Анализ инвестиций в искусство

Особенности инвестиций в искусство на российском рынке

При анализе инвестиций в объекты тезаврации в России в сегменте искусства применялись индексы ARTIMX и ARTIMXp. Данные индексы были разработаны по уникальной методике специалистов ARTinvestment.RU и являются интегральными показателями, характеризующими относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. В семейство индексов ARTIMX входит общий индекс ARTIMX, характеризующий состояние всего мирового рынка, а также его подмножества ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics, рассчитанные соответственно для живописи и графики.

Ценовой индекс ARTIMX для российского и мирового рынков

Рис.1 Ценовой индекс ARTIMX для российского и мирового рынков

в 2001-2014гг.

На рисунке (рисЛ) представлен индекс изменения цен на искусство с начала 2001 года. Нижняя линия характеризует динамику для мирового рынка, верхняя - для российского. Показатель 2,889, установленный на начало апреля 2014 года, показывает, что усреднённая цена на искусство в России увеличилась более чем в два раза по сравнению с 2001 годом.

Ценовой индекс ARTIMX для российского рынка в 2014-

Рис. 2 Ценовой индекс ARTIMX для российского рынка в 2014-

2015гг.

В целом, на российском рынке искусства наблюдается та же динамика, что и на мировом рынке: до 2008 год происходило бурное развитие, потом резкий спад в годы финансового кризиса (причем для российского рынка это падение было не таким сильным, как для мирового), и в данный момент рынок только начал возвращаться на утраченные, однако его стабилизацию подорвало изменение рыночной конъюнктуры на сырьевых рынках, падение рубля и введение экономических санкций в России.

На рисунке видно (рис.2), что кризисная ситуация в российской экономике напрямую отразилась на рынке искусства: к октябрю 2014 года рынок достиг своего максимума, а с конца октября, когда

произошло резкое обесценение российской валюты, начал снижаться.

28

Однако на лицо главное отличие российского рынка искусства - цены на искусство в России больше почти в два раза, чем на мировом. Данная особенность российского рынка характеризует в первую очередь, его недоступность для большого количества мелких инвесторов, поскольку возможности осуществления вложений с бюджетом менее 1000 долларов отсутствуют.

Кроме ценовых индексов, при анализе используются индексы ARTIMXp, ориентированные больше на оценку инвестиционной привлекательности объектов искусства, поскольку они рассматривают ключевой показатель доходности. Данные индексы отражают доходность произведений искусства и являются аналогами индексов ARTIMX, скорректированными с учётом инфляции цен на текущий момент времени, отнесенной к базовому уровню по состоянию на 1 января 2011 года. Инфляционная коррекция осуществляется на основе данных индекса CPI, публикуемого аналитическим ресурсом Financial Trend Forecaster.

Индекс доходности ARTIMXp для российского и мирового

Рис. 3 Индекс доходности ARTIMXp для российского и мирового

рынков 2001-2014 гг.

29

График доходности напрямую связан с ценовым графиком, поэтому динамика равносильна для обоих рисунков (нижняя линия характеризует динамику для мирового рынка, верхняя - для российского). ARTIMX profit показывает, что инвестировать в искусство в России на порядок выгоднее, чем в зарубежных странах. Доходность вложений неуклонно росла до 2008 года, в годы кризиса наступил спад, но уже в 2012 году соответствующий показатель превысил высшую точку предыдущего периода. Однако при анализе не учитываются другие ключевые показатели, такие как покупательная способность и покупательная активность.

Индекс доходности ARTIMXp для российского рынка 2014-

Рис.4 Индекс доходности ARTIMXp для российского рынка 2014-

2015 гг.

На рисунке отображено изменение индекса доходности, адекватно отражающее кризисную ситуацию в отечественной экономике: с конца октября 2014 года индекс доходности снижается, а январь 2015 года показывает его стабилизацию на низких значениях.

зо

Таким образом, одной из главных особенностей рынка инвестиций в искусство в России является низкая покупательская активность. Можно также выделить факторы внешней среды, негативно сказывающиеся на уровне инвестиционной привлекательности и условиях осуществления эффективных инвестиций. Этот фактор - коррупция, причём как её наличие, так и борьба с ней. Антикоррупционные кампании влияют как на падение спроса на искусство, так и на уменьшение количества потенциальных инвесторов.

Арт-рынок неоднороден по своей природе и к оценке рисков можно подходить по-разному.

Среди самых значимых проблем внутреннего рынка можно отметить снижение общего спроса, связанное с экономической и политической ситуацией, а также дефицит предложения высококлассных предметов. Острота проблемы недостоверных экспертных заключений, преследующая рынок все последние годы, постепенно снижается. Это связано с развитием процессов

самоорганизации и саморегуляции в профессиональном обществе и формирование сообщества специалистов в области экспертизы произведений искусства.

Индекс покупательской активности ARTIMXba (ARTIMX buyingactivity) представляет собой усредненную величину текущего количества проданных и количества выставленных на продажу лотов на основных мировых аукционах, выраженную в процентах.

Индекс покупательной активности ARTIMXba (ARTMIX buying activity) для российского и мирового рынков 2001-2013 гг

Рис.5 Индекс покупательной активности ARTIMXba (ARTMIX buying activity) для российского и мирового рынков 2001-2013 гг.

Видно, что на данном графике ситуация абсолютно иная. Покупательная активность российских инвесторов в искусство оказалась в разы чувствительней к финансовому кризису, хотя до 2008 года соответствующие показатели для российского и мирового рынка были сравнительно одинаковы. Однако с 2010 года наблюдается обратная тенденция: для мирового рынка характерно резкое возрастание покупательской активности, которая уже опередила показатель докризисного периода, в то время как активность российских инвесторов медленно, но верно сокращается.

Индекс покупательной активности ARTIMXba (ARTMIX buying activity) для российского рынка 2014-2015 гг

Рис.6 Индекс покупательной активности ARTIMXba (ARTMIX buying activity) для российского рынка 2014-2015 гг.

На графике, отражающем индекс покупательной активности (рис.6), видно, что рынок достиг своего максимума к октябрю 2014 года, а уже к концу месяца начал своё плавное снижение из-за общей макроэкономической ситуации в России.

Таким образом, можно определить одну из главных особенностей рынка инвестиций в искусство в России - это низкая покупательная активность. Несмотря на широкую потенциальную аудиторию, которая состоит из класса сверхъобеспеченных людей, они не проявляют должного интереса к инвестициям в искусство.

По данному вопросу можно выделить несколько положений, которые характеризуют некоторые аспекты спроса в отношении инвестиций в искусство в России:

  • 1. В России проживает достаточно большое число долларовых миллионеров и их количество с каждым годом увеличивается.
  • 2. До кризиса русские клиенты индустрии wealth management предпочитали хранить деньги в русских управляющих компаниях, а после кризиса - в швейцарских банках. Русские отличаются тем, что значительную часть активов (40%) держат в наличных.
  • 33
  • 3. По числу “ультрахайнетов” (семей с состоянием от 50 миллионов до 1 миллиарда долларов) Россия входит в первую десятку стран мира.
  • 4. В ситуации экономического кризиса в России, начавшегося в 2014 году из-за изменения мировой конъюнктуры и как следствие, обесценения рубля, масштабы вывоза капитала из страны значительно увеличились.
  • 5. В Европе “входной билет” для клиента private banking стоит 5 миллионов долларов, а в России - от 300 тысяч долларов.

Можно сделать вывод о сформировавшемся в России слое сверхъобеспеченных людей, которые являются коллекционерами и инвесторами. Именно они поддерживают развитие мирового рынка инвестиций в искусство. Особенностью отечественных состоятельных людей является отсутствие интереса к инвестициям в искусство и характерное его использование в качестве домашних декораций. Не приходится говорить о профессиональном интересе, знании особенностей рынка, его тенденций.

Другим важным направлением анализа российского рынка инвестиций в искусство является анализ его инфраструктуры, состояния традиционных и инновационных институтов, обеспечивающих функционирование рынка и создающих условия для осуществления эффективных инвестиций.

Российский арт-рынок находится на начальной стадии своего развития, что делает его перспективным и одновременно неустойчивым и рискованным.

Результаты таблицы (табл.З) красноречиво демонстрируют ситуацию на рынке аукционов в России за 2013 год. Основные игроки национального аукционного рынка за год показали суммарный объём продаж по живописи и графике почти в 681 миллион рублей или порядка 20,8 миллиона долларов, то есть примерно на уровне 2012 года.

Данные результаты говорят о стабильности рынка.

34

Почти 30% российского объёма аукционных продаж 2013 года, то есть почти 203,3 миллиона рублей, обеспечило реализацию только десяти самых дорогих картин, что подтверждает неразвитость российского рынка искусства.

Одной из самых дорогих картин на аукционном рынке стала «Рыночная площадь в Угличе» («Тройка в Угличе») Константина Юона. На аукционе «Русская эмаль» эту картину продали за 76 миллионов рублей или 2,424 миллиона долларов.

Лидером российского рынка аукционов стал аукционный дом «Кабинеть» с суммарными продажами в сегменте живописи и графики более чем на 141 миллион рублей (табл.З)[1].

Рейтинг русских аукционов в сегменте живописи и графики по итогам 2013 года (в руб.)

Таблица 3

п/п

Аукционный дом

Результат в сегменте ИЗО, в руб.

1.

«Кабинеть»

141 311 200

2.

«Совком»

126 099 000

3.

«Русская эмаль»

93 262 550

4.

«VLADEY»

71 703 450

5.

«Русские сезоны»

64 824 500

6.

«ВЕАД»

37 387 310

7.

«Знакъ-Арт»

35 497 000

8.

«Магнум Арс»

33 325 800

9.

«Дом антикварной книги в Никитском»

29 055 200

10.

«Три века»

21 040 000

11.

«РАД»

13 924 000

12.

«Шишкин»

10 916 500

13.

«Литкабинет»

2 603 000

Итого:

680 949 510

График индикатора покупательской активности в сегменте русского искусства ARTIMXba-RUS (рис.4) с середины июля 2014 года демонстрирует существенный рост, что возможно, связано с макроэкономической ситуацией в экономике, а именно падением цен на нефть на мировом рынке и ослаблением рубля. В этой связи инвесторы диверсифицируют инвестиционные вложения, в том числе, в предметы искусства, в частности, в сегменте русского искусства.

Можно предположить, что рост покупательной активности, в условиях экономической нестабильности, должен вызвать рост цен на предметы искусства, то есть рынок будет находиться на пороге своего оживления. Но, очевидно, что происходить это будет постепенно и не так быстро.

График индикатора покупательной активности

Рис. 4 График индикатора покупательной активности

В современных условиях развития банковского рынка происходит поиск новых видов банковских инвестиций. Особое место занимают инвестиции в объекты коллекционного спроса или искусство.

Российская и зарубежная банковская практика предлагает следующие виды инвестиций на рынке искусства:

  • 1. Прямые инвестиции банков в искусство. Сюда также может относиться приобретение коллекций и антиквариата. Банки могут создавать корпоративные коллекции, организовывать их выставки, популяризировать объекты искусства с целью повышения цены и перспективой последующей перепродажи с выгодой.
  • 2. Арт-банкинг и сопровождение инвестиций клиентов.
  • 3. Взаимодействие с паевыми инвестиционными фондами (ПИФами), продажа акций ПИФов, содержащих объекты тезаврации.
  • 4. Тезаврация драгоценных металлов и монет.
  • 5. Покупка паев закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ).
  • 6. Банковские инвестиции в искусство путём покупки акций компаний, деятельность которых связана с искусством.
  • 7. Благотворительность банков, связанная с поддержкой деятельности благотворительных фондов на базе коммерческих арт- проектов, например, создание частных художественных галерей.

Хорошим тоном в банковской среде становится формирование коллекций искусства. Тем самым банки не только приобретают объекты искусства в инвестиционных целях, но и являются примером для клиентов, рассматривая арт-объекты в качестве инвестиционных активов и ставя их в один ряд с акциями, облигациями и драгоценными металлами. Достаточно часто банки предлагают услуги по консультированию клиентов в вопросах приобретения объектов искусства в инвестиционных целях. Данная услуга весьма распространена и востребована, особенно за рубежом, поскольку пользуется доверием клиентов: обладая собственной коллекцией искусства, банк может предложить профессиональную консультацию частному инвестору.

Формирование художественных коллекций стало хорошим тоном в банковской среде стран Западной Европы и Америки. Наличие корпоративной коллекции искусства рассматривается за рубежом как принадлежность банка или компании к высшей бизес-лиги и автоматически повышает статус как в глазах партнёров по бизнесу, так и клиентов.

Крупные иностранные банки являются постоянными участниками на известных мировых аукционах искусства. В таблице представлены самые известные аукционные дома мира, работающие с иностранными банками (табл.З).

Ведущие аукционные дома мирового арт-рынка в 2013 году

Таблица 3

п/п

Аукционный дом

Доля в общей аукционной выручке, %

Выручка,

миллионов

долларов

1.

Christie’s

29,5

3 558

2.

Sotheby’s

25,8

3 108

3.

China Guardian Auctions

4,8

582

4.

Poly International

4,8

580

5.

Beijing Council International Auctions

3,2

390

6.

Phillips

257

7.

Bonhams

1,6

192

8.

Shanghai DuoYunXuan auction

U

136

9.

Xiling Yinshe Auction

1,1

127

10.

Другие

26

3 071

Источник: Официальный сайт СДМ-банка http://www.sdm.ru/about_bank/

Дональд Томпсон отмечает, что “движущая сила в мире современного искусства на самых высоких его уровнях - это брэнд и

38

знаковые события”. “Опираясь на связи с прессой, рекламу и маркетинговые ходы в поддержку аукциона”, выстраивают свою коммерческую деятельность известные аукционные дома Christie’s и Sotheby’s.[2]

Российские коммерческие банки постепенно приобщаются к зарубежному опыту. Практика создания собственных художественных собраний у банков в России появилась в 90-е годы 20 века, в период перехода к рыночным отношениям. К пионерам художественного коллекционного движения можно отнести Инкомбанк и Банк “Столичный” (впоследствии СБС-Агро). Однако кризис 17 августа 1998 года прервал эту традицию.

В современных условиях опыт создания художественных коллекций у российских банков не является массовым. Среди “художественных” банков следует выделить ЮниКредитБанк, который входит в европейскую финансовую группу UniCredit, что возможно, и объясняет наличие художественных традиций. Банк известен богатейшей коллекцией произведений искусства, включающей более 60 тысяч экспонатов от произведений античного периода до арт-объектов, представляющих современные течения в искусстве. Жемчужинами коллекции банка являются шедевры Тинторетто, Гойя и Давида, а также архив, включающий более чем 4 тысячи исторических и современных фотографий. Российская часть собрания UniCredit возникла на основе коллекции искусства Международного Московского банка в 2005 году, после поглощения ММБ группой UniCredit.

Ещё одним банком, насчитывающим богатую, по российским меркам, коллекцию искусства, является СДМ-Банк[3]. Им собрано порядка 430 произведений современной российской живописи, созданных от 1953 года до наших дней. Банк проявляет интерес к скульптуре и графике. Основа собрания — классика советской и российской живописи: Н. Нестерова, И. Дризе, П. Леонов, Т. Яблонская и другие.

Интерес представляет коллекция художественных произведений искусства Газпромбанка, пополняющаяся предметами из новейших течений.

Очевидно, что целью приобретения банками арт-объектов является их растущий инвестиционный потенциал. Однако замечено, что банки, обычно, не продают произведения из своих коллекций, даже в тех случаях, когда они значительно возрастают в цене. Например, на российском рынке до сих пор не отмечено ни одного случая продажи произведений искусства, находящихся в собственности СДМ-Банка и ЮниКредитБанка. Эти банки не продают объекты искусства ни своим клиентам, ни на открытом рынке.

Банки оказывают услуги по управлению средствами клиентов, размещаемых в объекты коллекционного спроса. Следует отметить, что подобные арт-инвестиции как на российском рынке, так и на зарубежном, не носят массового характера. Профессиональное консулитирование клиентов может осуществляться банками в рамках программ private banking.

На российском рынке, в ряде банков, получила развитие услуга для особо важных клиентов, получившая название арт-банкинг. В рамках этой услуги банки помогают клиентам обслуживать инвестиции в искусство и работать на арт-рынке, в частности, сопровождать сделки по купле-продаже предметов искусства, заниматься финансовой оценкой произведений искусства. Здесь большое значение приобретает взаимное сотрудничество банков с аукционными домами, галереями, оценщиками и консультантами из мира искусства, обладающими соответствующей репутацией и весом в арт-кругах. На российском рынке, в числе банков, предлагающих подобные услуги, следует

отметить Газпромбанк и ЮниКредитБанк, для которых арт-менеджмент

40

становится одной из разновидностей эксклюзивных услуг для особой группы клиентов.

Финансовые потоки, возникающие при инвестициях в объекты коллекционного спроса, в зависимости от источника их формирования, самостоятельной роли каждого из них и их взаимосвязи, можно разделить на группы:

  • 1. Владение предметами искусства (расходы на приобретение и хранение предмета искусства, а также получением прибыли при продаже);
  • 2. Финансовая деятельность при владении предметами искусства (получение и выплата краткосрочных кредитов и займов на покупку или под залог предметов искусства);
  • 3. Инвестиционная деятельность (получение и выплата долгосрочных кредитов на покупку или под залог предметов искусства, а также участие в ПИФах художественных ценностей).

Деятельность банков и финансовых институтов связана с выполнением ряда функций, которые представлены в таблице (табл.4)20.

Функции банков и финансовых институтов на арт-рынке

Таблица 4

№ п/п

Основные функции

1.

Сбережение финансовых ресурсов, связанное с потребностью в накоплении денежных средств для целевых инвестиций или потребления.

2.

Финансовое посредничество и его достоинства:

  • а) Профессиональный подход в решении финансовых вопросов, в том числе в области арт-менеджмента.
  • б) Профессиональные консультации по конкретным вариантам инвестирования, что освобождает инвестора от необходимости самостоятельного поиска объектов инвестирования на арт- рынке, то есть экономит его время и ресурсы.
  • в) Финансовые посредники помогают вкладывать свободные

20 Разработано автором

деньги и они “начинают работать”.

  • г) Инвестор получает доход, заставляя финансового посредника эффективно использовать полученные им средства.
  • д) Возможность диверсификации, снижения или передачи риска другому лицу, напр., получение гарантий и обеспечений у банка.

Деятельность инвестиционных банков непосредственно связана с конструированием структурных продуктов и производных финансовых инструментов, имеющих в своей основе различные типы активов. Достаточно часто инвестиционные банки, в отделах корпоративного финансирования, предлагают клиентам воспользоваться услугами паевых инвестиционных фондов.

Данное направление инвестиционной деятельности банков предполагает преимущественно консультирование клиентов и организацию процесса финансирования, за которое банки взимают комиссию.

Основным направлением в работе банков является обслуживание частных лиц, подразделяемых на группы, в зависимости от размера средств, которые могут быть инвестированы клиентами при посредничестве банка:

  • 1. Клиенты с высоким уровнем дохода (размер инвестиций от 1 млн. долл. США);
  • 2. Клиенты с достаточно высоким уровнем дохода (размер инвестиций от 300 тыс. долл. США);
  • 3. Массовые клиенты.

Первой и второй группам клиентов оказываются услуги private banking. При их обслуживании банк выполняет функцию брокера, проводя операции по приобретению финансовых активов по поручению и за счёт клиента, осуществляет доверительное управление финансовыми активами клиента и создаёт для них структурные продукты.

Для массовых клиентов создаются паевые инвестиционные фонды как форма коллективных инвестиций. В соответствии с законом, ПИФы могут вкладывать средства в акции, облигации, недвижимость и произведения искусства. Достоинством услуг управляющих ПИФов является то, что они способны аккумулировать средства мелких инвесторов и выходить на рынок в качестве оптового покупателя, обладая большим объёмом средств. Подобная форма вложения средств диверсифицирует активы и снижает риски клиентов.

К особенностям инвестиций в искусство относится высокий порог вхождения в профессиональную лигу арт-дилеров, составляющий сегодня примерно 100 тыс. долларов США[4]. Тем не менее, сегодня рынок искусства предлагает свои услуги разным группам инвесторов, как частным, так и коллективным, к примеру, паевым инвестиционным арт-фондам.

Нормативной основой появления арт-фондов в России является приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 6 августа 2009 года №09-30/пз-н “О внесении изменений в некоторые нормативноправовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам”. В соответствии с приказом, фонды художественных ценностей могут существовать как в форме акционерных, так и в форме закрытых паевых инвестиционных фондов.

Отличительной особенностью фондов художественных ценностей от других категорий фондов является то, что в состав их активов могут входить только два вида имущества:

  • 1. Денежные средства, включая иностранную валюту;
  • 2. Художественные ценности.

Перечень типов художественных ценностей определен ст.7 Закона РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей”.

В соответствии с законом, в состав имущества паевых инвестиционных фондов могут входить следующие художественные ценности: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы и прочее.

В таблице показан сравнительный анализ инвестиций в закрытые паевые инвестиционные фонды, по сравнению с инвестициями непосредственно в предметы искусства (табл.5)22.

Сравнительный анализ инвестиций в искусство в целом и в закрытые инвестиционные фонды

Таблица 5

Преимущества инвестиций в искусство в целом

Преимущества инвестиций в закрытые инвестиционные фонды

1. Возможность сбалансировать инвестиционный портфель.

1. Наличие профессиональной инфраструктуры (хранилища, страхование, экспертиза и оценка, выставочная деятельность).

2. Возможность в долгосрочной перспективе получать доходность выше, чем по другим видам активов.

2. Возможность диверсификации инвестиционных рисков на множество произведений, вместо концентрации на отдельно взятом продукте.

3. Возможность иметь кризисное убежище для инвестиционных средств.

3. Возможность использования ценной бумаги - пая - как финансового инструмента (например, для залога), что является более характерной операцией

Разработано автором

для банков и финансовых институтов, чем работа непосредственно с произведением искусства.

4. Возможность участвовать в развитии рынка инвестиций в художественные ценности (emotional investments).

4. Более высокая ликвидность ценной бумаги по сравнению с арт-объектом.

5. Возможность дарить и передавать арт-объекты по наследству.

5. Возможность получения дохода от курсовой разницы ценных бумаг.

6. Возможность получать эстетическое удовольствие от владениями художественными артефактами.

Создание инвестиционных фондов в России говорит о развитии рынка искусства, поскольку их деятельность связана с функционированием различных институтов, таких как депозитарии, а также специалистов от искусства: экспертов и оценщиков.

Рис. 5 Состав и структура активов Инвестиционного фонда художественных ценностей

Схема функционирования фонда художественных ценностей представлена на рисунке (рис. 6).

Схема работы фонда художественных ценностей

Рис.6 Схема работы фонда художественных ценностей

Современный рынок искусства и банковские инвестиции в объекты коллекционного спроса набирают обороты. Деятельность иностранных банков, связанная с инвестициями в искусство, имеет многолетнюю историю и большой опыт. Российские банки только осваивают для себя это новое поприще, однако можно уверенно говорить о том, что отечественная банковская индустрия уже обладает необходимыми практическими навыками и сложившимися традициями.

В тоже время, можно отметить ряд характеристик, присущих российскому рынку искусства: в первую очередь, российские банки не рассматривают инвестиции в искусство в качестве альтернативной услуги для своих клиентов, не практикуют сотрудничество с инвестиционными фондами художественных ценностей, не занимаются масштабным спонсорством и другими направлениями деятельности, свойственными для зарубежного арт-рынка. Финансовый рынок в России недостаточно развит и соответствующих условий для торговли искусством в виде сертификатов на арт-биржах не создано. К тому же, для развития арт-бирж необходимы иностранные инвестиции и приход на рынок иностранных инвесторов, что невозможно в условиях экономических санкций в России.

Фундаментальные проблемы носят и образовательный характер. Искусство - это актив особого рода, не подчиняющийся рыночным правилам воспроизводства. Недостаток качественного предложения, особенно в сегменте современного искусства, сокращает инвестиционные возможности. Во многом это связано с неразвитой системой художественного образования, которая до сих пор функционирует по старой модели. В России отсутствуют образовательные программы в сфере экспертного участия на рынке: недостаточно сотрудников, способных обеспечить качественную экспертизу.

В России представлен ряд институтов, способных поддерживать развитие рынка: растёт количество аукционных домов и галерей, появились два инвестиционных фонда художественных ценностей, что, безусловно, несёт новые возможности для инвесторов. Однако при этом наблюдаются очевидные проблемы с институтом экспертизы и оценки. Рынок испытывает большую потребность в качественных специалистах, а пока что их отсутствие является источником большого количества рисков, не позволяющих рынку развиваться дальше.

Российский рынок инвестиций в искусство не обеспечен качественным предложением. Данная проблема связана не только с недостатком площадок, но и с отсутствием самих работ, что подразумевает глубокие проблемы в области культуры и образования.

Можно говорить о том, что в России наблюдаются существенные диспропорции в развитии отдельных сегментов рынка. Для нашей страны характерна ситуация, когда отдельные сегменты рынка искусства развиваются успешно, в то время как некоторые практически

отсутствуют. Подобные проблемы усугубляются на фоне низкой

47

государственной поддержки и общей привлекательности инвестиционного рынка в России.

  • [1] 7Данные официального интернет-портала об инвестициях в искусство http://artinvestment.ru/invest/analytics/ 35
  • [2] 1 "Томпсон Д. Супермодель и фанерный ящик. Шокирующие истории и причудливая экономикасовременного искусства. M.: Центрполиграф. 2015. С.6, С. 163.
  • [3] '’Официальный сайт СДМ-банка http://www.sdm.ru/about_bank/
  • [4] Скатерщиков С. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства. М.:Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 120.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >