Концепция системы бытия в философии эпохи Возрождения.

В философии XV в. появилась новая системно-онтологическая концепция бытия, в которой бытие стало восприниматься не в теологической интерпретации, как космос, а в естественной, пространственно-механистической — как система мира. В этом мировоззрении понятие «система» служило для расчленения целого на составные части. Толчком к радикальному преобразованию в истолковании бытия послужило открытие Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Она представляла собой одновременно и целостное образование, и совокупность расчлененных фрагментов мироздания. Системно-онтологическое восприятие мира способствовало развитию новых философских учений, например о системе природы П.А. Гольбаха, об анализе и синтезе Г.В. Лейбница и т.п. В новом смысле бытие стало предметом не только философии, но и социально-научного анализа. Наука эпохи Возрождения богато увенчана открытиями систем в разных областях знаний: системы мира Г. Галилея и И. Ньютона, системы тел П. Лапласа, системы точек и лучей У. Гамильтона, системы растительного и животного мира К. Линнея и т.д. Общим для этих открытий является то, что каждый фрагмент реального мира рассматривается как система, под которой понималась совокупность взаимосвязанных объектов.

Важнейшая особенность представлений о системности предмета познания того времени состояла в выдвижении на первый план каузальной, объективно-закономерной взаимосвязи явлений природы. В науке это было важным шагом вперед. Вместе с тем система эпохи Возрождения была закрытая и статичная. Механизмы ее развития не исследовались. Онтологическое понимание системы как объекта не подводило к познавательному процессу.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >