Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Гуманитарный вектор, 2015, вып. 2(42) -

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

PROBLEMS OF HISTORY OF PHILOSOPHY

УДК 111.7 ББК 87.21

Марина Станиславовна Городнёва,

кандидат философских наук, Саратовский государственный технический университет

им. Ю. А. Гагарина (410054, Россия, г. Саратов, ул. Политехническая, 77) e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Рациональное и иррациональное в ранней греческой философии

В статье рассматривается специфика формирования понятия бытия в ранней греческой философии. Проводится сопоставление рациональных и мифо-религиозных составляющих в исследуемом историческом этапе философии. Мифологическая и религиозная составляющая имплицитно присутствует в философских построениях ранних греческих философов. Миф представляет собой поэтическую восприимчивость человека к изначальной тайне, тому, что невыразимо. Образ тайны показывает особое познавательное отношение к бытию, в рамках которого в человеческой практике посредством мифологических и религиозных дефиниций, философских категорий познающий субъект стремится коснуться Истины. Для мифологического отражения реальности характерна образно-символическая оппозиционность. Для философского мировосприятия - это наличие бинарных оппозиций. В натурфилософии милетской школы появляется представление о едином живом мироздании, субстанциальной основой которого полагается субстратное первоначало, либо беспредельный апейрон. Элеаты мыслили чистое бытие, соотнося с законами мышления; Пифагор и Гераклит в основе истинного бытия видят упорядочивающий закон в форме числовой пропорции, либо универсального Логоса. Полемизируя с религиозными представлениями, в античной философской традиции появляется идея Бога как универсального разумного начала, где Абсолют неотделим от вечного несотворён- ного космоса (Ксенофант). В статье показано, как дефиниции, имплицитно присущие мифо-религиозному восприятию реальности, проявляются в философском дискурсе, в рамках которого они получают рациональное истолкование.

Ключевые слова: бытие, мышление, абсолют, субстанция, сущность, материя, закон.

Marina Stanislavovna Gorodnyova,

Candidate of Philosophy, Saratov State Technical University named after Yu. A. Gagarin (77 Polytechnicheskaya St., Saratov, Russia, 410054) e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Rational and Irrational in Early Greek Philosophy

The article deals with the specifics of the formation of the concept of being in the early Greek philosophy. A comparison of rational and myth-religious components in investigated stage of history of philosophy. Mythological and religious components implicitly exist in philosophical constructs of the early Greek philosophers. The myth is a poetic person’s susceptibility to the original secret, that beyond expression. The mystery image reveals the special cognitive relation to being and through the practice of using mythological, religious and philosophical definitions of the categories, the knowing subject tends to touch the truth.

Mythological reflection of reality is characterized by the figurative symbolic opposition. In philosophical worldview are binary oppositions. In natural philosophy of Milesian school there is an idea of one living universe substantial basis which relies Substrate first principle or unlimited Apeiron. Eleatics thoughts are pure being, correlating with the laws of thought; Pythagoras and Heraclitus at the heart of true being seen ordering the law in the form of numerical proportions, a universal Logos. Arguing with religious beliefs, in ancient philosophical tradition the idea of God as a universal rational principle appears. Absolut is inseparable from the eternal uncreated space (Ksenofant). The article shows how the definition implicitly inherent myth-religious perception of reality, manifested in philosophical discourse, they get a rational interpretation.

Keywords: being, intellection, absolute, substance, essence, matter, principle.

6

© Городнёва M. C., 2015

В рамках античной философской традиции появляется понятие «бытие» как категория. Однако является существенным вопрос: то, что воспринимаемо и бытие - это одно и то же? Историческое развитие философского знания даёт нам различные версии ответа на данный вопрос.

Исследование ранней греческой философии даёт возможность проанализировать то, как конституируется категория Бытия в тесной связи с сакральными иррациональными представлениями об Абсолюте. Проиллюстрировать данный тезис позволит сопоставление философских и религиозных дефиниций о Бытии в учениях ранних греческих философов. Любопытен тот факт, что одна и та же категория может быть в основе как рационально-умозрительных, так и мистикорелигиозных феноменов.

Таблица 1

Милетская школа. Фалес и Анаксимен

Категории

Рациональный

аспект

Мифо-религиозный

аспект

Субстратное Первоначало (вода,воздух) Бесконечность Единство бытия Неуничтожимость Закон обращения элементов

Единое Первоначало сущего

Неуничтожимость Бесконечность Наличие бога = Nus (vouq) Идея души

В Милетской школе (см. табл. 1) появляется идея о субстратном Первоначале мира, которое выступает основообразующим компонентом для взаимодействия и обращения элементов. Фундаментальный Закон мира универсален для всех уровней, так как «космос един» [5 (Фр. А 13Ь), с. 110], вечен, не сотворен и умопостигаем. В рамках Закона осуществим принцип тождества бытия и мышления, отсутствует принципиальная раз- делённость на субъект и объект.

С другой стороны, Первоначало у натурфилософов трактуется не только как вещественный субстрат, но и как трансцендентное начало, причина всего существующего: «Фалес... объявил воду началом всех вещей и источником, из которого всё сотворено Незримым и Великим; причина же движения, по его утверждению, дух pnevma (TTveupa), гнездящийся в воде» [5 (Фр. 23), с. 114]. Присутствует идея одушевлённости мира как «полно богов»: «бог - это ум Nus (vou$) космоса» [5 (Фр. 22а), с. 114].

В учении Анаксимандра (см. табл. 2) осуществляется выявление вечной, бесконечной и несотворённой основы бытия, не являющейся субстратом, Категория апейрона безусловно стала фундаментальной вехой в развитии философского дискурса. Идеей религиозного плана выступает та же категория Первоначала в трактовке философа, поскольку не субстратное Первоначало наделяется параметрами Абсолютного Божественного бытия. Категорию апейрон cmeipov (uepiexov) следует понимать как Беспредельное начало, присутствующее во всём, поглощающее в момент уничтожения бытие своей беспредельностью.

Таблица 2

Милетская школа. Анаксимандр

Категории

Рациональный

аспект

Мифо-религиозный

аспект

Беспредельное не субстратное Первоначало apeiron / perieihon

(oTTEipOV / TTEplEXOV)

Единство бытия

Беспредельное Единое Первоначало Цикличность бытия

Таблица 3

Элейская школа. Ксенофан

Категории

Рациональный аспект

Мифо-религиозный

аспект

Закон как Первоначало

Истина

Чистое бытие

Бог как Первоначало

Истина

Чистое бытие

В Элейской школе впервые (см. табл. 3) употребляется понятие Бога как философская категория. Осуществляется противопоставление единого, внеличного, неизменного и вечного начала политеистическим взглядам на природу Божества, истоки которых заключены в мифологическом миросозерцании. В это связи Бог выступает одновременно и разумным духовным началом мира и трактуется как абсолютный Закон. Данная интерпретация Первоначала бытия привносит черты апофатики в дискурс философской традиции: «[Есть] один [только] бог, меж богов и людей величайший, Не похожий на смертных ни обликом, ни сознанием noema (voppa)» [5 (Фр. 23), с. 172].

Согласно Пармениду, Бытие по свойствам субстанциально, а также обладает границами, против чего выступает Мелисс, по мнению которого такое бытие граничило бы с небытием (см. табл. 4). Парменид утверждает принцип тождества бытия и мышления [5 (Фр. 34-36), с. 291], а также то, что небытия нет [5 (Фр. 8), с. 290]. Что касаемо религиозно-философского дискурса, Бытие соотносится с атрибутами истины, чистоты, полноты света и блага. Такое Бытие не сотворено, едино, неизменно, неподвижно, целокупно, однородно, неуничтожимо, совершенно. По сути, указанные субстанциальные свойства, перелагаемые на язык философии, могут выступить атрибутами совершенного Божественного бытия. Позиция Мелисса согласуется с идеями Парменида, исключая качество законченности бытия.

Таблица 4

притекают в один раз одни, в другой раз другие воды» [5 (Фр. 40 (12 DK)), с. 209]. Понятие единства мира понимается через субстанцию огня как Первооснову сущего, упорядочивающую Космос: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий» [5 (Фр. 51 (30 DK)), с. 217].

Элейская школа. Парменид, Мелисс

Рациональный аспект

Мифо-религиозный

аспект

Категории

Бытие (Едино, Вечно, Сферично) = Истинно Сущее =

Мышление

(Парменид)

Бытие не телесно = с °° пространством (Мелисс) Истина Чистое бытие

Мир Един и Вечен Истина Чистое бытие

Пифагор

Рациональный аспект

Мифо-религиозный

аспект

Категории

Число как Первоначало (Единое)

Истина Чистое бытие Умопостигаемый Закон = Закон числовых соотношений

Число как Первоначало (Единое)

Истина Чистое бытие Гармония

Божественная Гармония = Закон числовых соотношений Божественная Гармония

Духовно-нравственное очищение через философский праксис

Метемпсихоз

Таблица 6

Гераклит Эфесский

Рациональный аспект

Мифо-религиозный

аспект

S S Q- 2 СD 1- со

Идея чистого бытия Logos (Лоуод) = Закон мироздания, всеобщая необходимость Огонь

Диалектика противоположностей;

Единство мира

Идея чистого бытия Logos (Лоуод) = Истина = Единое Божественное

Пифагореизм полагает Бытие незыблемым и абсолютным. Мировой закон по форме совершенен, а для человека умопостигаем и являет себя в числовых соотношениях. Его совершенство и целесообразность выражается в гармоничном устройстве и пропорциональности. В большей степени взгляды Пифагорейского союза можно отнести к мистико-религиозным, чем к философским. В частности за то, что число трактуется шире, чем только математический компонент, оно, прежде всего, понимается как божественный принцип и закон, наделённый атрибутами совершенного абсолюта (см. табл. 5).

Таблица 5

По мнению Гераклита Logos представляет собой безличный несотворён- ный закон единого мироздания (см. табл. 6) [5 (Фр. (114+DK)), с. 197]. У Гераклита мы снова встречаем принцип тождества бытия и мышления, который основан на невозможности разделить субъективное и объективное в познании. Методом постижения Бытия, по Гераклиту, выступает диалектика, которая раскрывается посредством динамики, движения, изменения: «На входящих в те же самые реки

Помимо указанных коннотаций, Logos в учении Гераклита понимается как истинное Единое Божественное начало: «Ибо Мудрым [существом] можно считать только одно: Ум gnome (Гушцп). могущий править всей Вселенной» [5 (Фр. 85 (41 DK)), с. 239]. Ум выступает управляющим началом, «всё происходит согласно этому логосу», так как gnome- «Единое мудрое», вечно существует. Диалектика борьбы и единства противоположностей лежит в основе проявленного мира. Указанный принцип воплощает собой мифологические взгляды о сотворении (кристаллизации) из хаоса космоса. Организующей силой данного процесса, структурирующим законом становится Logos. Таким образом, геракли- товский Logos (Aoyoq) есть мировой разум, не смешанная ни с чем чистая субстанция огня, а вечный космос - проявление упорядочивающего разумного начала.

Необходимо упомянуть о важности понятия Logos для апокрифических, раннехристианских, а также гностических текстов (Logos как проявленное Слово Божие).

Анаксагор в основу своих рассуждений о Бытии полагал единство мира (см. табл. 7), что «во всём есть часть всего» и всё существующее в составе своём имеет бесконечно малые величины. Атрибутами Абсолютного Божественного бытия выступают качества Nus, поскольку он субстанциально самодостаточен, не смешан с материей, причастен всем вещам сразу, одушевлён. «Все [вещи] содержат долю всего, Ум же есть нечто неограниченное и самовластное и не смешан ни с одной вещью, но - единственный - сам по себе» [5 (Фр. 12), с. 533]. Nus (Noug) Анаксагора есть чистый трансцендентный Дух, которому свойственны тонкость и чистота, он могущественен, правит всеми одушевлёнными существами и руководит круговращением мира.

Таблица 7

Анаксагор

Категории

Рациональный аспект

Мифо-религиозный

аспект

Бытие едино, диалектично Первоначало Nus (vouq) структурирующее

Бытие едино Чистая форма Nus (vouq), одушевлённость

В античной философской традиции подобная проблематика прослеживается в различных школах и течениях, например в эйдосах Платона, в идее перводвигателя у Аристотеля, у неоплатоников в идее эманаций Единого. В дальнейшем в средневековой философии учение о Божественном Уме получает своё истолкование, как у Отцов Церкви, так и в более поздней схоластической философии.

Абсолютное Бытие в представлении Эмпедокла мыслится как Одно (бескачествен- ный Itpaipog), онтологический Первоисток, к которому устремлено всё существующее. В той же мере, что и у представителей милетской школы, речь идёт о законе взаимодействия субстратных начал (огонь, эфир, вода, земля), качества которых - неизменность, вечность, они не переходят друг в друга и обладают признаками бытия Парменида (см. табл. 8).

Таблица 8

Эмпедокл

Категории

Рациональный аспект

Мифо-религиозный

аспект

Sphairos (Iqxiipos) Перво- исток

Единое чистое бытие

Sphairos (Icpdipos) Первоисток Единое чистое бытие Диалектичность (Любовь и Вражда как модусы)

В Абсолютном Бытии Эмпедокла, что есть по форме бескачественный Itpaipog, при участии Любви всё существующее становится Одним: «В столь сильную потаённость Гармонии погружён Круглый Шар Sphairos (Icpaipo^), наслаждающийся радостным одиночеством» [5 (Фр. 92), с. 351]. Следует отметить связь с пифагореизмом в религиозноэтическом отношении.

В представлении атомистов мир един в материальном Первоначале, согласно общему закону бытия. Движение не имеет начала, оно онтологично и существует посредством пустоты (см. табл. 9). Следует обратить внимание на то, что вопрос о соотношении бытия и небытия решается в пользу материи и пустоты. Данный вектор рассуждений роднит атомистов с представителями элейской школы. Атомическая категория пустоты эмпирическим фактом не является, пустота воспринимаема двояко: она и мыслима (умопостигаема) и тайна (апофатична) одновременно. В теоретических построениях атомистов есть упоминание о существовании богов, однако, их истолкование осуществляется через общую концепцию бытия данной школы.

Таблица 9

Школа атомистов

Personalia

Демокрит

Левкипп

Рациональный

аспект

Мистико

религиозный

аспект

Категории

Материальное

Первоначало

(атом)

Пустота

Значимым этапом, существенно затронувшим фундаментальные вопросы онтологии, является период философии софистов. «Софисты лишают “единое сущее” его всеобщности и необходимости, причём не просто отрицают бытие, а в той или иной форме дают ему новое толкование» [2, с. 11-12]. Основной вектор в понимании Единого бытия смещается в сферу конкретного, наличного, проявленного - то, что включается в границы экзистенциального, субъективного. Имеется в виду не отрицание общего как таковое, а то, что единичное для человека очевиднее, поскольку включено в сферу его жизненного опыта. Основополагающие острые вопросы, вскрытые софистами, выражаются в следующих дефинициях:

  • -общее понятие и единичное явление не совпадают;
  • - сущность и существование не одно и то же.

В русле софистической философии субъект и объект познания принципиально разделены, это различение между мыслимым бытием и конкретно существующим, поскольку, если общее связано с понятием, а единичное - с существованием, значит, не обладает универсальностью существования Logos (Aoyoq), и в этой связи он не может выступать мерой бытия. Изначальной вехой, для которой эта соизмеримость принципиальна, является человек: «Человек есть мера всем вещам - существованию существующих и несуществованию не существующих» [1, с. 348]. Парменидовское бытие Протагором не отрицается, однако он соединяет его с областью человеческой экзистенции.

Субъект вычленяется из неразделённого Единого бытия как место его обнаружения. Опираясь на свою укоренённость в бытии, человек становится мерой «всех вещей». Согласно софистам, таковой является человеческое существование, и человек выступает прежде всего как «природный», эмпирический человек. С другой стороны, если парме- нидовский антропологизм интерпретировать в русле онтологии, мы приходим к важным выводам.

Оппозицию «бытие - небытие» выражает тезис Парменида «сущее в сущем и несущее в несущем». По отношению к тому, «что есть», и к тому, «чего нет», человеческое сознание выступает мерой: он определяет то, что есть, творит то, чего нет, тем самым, выступая как «ось координат». И определяя это «всё», познающий и действующий в бытии субъект творит пространственно-временной континуум. Такого рода онто-антропологиче- ский поворот в связи с развитием экзистенциализма был осуществлён в начале XX столетия.

Полемизируя с религиозными воззрениями, античная мысль в лице Ксенофанта конституирует философское суждение о Боге как о разумной причине бытия и Абсолюте, который в свою очередь, с одной стороны, до конца непознаваем, с другой - неотделим от несотворённого вечного космоса. Позже в христианском богословии Бог понимается как разумная основа сущего, апофатичная тайна, непостижимый Абсолют, однако Его исток богословами усматривается в реальности сверхбытия за пределами наличной данности, а вечный несотворённый космос уступает построениям в духе креационизма. И. Дамаскин выразил это в суждении: «Бог... творит мыслию, и эта мысль...становится делом» [3, с. 182].

Устремлённая к Логосу античная философская мысль, включала в себя ряд религиозных коннотаций, присущих античной культуре в целом. Религиозно-мифологическое мышление несёт в себе ряд оппозиций, среди которых: сакральное - мирское; сотво- рённость - нетварность; мужское - женское; космос - хаос; боги - люди; земля - небо; день - ночь; и т. д. Греческая философия отказалась от зооморфных и антропоморфных образов мифологии и осуществила переход к рациональному умосозерцанию. Данный этап характерен поиском субстанциального единства бытия: субстратное первоначало у милетцев, apeiron (’(meipov) у Анаксимандра, огонь у Гераклита, число у Пифагора, Божественное начало у Ксенофана, атомы у Демокрита, трактовка бытия у Парменида и Мелисса.

Присутствуя в философских построениях миф, воздействуя имплицитно, воздействует на выражение и создание её истин. Мифоге- нез можно истолковать как особый ноэтиче- ский процесс, который имеет теоретико-познавательную значимость, поскольку влияет на формирование типов мировосприятия. Миф способен высказать целостно и интуитивно ясно абсолютное, при этом сохраняя его трансцендентность [4]. Сталкиваясь с непостижимой для ratio областью бытия, человек обозначает её как тайну, некую сокрытую / сакральную реальность.

Мифолого-религиозная оппозиционность, характерная для человеческого мышления, недвусмысленно проявляет себя в философском дискурсе посредством бинарных категорий, среди которых: бытие - небытие; истина - мнение /ложь; единое - многое; предел - беспредельность; сотворённость - нетварность; конечность - бесконечность; длительность - дискретность; подвижное - неподвижное; временность - вневременность; абсолютность - относительность. Известная оппозиция «сакральное - мирское» при переходе к философской «системе координат» представлена оппозицией «истина - мнение/ ложь».

Раннюю греческую философию с религиозным миросозерцанием роднит сакральный характер постигаемой / открывающейся Истины, её мифологический исток, а противопоставляет утверждаемый самостоятельный статус знания, получаемого посредством умосозерцания вне воли и желания богов. В этой связи жёсткая оппозиция рационального и иррационального перестаёт быть актуальной, ведь умозрение философа не следует отождествлять с сенсуальной очевидностью, формально зафиксированной посредством единичных логических понятий.

Список литературы

  • 1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998. 576 с.
  • 2. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1986. 247 с.
  • 3. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Боговидение. М.: ACT, 2003. 760 с.
  • 4. Романенко Ю. M. Философия в отсвете мифа: метафизика как поэтика мыслеобразов (Отклик на статью Ж. Ж. Вюнанбурже «Принципы мифопоэтического воображения»)// Метафизические исследования. Выл. 15. СПб.: Алетейя, 2000. С. 69-76.
  • 5. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Наука, 1989. 576 с.

References

  • 1. Diogen Laertskii. О zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov. M.: Mysl’, 1998. 576 c.
  • 2. Dobrokhotov A. L. Kategoriya bytiya v klassicheskoi zapadnoevropeiskoi filosofii. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1986. 247 s.
  • 3. Losskii V. N. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoi tserkvi. Bogovidenie. M.: AST, 2003. 760 s.
  • 4. Romanenko Yu. M. Filosofiya v otsvete mifa: metafizika kak poetika mysleobrazov (Otklik na stat’yu Zh.Zh. Vyunanburzhe «Printsipy mifopoeticheskogo voobrazheniya») // Metafizicheskie issledovaniya. Vyp. 15. SPb.: Aleteiya, 2000. S. 69-76.
  • 5. Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov. Ch.1. M.: Nauka, 1989. 576 s.

Статья поступила в редакцию 25.02.2015

УДК 1 (091): 321 ББК87.3 (03): 66.1 (03)-195 Ю3(0)3: Ф1 (0)3-195

Дмитрий Борисович Поляков,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы