главе отряда сибирских казаков отправился в экспедицию по Уссурийскому краю. В 1870 г. издается книга «Путешествия в Уссурийском крае 1867- 1869 гг.», в том же году во главе отряда казаков он начинает экспедицию в Монголию, Китай, Тибет, которая продолжалась в течение трех лет. На основании его географических исследований была составлена подробная карта значительной части Центральной Азии. За эти труды Пржевальский был первым в мире награжден Большой золотой медалью имени Александра Гумбольдта Берлинского географического общества. В 1876 г. он возглавил экспедицию к озеру Лобнор и в Джунгарию, путешествовал по Тибету, в этих экспедициях он также командовал казачьими отрядами.

Казаки-путешественники органично сочетали способности к творчеству с военными навыками. Важно, что большинство известных полководцев из среды казачества, были отмечены и на других поприщах. Донской атаман Петр Николаевич Краснов (1869-1947) с молодых лет занимался литературным творчеством, сотрудничал с различными газетами. В 1898-1904 гг. в качестве военного корреспондента участвовал в подавлении «боксерского» восстания в Китае и в Русско-японской войне. В мае 1918 г. он был избран Атаманом Войска Донского. С 1920 г. проживал в Германии, на профессиональном уровне занимался литературой - по договору с издательствами писал повести и романы.

Герой Советского Союза генерал Дмитрий Михайлович Карбышев (1880-1945) закончил Сибирский кадетский корпус, Николаевское военно-инженерное училище в Петербурге, Николаевскую военно-инженерную академию. Под руководством Карбышева строились укрепления Симбирского и Самарского районов. Во время Второй мировой войны он был тяжело ранен и захвачен в плен. Карбышев организовал антифашистскую работу среди узников концлагерей. В феврале 1945 г. гитлеровцы его живьем заморозили под струями ледяной воды в концлагере Маутхаузен.

Среди казаков можно увидеть выдающихся ученых, естествоиспытателей. Михаил Александрович Павлов (1885-1958) в 1894 г. в «Горном журнале» опубликовал работу «Исследование плавильного процесса доменных печей», был академиком, профессором Московского института стали.

Селекционер, растениевод Павел Пантелеймонович Лукьяненко (1901-1973) занимался селекцией пшеницы, вывел около 50 высокоурожайных сортов пшеницы. Ученый-микробиолог и эпидемиолог Зинаида Виссарионовна Ермольева (1898-1974) окончила гимназию в Новочеркасске, медицинский факультет Северо-Кавказского университета в Ростове-на-Дону и вела научную работу на кафедре микробиологии. В 1942 г. вместе с группой ученых получила первый отечественный пенициллин.

Вклад вышеперечисленных личностей в развитие казачьей педагогики несомненен. Биография каждого из них начинается с перечисления тех учебных заведений, в которых они учились. Обязательно подчеркивается роль первого учителя в выборе жизненного пути. Также нельзя не отметить, что, несмотря на полученное многими казаками военное образование, они были широко эрудированными людьми, имели множество разных увлечений, в том числе таких, которые становились основой их профессионального художественного творчества. Во всем этом сказывалась специфика казачьей педагогики.

Заложенные казачеством педагогические традиции развиваются в современных учебных заведениях. Сейчас успешно готовит специалистов Первый казачий университет им. К.Г. Разумовского. В 2015 г. в Московском Шереметьевском кадетском корпусе по ходатайству родителей воспитанников и кадетов, обучающихся в учебном заведении, был открыт специализированный «казачий класс» имени героя Новороссии Евгения Пономарева. В процессе обучения кадеты наряду с общеобразовательными дисциплинами получают знания основ военной службы, куда входят строевая и огневая подготовки, изучение действующих воинских уставов. Эти занятия проводят офицеры-наставники, закрепленные за каждым классом. Развивается практика непрерывного образования казачества[5]. Многие школы в регионах России используют в образовательном процессе казачьи культурно-исторические традиции. Главная составляющая казачьей педагогики - воспитание в детях чувства патриотизма, организованности, привычки к дисциплине, воли к победе. Ее ценность в уважительном отношении к ученикам, развитии духа состязательности и взаимопомощи.

  • [1] Ерохин И.Ю. Казачья педагогика на службе российского государства: основы казачьей педагогики в ее значении для государственного и общественногоразвития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. Вып. 5 (24), сент. -окт. // URL: http://naukovedenie.ru; Лукаш С.Н. Педагогика казачества: прошлоеи настоящее Юга России. М.: ЦИУМиНЛ, 2008; Спирина О.Н. Роль педагогикиказачества в формировании ценностных ориентаций личности / Из историии культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / Под ред. Н.Н. Великой,С.Н. Лукаша. Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012.
  • [2] Балабанова Е.А, Сидорова С.Н. Становление и развитие системы образования казаков, проживающих на территории Волгоградской области // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 30-31.
  • [3] Сковорода Г.С. Сочинения в 2 томах. М.: Мысль, 1973.
  • [4] Казачий словарь-справочник / Сост. Г.В. Губарев, ред.-изд. А.И. Скрылов.Сан-Ансельмо, Калифорния, 1966-1970.
  • [5] Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание, перспективы организации: сборник научных и учебно-методических работ / Юж,-Рос. гос. тех. ун-т (НПИ). Новочеркасск: ЮРГТУ, 2012.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >