Зарубежная практика инвестиций в искусство

В зарубежной практике рынка искусства существуют институты, ведущие научную и аналитическую деятельность на рынке. Они разрабатывают специальные коэффициенты, отражающие доходность инвестиций в объекты искусства. Наиболее авторитетный и часто используемый индекс - MeiMosesIndex, разработанный в 1959-м году американскими профессорами школы бизнеса Леонардо Стерна при Нью-Йоркском Университете.

Данный индекс показывает статистику цены на художественное произведение между двумя продажами на аукционе. Его база составляется на основе более 27 000 повторных продаж. Помимо MeiMosesIndex на рынке существует много других показателей, например, миланский GabriusArtlndex, лионский Artprice, британско- шведский ZurichArtandAntiquesIndex. Тем не менее, MeiMosesIndex является наиболее показательным. Его часто сравнивают с индексом Standard & Poor’s 500, в корзину которого включено 500 избранных акционерных компаний США, имеющих наибольшую капитализацию.

Сравнение индексов MeiMoses с индексом S&P 500 за 2001-

Рис.7 Сравнение индексов MeiMoses с индексом S&P 500 за 2001-

2011 гг.

На графике видно, что помимо агрегированного индекса MeiMoses используются его составные индексы для более глубокого анализа. Каждый из них отражает доходность на различные виды искусства; они расшифровываются следующим образом:

MEI MOSES® IMPMOD-W: Impressionist and Modem - Импрессионизм

Модерн

MEI MOSES® OM19-W: Old Master and 19th century - Классическое искусство

MEI MOSES® PWCIIIW: Postwar and Contemporary - Послевоенное искусство

MEI MOSES® TCWADW: Traditional Chinese Works of Art - Традиционное Китайское искусство.

Доходность инвестиций в искусство, согласно данному графику, с 2009 года выше, чем доходность от инвестиций в фондовый рынок. Так же как и другие рынки, рынок инвестиций в искусство находится в сильной зависимости от колебаний: после своего исторического максимума, достигнутого в 2007 году, наступил сильный спад, однако утраченные позиции не идут ни в какое сравнение с фондовым рынком, который пострадал гораздо сильнее. За последнее десятилетие индекс MeiMoses шесть раз бил показатели S&P 500. Наиболее подробная статистика за 2011 год приведена на графике (рис.8).

Сравнение индексов MeiMoses с индексом S&P 500 за 2011 год

Рис. 8 Сравнение индексов MeiMoses с индексом S&P 500 за 2011 год

На графике (рис.8) видно, что индекс доходности в акции остался

на прежнем уровне, что и в начале года, в то время как инвестиции в искусство принесли своим владельцам более 10% прибыли.

Для более подробного анализа, необходимо определить, какие виды инвестиций в искусство приносят наибольшие доходы, и какой уровень риска для них характерен. Эти данные представлены в таблице (табл. 6).

Годовой доход и риск изменения доходности для различных

сегментов рынка искусства

Таблица 6

IMPMOO

OLM19C

POST WAR

TRAD CHINESE

S&P Total Return 1

CAR

6.44%

0.71%

11.38%

15.82%

0.47%

STDEV

11.84%

15.18%

15.98%

27.51%

20.46%

CORR-S&P

0.11

0.03

0.02

•0.28

1.00

Источник: Deloitte and Art Tactic Art & Finance Report 2011

CAR - compound annual return - общий годовой доход;

STDEV - risk by standard deviations of the annual returns - риски изменения годовой доходности.

Общий годовой доход по акциям остался примерно на том же уровне, что и в начале 2011 года, в то время как практически все индексы доходности искусства показали значительный рост.

Сравнение индексов MeiMoses с индексом S&P 500 за 2012 гг

Рис.9 Сравнение индексов MeiMoses с индексом S&P 500 за 2012 гг.

Тем не менее, нельзя с уверенностью делать оптимистичных прогнозов для рынка инвестиций в искусство, поскольку он подвержен влиянию различных факторов, настолько же сильно, как и другие сегменты инвестиционного рынка. К ним можно отнести общую экономическую стабильность, ожидания основных инвесторов, политические и другие внешние факторы. График 3 отражает это в полной мере: несмотря на уверенную динамику роста в предыдущие годы, текущий период характеризуется заметным падением доходности. Индекс MeiMoses показывает значения, меньшие, чем S&P 500.

Из приведённой динамики объёма продаж искусства на арт- рынке видно, что кризис 2008 года был успешно преодолён и, начиная с 2010 года ситуация полностью стабилизировалась и рынок начал расти.

Мировой объём продаж искусства на арт-рынке

Рис.10 Мировой объём продаж искусства на арт-рынке

(в млрд, евро)

Из графиков видно, что на мировом арт-рынке, объём продаж в 2013 году составил 47,4 миллиарда евро, а это значит, что объём продаж вырос на 8% по сравнению с 2012 годом (43 миллиарда евро). Хотя это еще не рекордный показатель, так как самый высокий показатель объёма продаж был в 2007 году, еще в докризисные времена. В то время объём продаж на мировом арт-рынке составил 48 миллиардов евро.

Изменения в объёмах продаж с 2003 года до 2013 года

Рис.11 Изменения в объёмах продаж с 2003 года до 2013 года

Рынок претерпевает значительные изменения. В первую очередь, отчетливо проявляется его трансформация: олигополия Нью-Йорка и Лондона заканчивается, образуются новые полюсы, и главное место среди них занимает Китай.

Доли стран на мировом рынке искусства в 2013 г

Рис.12 Доли стран на мировом рынке искусства в 2013 г.

53

На диаграмме (рис. 12) представлены доли различных стран на мировом рынке искусства в 2013 году. Видно, что более 80% поделили 3 страны: Великобритания, США и Китай, причем если для первых двух стран лидерские позиции были традиционными, то для Китая - это мощный рывок, объясняемый бурным экономическим развитием, именно он является наиболее мощным инвестиционным центром на рынке искусства.

Первое место по объёмам продаж искусства в мире занимают США, так как им принадлежит 38% глобального оборота, а это на 5% больше, чем в 2012 году. На втором месте находится арт-рынок Китая, которому принадлежит 24% от мирового аукционного оборота, что на 2% меньше, чем в 2012. На третьем месте находится Великобритания, имея 20%. Но, есть и другие варианты оценки, например, если рассматривать статистику Artprice, то французские аналитики на первое место ставят Китай с 34,6% рынка, а уже за ним США с 33%, а на третье место арт-рынок Британии, имеющий 17,3%. Разница в том, что у Artprice расчитываются только аукционные продажи. А если считать и частные продажи тоже, как это делает TEFAF, то перевес явно находится на стороне Соединенных Штатов.

Базовой основой рынка искусства являются аукционные торги. Вся информация об аукционных сделках сохраняется и предоставляется для анализа, поэтому они выступают источником прозрачности рынка.

Рынок аукционов в 2003-2012гг

Рис.13 Рынок аукционов в 2003-2012гг.

54

На рисунке (рис. 12) показан рост рынка аукционных продаж. Можно сделать вывод, что динамика этого рынка задаёт тон динамике всего рынка искусства.

Рассмотрим доли стран на аукционном рынке (рис. 14).

Доли стран на аукционном рынке

Рис.14 Доли стран на аукционном рынке

На рисунке (рисЛ 4) видно доминирование Китая на рынке искусства. Китайский рынок искусства в 2010 году обошёл рынок Великобритании и вышел на второе место по показателям совокупных продаж, а также на первое место по аукционным продажам. Стоимость продаж возросла с 2010 года в 10 раз и достигла 8,2 миллиарда долларов в 2010 году. Рекордные цены на китайское современное искусство были установлены в 2011 году, когда была продана работа ЦиБайши за 65 миллионов долларов в аукционном доме Пекина в мае 2011 года. Согласно результатам аукционных торгов, в первой половине 2011 года, 2 крупнейших аукционных дома Poly и China Guardian обогнали Christie’s и Sotheby’s, и у Китая, таким образом, сейчас 7 из 10 крупнейших аукционных домов. Китайские аукционы намерены расширять свои представительства за рубежом. Так, Poly намерен открыть офис в Нью-Йорке, a China Guardian представительство в Нью- Йорке и Ванкувере.

Однако, китайский рынок хоть и выглядит наиболее перспективным, его развитие сопровождается наличием определенных проблем. При продажах искусства на рынке обнаруживается много подделок, что обусловливает уровень риска. Кроме того, согласно данным, опубликованным в сентябре 2011 года Китайской Ассоциацией акционеров, можно предположить, что 40% от 1 миллиона долларов стоимости работ остаются неоплаченными, что составляет предел кредитного срока по закону.[1]

С точки зрения общей стоимости изобразительного искусства в мире, в последние годы доминирует декоративное искусство и старинные вещи.

Можно выделить различные категории искусства, трактовка которых носит достаточно широкий характер у профессионалов в художественной торговле и у художественных экспертов:

  • 1) “Послевоенный” и “Современный” - художники, родившиеся после 1910 года.
  • 2) “Современный” - художники, родившиеся между 1875 и 1910 годами.
  • 3) “Импрессионист” и “Постимпрессионист” - художники, родившиеся между 1821 и 1874 годами.
  • 4) “Старые мастера” - художники, родившиеся до 1821 года.

Доля на рынке этих четырёх главных секторов в 2013 году, с

точки зрения стоимости и объёма продаж в аукционных торгах показана на рисунке (рис. 15). Рисунок показывает, что “Послевоенное” и “Современное искусство” составляет 46% по стоимости и 44% по объёму, это выше на 3%, чем в 2012 году.

Доля секторов искусства на рынке

Рис.15 Доля секторов искусства на рынке

Из приведённых данных (рис. 15) следует, что количество проданных предметов искусства огромное, показатели по продаже в 2013 году велики и почти достигли пика, который был в 2007 году. Как полагают эксперты, если цены на искусство растут, то это вызывает к нему инвестиционный интерес.

Коэффициенты делового оптимизма для рынка искусства в США, Европе, Индии и Китае 2009 -2011 гг

Рис.16 Коэффициенты делового оптимизма для рынка искусства в США, Европе, Индии и Китае 2009 -2011 гг.

Для анализа рынков часто используются коэффициенты делового оптимизма (Confidence Indicators). На их основе можно спрогнозировать рост рынка, поскольку они отображают его инвестиционную привлекательность. На данном графике видно, что соответствующий показатель для Китая значительно выше, чем для рынка Индии, США и Европы.

Наиболее растущим сегментом является рынок современного послевоенного искусства. Стабильный рост наблюдался до 2008 года, но в финансовый кризис рынок значительно просел, лишь с 2010 года началось его восстановление, и на данный момент данный рынок поднялся выше показателей 2007 года.

Развитие рынка послевоенного искусства 2003-2012 гг

Рис.17 Развитие рынка послевоенного искусства 2003-2012 гг.

Первое место на рынке послевоенного и современного искусства занимают США с 40% рынка по показателю объёма и 19% всех трансакций. У Китая второе место и 24,9% объёма рынка (рис. 17).

Не только рынок аукционов испытал значительный рост в последнем десятилетии, большое количество ярмарок расширили свою деятельность.

Работа с искусством как с активом, связана в банковской среде с направлением Client Entertainment, а взаимодействие с инвестиционными фондами художественных ценностей встречается крайне редко (рис. 18).

Рис. 18 Основные арт-услуги, предоставляемые банками

Одним из направлений роста рынка инвестиций в искусства стало развитие деятельности инвестиционных арт-фондов в мире. Профессиональные инвесторы говорят о новом понятии инвестирования в SWAG (silver, wine, art and gold), что свидетельствует о том, что предметы коллекционирования и объекты искусства готовы занять ведущее место в сфере альтернативных активов.

Развитие инвестиционных фондов художественных ценностей в мире 2000-2011гг

Рис.19 Развитие инвестиционных фондов художественных ценностей в мире 2000-2011гг.

График отражает динамику роста количества инвестиционных фондов художественных ценностей (рис. 19). Несмотря на интенсивное развитие данного рынка, на лицо сильная чувствительность к экономической нестабильности. Главная тенденция - это преобладающий рост количества арт-фондов в Китае.

Проведя анализ состояния современного рынка инвестиций в искусство, можно выявить его очевидную тенденцию к развитию, которое происходит по всем возможным направлениям. В первую очередь, это рост количественных показателей, таких как индикаторы доходности инвестиций. Они опережают аналогичные показатели, отражающие доходность вложение в акции. Это первый аргумент, говорящий в пользу включения искусства в список альтернативных активов, входящих в портфель инвестора.

Второе направление - это институциональное развитие, которое проявляет себя практически на всех континентах. Помимо развития традиционных площадок, таких как аукционные дома, ярмарки, появляются новые институты - биржи, инвестиционные фонды художественных ценностей. Наблюдается активное приобщение к информационным технологиям: торги переходят на электронные площадки в интернет, происходит глобализация рынка. При этом рынок становится биполярным: Китай - это место самого интенсивного развития инвестиционного рынка, показатели которого опережают другие страны. Банки входят в число основных участников рынка, они все чаще включают услуги, связанные с искусством в список услуг, предоставляемых главным клиентам, во многом это связано с растущей конкуренцией и необходимостью диверсификации, однако об устоявшейся практике взаимодействия с инвестиционными фондами пока говорить не приходится.

Развитие рынка инвестиций в объекты тезаврации сопряжено с наличием рисков, которые не позволяют рассматривать искусство как полноценный актив. Многие возникающие институты оказываются нежизнеспособными, что снижает уверенность потенциальных инвесторов и общую инвестиционную привлекательность.

  • [1] “The Global Art Market 2010 - Crisis and Recovery” - TEFAF, 2011 56
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >