РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ПОСТАВКИ ЗЕРНА
Состояние, тенденции развития транспортно-логистической системы перевозок зерна
Развитие национальной грузовой базы перевозок зерна
В последнее десятилетие зерновая отрасль России превратилась в крупный источник экспортных доходов (около $ 4,5 млрд в рекордном 2008 г.), сравнимый с экспортом леса и пиломатериалов (S 7,3 млрд), вооружений ($ 8 млрд), цветных металлов ($ 16,3 млрд). Россия стала одной из ведущих стран — экспортеров зерна и обладает значительными возможностями увеличения посевных площадей, а также способна продолжить наращивание показателей урожайности.
Российская Федерация намеривается реализовать имеющийся аграрный потенциал и вывести объемы производства зерна на уровень, позволяющий совместно с другими крупнейшими производителями сельхозпродукции стать для значительной части человечества гарантом продовольственной безопасности с учетом обеспечения и стимулирования растущего потребления зерна внутри страны.
Перед агропромышленным комплексом России поставлена масштабная задача — к 2019—2020 гг. повысить валовой сбор зерна до 125—135 млн т в год и обеспечить стабильный экспорт порядка 40— 45 млн т в год. Обеспечение роста производства зерновых — один из главных приоритетов обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Этот серьезный вызов предполагает существенное повышение уровня транспортного обеспечения потребностей зернового рынка путем устранения инфраструктурных ограничений и перехода к прогрессивным транспортно-технологическим схемам доставки.
В этой связи важной задачей является удовлетворение потребностей зернового экспорта и внутреннего зернового рынка в эффективных перевозках с учетом специфики грузовой базы. Потребности в перевозках сельхозпроизводителей и трейдеров (торговцы на товарном рынке) зависят от урожайности, сезонности поставок, конъюнктуры мирового рынка зерна, государственного регулирования зернового экспорта. Указанные факторы, подверженные влиянию погодных условий и цен на зерно, вызывают значительную волатильность зернового рынка (рис. 1.1), что отражается на изменении грузовой базы и колебаниях грузопотоков.
Так, вследствие засухи в 2009 г. от аномальной жары пострадали 16, а в 2010 г. — 43 региона страны, что привело к значительному падению урожайности и производства зерна. Благоприятные погодные условия и высокие цены на зерно на внутреннем и международном рынке способствовали получению рекордного урожая в 2008 г.
При существенных изменениях цен на зерно производство становится нестабильным. Валовой сбор зерновых в России за 11 последних лет в среднем колеблется от среднего же уровня на 16 %, т.е. примерно на одну шестую. Но это средняя величина (в 2010 г. валовое производство упало на 37 %). Вместе с тем в указанный

Рис. 1.1. Динамика посевных площадей, урожайности и производства зерна в 2000—2011 гг. (источник: 2000—2009 гг. [80], 2010 г. — фактические данные, 2011 г. — оценка)
период средний размер колебаний цен на зерновые составлял уже 40 %. В периоды низких цен сельхозпроизводители не могут продать зерно с необходимой рентабельностью и, не получая денег для следующего года, вынуждены сокращать посевные площади, что приводит к снижению производства.
В этой связи государству необходимо своевременно регулировать объем зерна, поступающего на внутренний рынок. Для этого есть два основных механизма. Один — через государственные закупки излишков и, наоборот, государственные продажи зерна при дефиците. Этот механизм успешно применяется в ЕС. При этом нужно иметь необходимый объем мощностей хранения.
В США применяется механизм залоговых цен, когда производитель может при низких ценах сдать свое зерно на временное хранение, т.е. положить в залог и получить при этом минимальную цену. Если цена повысится, он может выкупить у государства свое зерно по минимальной цене плюс стоимость хранения.
Важную роль играет также регулирование экспорта зерна с помощью соответствующих пошлин. Пошлины на экспорт устанавливаются, как правило, когда внутренние цены существенно ниже цен мирового рынка.
Подобные схемы регулирования зернового рынка стимулируют в развитых аграрных державах движение по инновационному пути развития. Например, в Германии в течение 30 с лишним лет (с начала 60-х годов) годовые колебания цен на зерно не превышали 2,5 %. Благодаря этому производители наращивали производство такими темпами, что ЕС из импортера продовольствия быстро превратился в одного из самых крупных мировых экспортеров.
Чтобы в урожайные годы под давлением предложения удержать цены от падения ниже зафиксированного государством уровня, в России с 2001 г. появился интервенционный фонд — государственная закупка зерна у сельхозпроизводителей, проводимая в целях стабилизации цен на зерно и поддержку аграриев и фермерских хозяйств. По мере роста цен на зерно, обычно в весенне-летний период, государство может продавать запасы зерна (проводить товарную интервенцию) снижая цены. Однако закупочные интервенции имеют очевидные недостатки, в том числе высокие затраты бюджета на закупку зерна выше рыночной цены и его хранение в условиях дефицита элеваторных мощностей [3J.
На внутреннее потребление в России уходит примерно 72— 77 млн т зерна. Часть излишков переходит в виде запасов на следующий год, а также реализуется на экспорт. Экспорт зерна — это наиболее выгодный способ избавиться от его излишков, которые неизбежны, так как производство зерна должно превышать уровень внутренних потребностей, чтобы застраховаться от возможного неурожая для сохранения экономической и социально-политической стабильности. Кроме того, в России 75 % прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей связано с производством зерна и его перепроизводство может привести к падению цени, как следствие, разорению аграрных хозяйств.
Таким образом, расширение возможностей роста экспорта является основным фактором увеличения производства зерна в России. Реальный экспортный потенциал к 2020 г. оценивается порядка 40—45 млн т (рис. 1.2).
В последние годы, под влиянием закрепления России в качестве одного из лидеров на мировом зерновом рынке, растут экспортные перевозки зерна. Так с 2002 г. (когда Россия стала активно вывозить зерно) железнодорожные перевозки на экспорт увеличились

Рис. 1.2. Производство и экспорт российского зерна
с 3,5 до 10 млн т в 2009 г., тогда как внутренние перевозки сократились с 13 до 12 млн т.
Этот процесс, скорее всего, будет продолжаться, так как с одной стороны, согласно прогнозам население России продолжает уменьшаться, а потенциал развития животноводческой отрасли ограничен, что сдерживает рост внутреннего потребления зерна. С другой стороны, внедрение новых технологий и расширение площадей под зерновыми позволяет наращивать урожай, что формирует значительные излишки зерна, которые необходимо вывозить на мировой рынок.
Колебания мировых цен с учетом инфраструктурных издержек могут сделать экспорт зерна экономически невыгодным. Доля инфраструктурных издержек в экспортной цене зерна (затраты на хранение и отгрузку зерна с элеватора, транспортные расходы, оплата услуг экспедиторов, стоимость перевалки зерна в портах и др.) варьируется в пределах 30—50 % в зависимости от близости региона к порту отгрузки.
В этой связи проблема снижения инфраструктурных издержек как основного резерва повышения конкурентоспособности России на мировом рынке зерна обсуждается как в профессиональной среде, так и на правительственном уровне. Для поддержки экспортеров чаще всего предлагается снижение ставки перевалки зерна в портах, введение исключительного тарифа на перевозки зерна железнодорожным транспортом и другие меры экономического регулирования. Однако кардинальное решение проблемы возможно только при комплексном развитии логистической инфраструктуры зернового экспорта, обеспечивающей применение прогрессивных транспортно-технологических схем доставки зерна.