Онтологические основания классической политэкономии.

Картина экономической реальности, которая задается системой базовых категорий и построенных на их основе идеальных объектов (моделей), позволяющих выявить свойства и закономерности изучаемых объектов, называется онтологической [1J. На формирование общей картины экономической реальности в теориях классиков, и особенно методов ее исследования, большое влияние оказали философия и наука Нового времени. Онтологическая реальность в теориях классической политэкономии представлялась как объективная, пронизанная «естественными законами» (подобно законам, открытым передовой наукой того времени — механикой). А мир экономики, как и мир природный, представлялся упорядоченным и познаваемым разумом. Гарантом истинности человеческих знаний о мире подразумевался, как полагал «отец» европейского рационализма Р. Декарт, Бог, сотворивший мир и человека с его разумом. Люди Нового времени были еще достаточно набожны, в том числе и классики политэкономии. Поэтому за «невидимой рукой» рынка А. Смита проглядывает рука Всевышнего, озабоченного сохранением мировой (и экономической) гармонии. Рациональным является и «экономический человек», субъект экономических отношений, стремящийся к получению максимальной выгоды. Образ, как оказалось позже, далекий от реальности, но адекватный мировидению теоретиков эпохи Просвещения.

Классическая наука при построении онтологической реальности исходила из принципов универсальности (всеобщего характера) экономических законов, однозначного их детерминизма, признавая в качестве первичной необходимость (а не случайность или вероятность) в экономических процессах, а также опиралась на принцип элементаризма (представление о том, что целое равно сумме элементов) и представление о линейно-кумулятивном развитии науки.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >