Моделирование эмоций в музыке

В.И. Петрушин в своей книге «Музыкальная психотерапия» [22] представил схему моделирования эмоций в музыке (табл. 1.1). В моделировании эмоций основную роль играют лад (минор-мажор) и темп (быстро-медленно) музыки, остальные компоненты (мелодия, ритм, динамика, гармония, тембр) являются дополнительными.

Схема моделирования эмоций в музыке

Таблица 1.1

Лад

Темп

Минор

Мажор

Быстро

Медленно

Гнев

Печаль

Радость

Спокойствие

Как видно из таблицы, быстрая минорная музыка будет создавать ощущение гнева, раздражения, бури отрицательных эмоций, а медленная мажорная музыка — спокойствия, умиротворенности. Остановимся на музыкальных эмоциях подробнее.

  • 1. Медленная мажорная музыка вызывает эмоцию «спокойствие». Соответствующие ассоциации с такой музыкой — лирическая, мягкая, элегическая, плавная, напевная, задумчивая, нежная и т.п.
  • 2. Медленная минорная музыка вызывает эмоцию «печаль». Соответствующие ассоциации с такой музыкой — грустная, сумрачная, трагическая, скорбная, унылая, тоскливая и т.п.
  • 3. Быстрая мажорная музыка вызывает эмоцию «радость». Соответствующие ассоциации с такой музыкой — праздничная, бодрая, ликующая, веселая, беззаботная, жизнерадостная, энергичная и т.п.
  • 4. Быстрая минорная музыка вызывает эмоцию «гнев». Соответствующие ассоциации с такой музыкой — драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, яростная, неистовая, бурная, напряженная и т.п.

Кроме того, считается, что связанные, близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность. Напротив того, ноты кратко отрывистые, состоящие из отдельных скачков, выражают веселое и грубое. Пунктирные и выдержанные ноты выражают серьезное и патетическое, а смешение длинных нот, целых и половинных с быстрыми — величественное и возвышенное.

Таким образом, необходимые для рекламодателя эмоции можно моделировать с помощью музыкальных средств. Рекламная музыка, как правило, характеризуется мажорностью (что связано с ее основной целью — вызвать у потребителя положительные эмоции и связать их с товаром). Однако существует ряд рекламных сюжетов, требующих иной музыкальной партитуры. Ярким примером служит реклама лекарственных средств, в которой первая часть обычно представляет «мучения потребителя до», а вторая часть — «счастье потребителя после» употребления товара. Музыкальный фон «мучений», безусловно, является минорным, подчеркивая «ужасное состояние больного». Тревожная, напряженная музыка первой части рекламы успокоительного средства «Ново-Пассит» переходит в спокойную, умиротворенную вторую часть после использования героиней данного «волшебного средства».

Например, в рекламе лекарства от головной боли «Ревалгин» используется музыка с повторяющимся высоким звуком — «пульсирующая, точечная боль». В рекламе «ТераФлю» первая часть озвучена шумомузыкой, сочетающей диссонансные звуки плюс шумы — кашель, неясный шум, похожий на першение в горле.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >