Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Избранные работы по теории культуры

Динамика социокультурной реальности

Динамика социокультурной реальности представляет собой процесс изменчивости этой реальности во времени. Она рассматривается здесь в четырех своих векторах:

  • сохранение системы (воспроизводство традиции);
  • разрушение системы (угасание традиции);
  • развитие системы (модернизация и трансформация традиции);
  • обновление системы (преодоление традиции и создание новаций, не обусловленных предшествующей традицией).

В основу выстраивания динамики социокультурной реальности как системного процесса положен феномен традиции. Она является «нулевой точкой отсчета» в рамках предлагаемой модели. Под традицией здесь понимается неоднократный и систематический повтор некоторых действий, регулярное совершение этих действий в одном и том же алгоритме и получение при этом одного и того же функционального результата. Причины к тому могут быть самыми разными:

  • • успешность, утилитарная эффективность именно этого действия, приносящего желаемый результат,
  • • символическая важность этого действия (как повтор психологически значимого образца),
  • • привычность этого действия и его техническая легкость по сравнению с иными (экономия усилий) и пр. [об этом см. также: 340].

Так или иначе, но в качестве культуры (действия, совершенного «культурным» образом) мы обычно рассматриваем только действие, которое по тем или иным причинам повторяет какой-то образец, воспроизводит какое-то действие уже совершавшееся подобным образом ранее. С этой точки зрения можно утверждать, что «культура есть повторение».

Разумеется, точность такого рода повторения в разных случаях бывает разная, и она зависит от сочетания множества факторов:

  • • аналогичных или отличающихся внешних условий при повторении такого действия (в последнем случае требуется большая или меньшая адаптация осуществляемой акции к изменившимся условиям),
  • • технического мастерства человека, осуществляющего это повторение, и его способности повторить действие достаточно точно,
  • • категоричности исходных требований к точности воспроизводства базового образца и к тому, в чем она должна выражаться, и т.п.

Так или иначе, но на основании соблюдения принципа более или менее точного повтора культурных образцов и выстраивается система основных векторов социокультурной динамики.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы