СЕКСУАЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Исследования человеческой сексуальности обусловлены необходимостью философского осмысления социальных и духовных процессов, происходящих в современном обществе. Эпоха глобализации характеризуется гиперактивным ростом научно-технического и информационного потенциала, приоритетом материального потребления над духовностью, нивелированием традиционных ценностей, неоднозначным влиянием на ход общественного развития в целом, что затрагивает и сферу глубоко интимную.

Сексуальность является сложным и культурным явлением человеческой жизни. Ее изучение занимает особую «нишу» в социально-гуманитарном познании и имеет давние традиции. Так, например, в рамках античной философии сексуальные отношения рассматривались преимущественно в контексте размышлений о сущности и видах любви, а в средневековой схоластике - о сути греха. Научное понимание сексуальности, возникшее в Европе в Новое время, претерпело огромную концептуальную эволюцию. Так в конце XIX — начале XX вв. сексуальность представлялась в науке естественным биологическим процессом. Сексологи утверждали, что сексуальность является фундаментальной потребностью, которая влияет на поведение. Согласно теории 3. Фрейда, сексуальность трактуется не только как природный, но и как социокультурный феномен[1].

Переход к культурному пониманию сексуальности связан со становлением социального конструктивизма и философии постмодернизма и отражен, в частности, в работах

Р. Барта, Ж. Бодрийяра, С. Жижека, М.Фуко. В рамках этой парадигмы сексуальность начинает трактоваться как текст, состоящий из сложной смеси социальных и личных значений. В результате такого концептуального поворота происходит постепенный отказ от формирования общей теории сексуальности и переход к исследованиям, которые анализируют смыслы сексуальности в контексте конкретных культурно-исторических полей.

В процессах формирования знаково-символических образов сексуальности мужчин и женщин на первый план выходит телесность как символ «полной свободы», что находит отражение и в массовом сознании, и в продукции массовой культуры. Так происходит конструирование гендерных установок, широкая демонстрация знаковых образов и действия. Благодаря СМИ и, в особой степени, сети интернет, сексуальность воспринимается как одна из важнейших характеристик современного человека. Путем тиражирования гендерных идеалов, сексуальных практик и отношений достигается высокая степень коммуникативного взаимодействия.

В эпоху всеобъемлющего глобализма трудно себе представить жизнь без Интернет-общения в социальных сетях, особенно в молодежном сегменте. Социальная сеть - это социальная структура, состоящая из групп узлов, которыми являются социальные группы, личности, индивидуумы. Одна из обычных черт социальных сетей - это система «друзей» и «групп»[2]. Такие известные социальные сети, как «Контакте», «Одноклассники», «Face Book», «Twitter» и т.д., являются не только местом виртуального общения, но и неотъемлемой частью жизни, как каждодневный завтрак. Социальная сеть сегодня - это общение с друзьями и знакомыми на всевозможные темы, а также новые знакомства.

Виртуальная коммуникация и условия, при которых она происходит, является антиподом реального общения. Можно предположить, что эти измененные условия непосредственно влияют на процесс восприятия собеседника. Благодаря сетевой коммуникации у молодежи появилась возможность по собственному выбору и желанию создавать и трансформировать свою виртуальную идентичность. Внимание ученых привлек тот факт, как различные аспекты виртуального взаимодействия, связанные с проблемами телесности и эротизма, превращаются в ключевые формы самоидентификации и социализации в пространстве социальных сетей. Это объясняется тем, что сетевое пространство в своем виртуальном выражении есть пространство вербальное, где на первый план выходит самопрезентация индивидуума. Информационное общество делает реальность самопрезентации «истиной в последней инстанции»1, своего рода конечной реальностью, тем самым транслируя этот принцип в реальное социальное взаимодействие.

Благодаря компьютерным технологиям пользователь получает уникальную возможность «управлять впечатлением» о себе. К.О. Черняева пишет об этом: «Виртуальное понимается как особая реальность, особый мир, а порой и как мираж, сконструированный из управлений впечатлениями Другого»[3] [4]. Данное обстоятельство является ключевой особенностью виртуальной самопрезентации. Сущность ее заключается в том, что человек самовыражается посредством свободно конструируемого внешнего облика, речи, действий и в том числе, выбирает проекцию социокультурных норм, существующих в отношении гендерных ролей и сексуального поведения.

Условно социальные нормы, используемые при конструировании своего образа, можно разделить на два типа: первый представляют общепринятые правила этикета, вежливости, стандарты красоты, силы, мужества, а второй составляют нормы, связанные с коммуникативной культурой, мотивационными и ценностными установками, поведенческими правилами определенной социальной группы (комьюнити). Виртуальный мир социальных сетей позволяет использовать и элементы девиантного поведения как выражение подавленной стороны личности — нецензурные выражения, удовлетворение запретных в реальности сексуальных побуждений. Таким образом, аудиовизуальная самопрезентация может служить выражением «дремлющей» части личности или удовлетворению своего «Я». Конструируется такое «Я», которое является идеалом индивидуума или его полной противоположностью, в зависимости от цели, которую он себе ставит. Но во многом, создание виртуального «Я» есть попытка компенсировать социокультурные неудачи. Как справедливо отмечает М. Соколов, популярность сетевой коммуникации обусловлена, в первую очередь, не возможностью построения виртуальной идентичности, ажеланием созданиянаиболее положительного Я-образа, в котором нивелируются стигмы (негативныеатрибутивные признаки) и выходят на первый план достоинства коммуниканта[5].

Формируемое впечатление о себе в первую очередь зависит от аватара, или «иконки» личной страницы в социальной сети. Отметим что наряду с фото на страницах присутствует ник, статус, личная информация, видео, комментарии — это также позволяет судить об обладателе страницы. Открытые в доступе личные фото характеризуют их владельца как человека открытого для общения и знакомства, а также для обозначения себя как отдельной личности. Иллюстрацию вместо фото могут ставить не только замкнутые люди, но и те которым наскучил свой внешний облик, или это может быть неким протестом сетевому обществу и его стандартам. Но здесь важен также и смысл этих иллюстраций.Аватар служит для передачи настроения, отражает тип личности, характер, его увлечения, фиксирует перемены в жизни. Именно поэтому можно утверждать, что выбор аватара - это сознательный шаг пользователей социальной сети, и именно он является первым к созданию виртуальной личности. Очевидно, что выбор способа самопрезентации в Сети зависит от пола, типа личности, возраста, воспитания, образованности, моральных принципов, религиозных предпочтений и социальных условий развития. Феномен самопрезентации позволяет судить о том, что приватность потеряла актуальность, стала функционировать публичность, а человек, как отмечал Фуко М., стал «признающимся животным»[6]. Признание истинное так и ложное, через аудиовизуальную антропологию, стало основанием виртуального общения.

Как отмечалось выше, сексуальность является сложным феноменом человеческой жизни. Особенно остро сексуальность воспринимается молодежью. Дело здесь не только в биологических причинах (хотя многие исследователи связывают пробуждение интереса к сексуальности с началом процесса биологического созревания), но и во влиянии средств массовой информации, которые диктует молодым людям навязчивую необходимость формирования себя как субъекта сексуальности.

Сама по себе сексуальность имманентно несет в себе многие признаки «иного», и манифестация ее в подростковом возрасте связана с осознанием «чужой» и часто неизведанной силы. В этом смысле сексуальность не является только «телесной» функцией, хотя реализуется через телесные механизмы. Это относится к нынешнему «несовершенному» состоянию человеческой телесности, где имеет местом «соматизация», т.е. идеализирование личных телесно-физических достоинств. В сфере сексуальности это ярко проявляется в бесконечной дискуссии по поводу размеров «мужских и женских достоинств», все происходит по банальному принципу: чем больше, тем лучше.

Можно предположить, что сексуальность является неким общим логином, посредством которого может происходить общение. С данной позиции во многом теряется смысл дискуссии по поводу нормальности или ненормальности тех или иных телесных проявлений сексуальности, их «естественности» или «извращенности».

Основным механизмом виртуальной самопрезента- ции сексуальности становится визуализация. К особенностям визуальных репрезентаций сексуальности можно отнести выражение сексуальности через телесность (при этом особенностями конструирования телесности являются сексуализация и фрагментация) и эротизацию, порнографизацию самопрезентаций (когда эротическая и порнографическая индустрия становятся трансляторами «канона» репрезентации сексуальности)[7].

В настоящее время в социальных сетях можно увидеть все ипостаси сексуальности от «ангельской» до извращенной. Молодежь создала собственную виртуальную сексуальную культуру. Однако что толкает молодых людей, по большей части девушек создавать виртуальные ню образы? Сексуальность является мощным фактором поведения молодежи, это процесс, который не только включает «мысли о сексе», а осознание себя привлекательным. Желание нравиться свойственно всем людям, в психологии данное явление называется «потребность в аффилиации». Следовательно, что в тот или иной момент происходит проявление личной сексуальности, особенно в виртуальном пространстве. Использование аватаров, обновление фотоальбомов позволяет создавать и управлять желаемым впечатлением аудитории, получать замечания и комментарии, это порождает чувство самоудовлетворенности и «нужности».

С древнейших времен, как свидетельствует история искусства, способность чувственно реагировать на сексуальные знаки и образы, а также сознательно создавать подобные, реализуя в них свою фантазию и внутренний мир - отличающее свойство человека. В настоящее время все еще продолжается процесс ломки традиционных норм, ограничений и запретов в сфере сексуальных отношений. На сдвиги в системе сексуальных установок и практик повлияло снижение возраста сексуального дебюта, плюрализация отраженных в СМИ сексуальных норм и ориентаций, форм и методов реализации сексуального желания и т.п. Ключом же к разгадке бума виртуальной презентации сексуальности молодежи может послужить изучение всех форм игровой социализации, столь распространенных в современном обществе.

  • [1] Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. - М.: МЦ «Система» при МК ВЛКСМ, 1989. - С. 6-8.
  • [2] Шахмартова О.М., Болтага Е.Ю. Психологические аспекты общенияв социальных сетях виртуальной реальности // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. - Пенза, 2011. - № 24. - С. 1005.
  • [3] ЖичкинаА.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и ихсвязь с реальной идентичностью. - М., 2004. [Электронный ресурс]. URL:http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy (дата обращения: 03.08.2013 г.).
  • [4] Черняева К.О. Культурная идентификация в условиях глобализации:случай социальных сетей: Дисс... канд. соц. наук. - Саратов, 2010. - С. 22.
  • [5] Соколов М. Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичностии режимы раскрытия персональной информации // Личностьи межличностное взаимодействие в сети Internet. - СПб.: ИздательствоСпбГУ, 2006. - С. 9-39.
  • [6] Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. - М.: «Касталь», 1996. - С. 114.
  • [7] Епанова Ю.В. Виртуальные репрезентации сексуальности в молодежнойсреде: теоретические основания анализа: Дисс... канд. культ, наук. -Саранск, 2011. - С. 6-7.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >