СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

ПОХОДЫ СОВРЕМЕННЫХ КАЗАКОВ ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ ПРЕДКОВ

Смысл понятия «поход», обозначающего передвижение организованной группы людей (отряда) с определенной целью и в установленном порядке (строю), определяется предназначением этого действия. Так, туристский поход организуется в рекреационно-туристических целях, а военный - для выполнения боевых или учебных задач. В то же время военные походы все чаще становятся основанием для проведения походов памяти, в которых отчетливо виден туристический компонент. Военный туризм предполагает путешествие в зоны боевых действий в целях осмотра достопримечательностей и боестолкновений[1].

Война - угроза существованию человечества. Она несет смерть, разрушения, потрясения для людей, непосредственно или косвенно принимающих в ней участие. Понимание угрозы войны объясняет стремление людей желание сохранить о ней память, предостеречь будущие поколения. А для этого необходимо как пробудить память, так и сохранить ее. Одним из средств сбережения памяти становится включение посещения объектов памяти в туристические маршруты. Такие объекты выполняют эмоциональную и познавательную функции, напоминают о героях прошедших войн, которые не должны быть забыты. В разных странах сложились собственные традиции сохранения памяти[2]. В некоторых государствах они стали частью системы образования, а в большинстве стран рассматриваются как средство пропаганды истории государства и его имиджа политики.

Считается, что исторический туризм по местам битв и сражений лучше всего организован в США. К ним, в частности относятся военные парки, мемориалы, исторические объекты, национальные монументы. Одним из важнейших мест памяти является форт Самтер, со штурма которого началась Гражданская война северных и южных штатов, конфликт, который остается самым ужасным в истории Соединенных Штатов, превышающим по потерям жертвы Второй мировой войны. Важнейшие места памяти получили статус национальных парков и содержатся на средства, выделяемые из государственных фондов. Практически во всех странах Западной Европы ведется постоянная работа по сохранению народной памяти о войнах и исторических битвах. Начало этой деятельности было положено еще во времена Наполеоновских войн. Несмотря на различие способов сохранения, эти места обязательно входят в туристические маршруты, функционирующие, как правило, на коммерческой основе. Доходы от туризма помогают сохранению и развитию мест памяти.

Память о военных событиях, являясь частью человеческой памяти, реализуется посредством разных психологических механизмов. Прежде всего, живой памяти, которая связана с непосредственным воспоминанием об участии в военных действиях. К ней относятся воспоминания ветеранов, их внутреннее, эмоционально окрашенное психологическое состояние, влияющее на поведение после вооруженных конфликтов. О коллективном компоненте такой памяти говорит стремление ветеранов создавать собственные организации - ассоциации, союзы, братства. Такие ветеранские организации становятся инициаторами создания объектов памяти в местах боевой славы, организации ежегодных туристических экскурсий по этим местам в дни памяти о событиях, связанных с ними. Когда живая память передается от ветеранов следующим поколениям, она постепенно принимает другой вид, который можно назвать познавательным.

Память о военных событиях отражается в трех основных типах объектов: могилах и кладбищах, памятниках, объектах инфраструктуры войны и сражений. Погибших во время битвы чаще всего хоронили в местах их смерти. А уже после войны появились кладбища там, где проходили крупные сражения. Если сейчас имена и фамилии погибших бойцов, как правило, известны, то в войнах прошлого имена многих погибших не были установлены. Так появились могилы, над которыми устанавливались плиты с надписью «Неизвестный солдат». В 1916 г. армейский капеллан британских войск на западном фронте Дэвид Рэйлтон увидел могилу, увенчанную грубым крестом. На нем карандашом было написано «Неизвестный британский солдат». Предложение по установке такого же памятного знака в самой Британии было поддержано общественностью, затем одобрено настоятелем Вестминстерского аббатства, премьер-министром и королем Георгом V. И 11 ноября 1920 г. в Вестминстерском аббатстве появилась первая национальная Могила Неизвестного солдата. Такие же действия, направленные на сбережение памяти о погибших в Первой мировой войне предпринимались во Франции. В Париже состоялась церемония захоронения неизвестного солдата под Триумфальной аркой.

И такие могилы, и военные кладбища стали символом народной памяти о погибших солдатах. Монументы памяти есть почти в каждой европейской столице, крупном городе, через который прокатились волны Первой и Второй мировых войн. А фортификационные объекты располагаются на территории всей Европы, их особенно много в Германии и Франции, где они непрерывно сооружались вплоть до окончания Второй мировой войны. Часто они известны как различного вида «линии» - Гинденбурга, Зигфрида, Мажино, Маннергейма, Салла и др.

В то же время многие памятники оказываются уничтоженными. Например, памятник лейб-гвардии Казачьему полку, установленный около 1913 г. на Бородинском поле, был разорен в 1918 г. Памятник в честь боя при Молевом Болоте был установлен в 1913 г. в селе Иньково Смоленской губернии, недалеко от деревни Молево Болото, где в 1812 г. кипел бой французов с казаками атамана Платова. Монумент был разорен в первые послереволюционные годы.

Объекты памяти выполняют не только эмоциональную функцию, но и функцию народной благодарности. А реализация таких функций невозможна без посещения туристами, что, безусловно, при всей важности не должно усиливать коммерческое отношение к военному прошлому. Однако и полное исключение коммерческой составляющей может привести, во-первых, к недостаточности средств для поддержания объектов памяти в надлежащем виде, а, во-вторых, к идеологизации политики памяти. К сожалению, такая практика известна из Отечественной истории.

Всесоюзный туристский поход молодежи по местам боевой славы следует считать важной страницей в истории отечественного туризма[3]. Для большинства его участников это была увлекательная форма участия в туристских маршрутах, привлекающая молодых людей к героическим страницам истории. Почти каждый поход был связан с поисковой, сле- допытской деятельностью. Его 12 этапов развернулись на период в 22 года, начавшись весной 1965 г. Было принято специальное Постановление Бюро ВЛКСМ, в котором содержались рекомендации по вовлечению в период летних отпусков и школьных каникул, предвыходные и воскресные дни широких масс молодых рабочих, колхозников, служащих, студенческой и учащейся молодежи в туристские экспедиции, путешествия и походы по местам героических сражений Советской Армии и Военно-Морского флота, партизанским тропам. Итоги похода были подведены в сентябре 1965 г. в Брестской крепости-герое на Всесоюзном слете лучших туристских групп.

В 1971 г. в Положении о Всесоюзном туристском походе указывалось, что Центральные и местные штабы должны рекомендовать примерные маршруты для путешествий. Эти маршруты не являются обязательными, а группы могут самостоятельно разработать маршрут, отвечающий целям и задачам похода. Второй Всесоюзный слет победителей похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа открылся в канун 25-летия разгрома фашистов под Москвой. Более 10 млн участников похода собрали богатейшие исторические материалы, реликвии подвига, фотографии, записи воспоминаний командиров и политработников, бойцов и партизан, на основе которых было создано свыше 59 тысяч музеев, комнат и уголков боевой славы. В походах следопыты установили 15 тысяч памятников, обелисков и мемориальных досок на местах сражений, привели в порядок тысячи братских могил, открыли имена многих неизвестных героев войны. В дни слета следопыты встретились с работниками государственных музеев, передав материалы, собранные в дни походов и поисков, в музейные фонды.

Далее такие слеты проводились в Ленинграде (1967 и 1987), Киеве (1968), Ульяновске (1970), Москве (1973), Волгограде (1975), Иванове (1977), Минске (1980), Ереване (1982), Туле (1985). Со временем из названия исчезло слово «поход», что отразило перемены в смысле мероприятия, включившего субботники, конкурсы профессионального мастерства, изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, но вытеснившего собственно туристские походы по местам боев.

Задачу возрождения традиции похода по местам боевой славы предков приняло на себя казачество. Казаки Всевеликого войска Донского выступили инициаторами конных походов. В 2012 г. с Аллеи российской славы на Поклонной горе в Москве стартовал почти трехмесячный конный поход «Москва-Париж», посвященный подвигу российских героев Отечественной войны 1812 г.[4] Отряд из двух десятков казаков в форме той поры на гордых, огненно-рыжих жеребцах особой донской породы прошествовал через Поклонную гору и выстроился в ряд, чтобы выслушать последние напутствия. Ведь и люди и кони, как сказал на церемонии торжественных проводов председатель оргкомитета, бывший в то время главой Федеральной таможенной службы России, А.Ю. Бель- янинов, идут в этот поход по Европе с исторической миссией дружбы, любви и добра. В тот же момент над Поклонной горой были выпущены 200 белых голубей. Казаки вышли на этот европейский маршрут с открытым сердцем и с иконой Донской Божьей матери, которой благословил на этот поход исторической памяти и мира в декабре 2011 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

В конном походе казаков на Париж для каждого соединено глобальное и личное, отражающее ощущение, что солдатам всех войн делить нечего, они просто исполняли свой долг. Этот поход прошел по территориям шести стран Европы, по самым важным местам сражений, в которых под командованием русского военачальника, войскового атамана Матвея Платова участвовало 60-тысячное казачье войско в 1812 г.: Бородино, Смоленск, Минск, Варшава, Лейпциг, Париж. В 1812 г. на таких же мощных, ярких лошадях казачий отряд войска Донского во главе с атаманом Платовым, преодолев четыре тысяч километров, дошел до Парижа и вернулся обратно.

В Германии участники конного похода Москва- Париж прошли и проехали по историческим местам в Германии, связанным с памятью атамана Платова. Это, прежде всего, Лейпциг, в битве у которого казаки фактически спасли от плена союзное командование. Веймар в 1813 г. казаки спасли от возможной гибели в огне сражения, выставив заслон, на который французские войска не решились напасть. В Эрфурте атаман Платов побывал в 1808 г. в рамках встречи российского и французского императоров, на которой решались вопросы взаимодействия между двумя империями. Дом, в котором проживал во время этого конгресса Платов, прекрасно сохранился. Однако удручало отсутствие памятной доски, которая говорила бы о пребывании легендарного атамана в этом месте. Казаков в Эрфурте восторженно встречали школьники и пенсионеры, туристы и местные жители, деловые горожане и молодежь подходили к казакам, обращались к ним с вопросами. В исторической памяти этого города сохранились представления, как именно русские казаки брали по защиту дома немецких жителей, выставляя в окнах их домов иконки Казанской Божьей матери. Тем самым они давали понять наполеоновским солдатам, что данный дом находится под защитой. Русскую оборону в 1813 г. французы лишний раз предпочитали не испытывать. Противник в тот день активности не проявлял, поэтому в боевых донесениях о столкновениях с участием казаков в этот день ничего не говорится.

Историческим событием стала для Лейпцига памятная церемония, проведенная здесь казаками - участниками конного похода в честь всех павших в знаменитой Битве Народов в 1813 г. Ради победы в этом сражении, сломившем армию Наполеона, сложили головы 22 тысяч русских воинов. Среди них были и казаки, которые буквально собственными телами прикрыли командный пункт армии коалиции против Наполеона, когда к нему прорвалась французская конница. Удара отчаянных донцов Лейб-гвардии казачьего полка кирасиры и гусары маршала Мю- рата не выдержали, и жизни практически всего руководства союзной армии, в том числе и императора Александра I, были спасены. У памятника Битве Народов донцы провели торжественное построение и возложили памятный венок на мемориале. Этот поход состоялся в Год России в Германии и Год Германии в России, и события, подобные тому, что произошло только что в Лейпциге, символизируют теплоту отношений между этими странами, способствуют их дальнейшему сближению.

Конный поход сопровождался обширной культурной программой. А завершился 21-22 октября 2012 г. гала-концертом в Фонтенбло, бывшей резиденции Наполеона. Для жителей европейских городов российской стороной были организованы выступления Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александрова, казачьего хора, театральные представления группы джигитовки Кремлевской школы верховой езды, выставки коллекций исторических костюмов и униформы тех лет, редких книг, карт, документов, газет, боевых наград, пропагандистских карикатур времен Наполеона. Все экспонаты были взяты из частных коллекций, из запасников Российской государственной библиотеки.

Двухнедельный конный поход в честь 68-й годовщины Победы над гитлеровской Германией предприняло астраханское казачество. Казаки ежедневно проходили по 30 км, останавливаясь в городах и селах, где устраивались церемонии возложения венков к памятникам погибшим воинам, а также вручение подарков ветеранам. Финалом шествия стало построение у ворот Астраханского кремля. Кроме конного похода, представители казачества в День Победы 9 мая приняли участие в праздничном параде. Прошло выступление созданного незадолго до похода казачьего духового оркестра. Во время подготовки к походу астраханская делегация казаков посетила мемориальный комплекс Мамаев курган в Волгограде, где его участники набрали земли с мест самых ожесточенных боев Сталинградской битвы. В дни конного похода земля с Мамаева кургана была с почестями возложена ко всем военным мемориалам, которые посетили казаки.

В конце весны 2015 г. 17 донских казаков и пять столичных кадетов отправились в конный поход на Берлин в честь 70-летия окончания Великой Отечественной войны. Поход в память о погибших во время Великой Отечественной войны занял десять недель[5].

Начало похода произошло в Москве на Поклонной горе. А следующим пунктом маршрута стала подмосковная Руза, где находится памятная стела на месте гибели Героя Советского Союза, гвардии генерал- майора, казака Льва Доватора. Любопытно, что в исторической киноленте Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» Доватор дублировал в конных эпизодах актера Николая Черкасова, исполнявшего в кинокартине главную роль. После Рузы казаки согласно маршруту проследовали через Тулу и Брянск до границы с Белоруссией, затем - через Польшу идо Германии. Остановки более чем в двух десятках городов были определены необходимостью возложить венки бойцам, погибшим во время войны. Участники похода в повседневной жизни занимаются различного рода деятельностью: они профессиональные конники, механизаторы, служащие и т.д.

Также в 2015 г. к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне казаки Всевеликого войска Донского посвятили патриотический марш- бросок протяженностью 1400 километров от Мамаева кургана в Волгограде до Сапун-горы в Севастополе, завершившись в День России, 12 июня. К колонне также присоединились казаки Кубанского и Терского войск. Перед отправлением участники патриотического марш-броска возложили венки к Вечному огню на главной высоте страны. Казачий отряд численностью 100 всадников посетил города-герои Волгоград, Новороссийск, Керчь, Севастополь, город воинской славы Ростов-на- Дону и еще около пятидесяти населенных пунктов. Ежедневно участники похода встречались с молодежью и ветеранами, возлагали цветы к братским могилам. Конный отряд прошел по территориям, где были сформированы прославленные казачьи гвардейские кавалерийские корпуса - 4-й Кубанский и 5-й Донской, и по их боевым маршрутам.

Организация конного похода - уникальная и сложная логистическая схема. Лошадей необходимо подготовить: вакцинировать, оформить паспорта для того, чтобы не было никаких проблем на таможнях. Рекорд дончаков - 305 км пробега в сутки. Уникальность в том, что, теряя за это время до 40% веса, она его быстро восстанавливает. Для участников похода выбираются особые гостиницы, отличающиеся тем, что при них имеются конюшни. Во время перехода и люди, и лошади должны быть обеспечены всем необходимым - едой, ночлегом в местах, где имеются конные базы и коневодческие хозяйства. Обязательно сопровождение конников медиками и ветеринарными врачами, ведь лошадям потребуется особый уход, а не только пополнение запасов кормов. Но и это важно, поскольку в день похода лошади выпивают почти тонну воды.

Проведение таких походов исключительно значимо с точки зрения воспитания исторической памяти. В начале марта 2015 г. Антифашистский антимайданный совет составил топ-10 стран с наиболее частыми случаями осквернения памятников постсоветской эпохи. Первое место в рейтинге заняла Украина, в которой только за 2014 г. было подвергнуто надругательству или разрушению около 400 мемориальных объектов. Менее частые случаи в Литве, Латвии, Болгарии и Польше. Авторы рейтинга отмечали, что накануне 70-летнего юбилея победы СССР в Великой Отечественной войне эти случаи были особенно часты. Российские парламентарии и эксперты посчитали это очередной попыткой переписать историю Победы Советского Союза в войне[6]. Как отмечали авторы рейтинга, с каждым днем приближения юбилея Победы такие варварские инциденты лишь учащались. И это было вопреки принятой Организацией Объединенных Наций резолюции о борьбе с нацизмом, осуждающей осквернение памятников борцам с фашизмом, а также Конвенции об охране архитектурного наследия Европы, подписанной большинством европейских стран.

Одной из причин массовых актов вандализма стало осложнение отношений России с Западом, а также желание Европы забыть о том, кто на самом деле выиграл Вторую мировую войну. Однако и через 70 лет после Победы документа, который бы защищал памятники, мемориальные комплексы и захоронения этой войны, не существует. Российской Федерацией заключены девять двусторонних международных договоров с рядом стран, готовятся соглашения с Великобританией, Латвией и Китаем, но они носят узкий характер. Должен появиться новый и более модальный юридический акт, который мог бы применяться и защищать культурные ценности во всех странах.

Пока такого документа нет, просветительская работа, в частности, сопровождающая конные походы казаков, играет особую роль в сохранении памяти погибших героев. Важно подчеркнуть, что для каждого участника таких походов в них воплощаются как глобальное видение проблемы, так и ее личное восприятие. И сложно сказать, какое из этих двух начал лучше помогает демонстрировать, что история, в том числе история войн в Европе, не разделяет народы континента, а связывает их. Эти связи проявляются в том, как казаки в своих заграничных конных походах с одинаковым уважением чтят память всех воинов прошлых эпох, возлагают венки к памятникам не только русским воинам, но и их противникам, которых раньше называли «неприятелями».

Нельзя назвать прием, который оказывали участникам казачьих конных походов в европейских странах, неприятельским. Он был по-настоящему дружественным. Такое отношение граждан зарубежных стран к историческому прошлому позволяет сохранять надежды на то, что память прошлого объединяет людей лучше, чем геополитические интересы или амбиции. Конные походы доказывают, что память о погибших в великих сражениях прошлого выше современной политики. Эта историческая память свидетельствует о наличии общих ценностей разных народов и основанных на них общих представлениях о сострадании, заботе и ответственности.

  • [1] Титова Е.А. Военный туризм как новое направление на туристском рынке // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов.Вып. 2. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004.
  • [2] Муха-Шаек Е. Проблемы организации туристических маршрутов по местам боевых действий // В1сник Д1ТБ (Донецького 1нституту Туристичногоб1знесу). Cepia: Економжа, оргашзащя та управлшня пщприемствамитуристично'1 шдустри та туристично'1 галуз1 в цшому. 2009. № 13. С. 355-360.
  • [3] Усыкин Г. С. Очерки истории российского туризма. СПб.: Гер да, 2000.
  • [4] Зыкова Т. Навстречу 1812 году//Российская газета. 2012. 13 августа.
  • [5] Григорян А. Казаки совершат конный поход из Москвы до Берлина в честьПобеды // Известия. 2015. 6 февраля.
  • [6] Башлыкова Н. Туристов призывают не ехать в страны, где оскверняют памятники СССР // Известия. 2015. 4 марта.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >