Объединяющая и разделяющая функции праздника

Проведённый анализ позволяет сделать предположительный вывод о том, почему групповому человеку необходимы два праздника, или две стороны праздничного действа - строгого официального и весёлого карнавального. По моему мнению, первые праздники преследуют задачу показать единство группы, вторые - отделить чужих путём демонстрации «неправильного» поведения.

Почему люди любят смотреть на всё, что отличается от нормы? Наверное, потому, что всё это норму подчёркивает, уточняет. Причина этого - наше групповое сознание. Мы - группа, у нас есть общие черты, позволяющие объединиться в группу. Это естественные черты (половые, возрастные, этнические) и социальные (национальные, статусные). Согласно этим признакам возможно возникновение различных (иногда устойчивых, иногда временных) групп. Нормы уточняют как положительные признаки (принадлежности к группе), так и отрицательные (непринадлежности). Положительные признаки чаще всего демонстрируются на официальных праздниках. Это - форма, хиджаб, галстук, значок и многое другое. Конечно, мы не полные копии друг друга, у нас есть множество «позволяемых» отличий. В то же время группе требуется знать границы этих отличий, за которыми их обладатели уже не могут считаться своими. Поэтому при наблюдениях за членами чужих групп постепенно складывается набор «отрицательных» черт. Например, мы не говорим на «тарабарском» языке, не носим на голове необычные причёски, а на теле необычные наряды. Мы не совершаем не принятые у нас поступки. Группа должна знать, что обнаруженные черты - признаки чужого. Для этого необходим какой-либо знак, метка; при этом требуется согласие всей группы. Такой меткой, на мой взгляд, выступает акт коллективного смеха.

Праздники смогли разделиться на официальные и карнавальные составляющие тогда, когда группы людей стали более тесно общаться между собой. Для первобытного племени не составляло труда выявить чужака (различные перья, тэту, другие знаки). Когда же формировались этносы и национальные государства, возникла потребность подтверждения не только общих, но и отличительных черт. Становление этносов - это длительный, противоречивый процесс, характеризующийся, с одной стороны, возникновением общего языка и культуры и, с другой стороны, острой конкуренцией групп, каждая из которых считала свои внутренние ценности более важными.

В результате формирования этносов и национальных государств карнавальные типы праздников в их «классическом варианте» как отдельные мероприятия постепенно изжили себя[1]. Чем сильнее становилась церковь, тем больше гонений получали такие праздники карнавального типа, пока их окончательно не запретили. Даркевич отмечает: «Уже в конце XII- начале XIII в. подобные “праздники безумных” подвергались интердиктам со стороны высшего духовенства. В период Контрреформации они были запрещены» [5, с. 299].

В наше время не только церковь, но и цивилизация в целом стала более устойчивой, логическое мышление уже не является привилегией избранных, поэтому общество уже не нуждается в средневековой символичности. Нет необходимости демонстрацией неправильного поведения подчёркивать правильное1. Достаточно стало нравственных норм, церковных заповедей, государственных законов для того, чтобы граждане чётко знали, какие действия запрещены или просто не поощряются. В то же время в больших и небольших коллективах знаки принадлежности к группе сохраняются в виде определённой одежды, украшений, причёсок, жестов,

тэту и многих других «мелочей». Например, в нашей стране все говорят на русском языке, но члены многих групп вырабатывают свою манеру разговора с целью отличить своих от других.

Следует отметить, что карнавальная составляющая праздника никуда не исчезла, она стала устойчивой частью праздника в целом. Это всевозможные банкеты, народные гуляния, ярмарки, весёлые соревнования и просто посиделки на кухне с рассказыванием анекдотов, порой даже не обладающих «юмористической составляющей», но неизменно вызывающих смех. Со стороны государства вторичная роль карнавальной составляющей подчёркивается тем, что место ей отводится всегда после официального праздника.

Список литературы

  • 1. Аверинцев С. С. Бахтин и русское отношение к смеху// От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. М., 1993. С. 341-345.
  • 2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. М.: Языки славянских культур, 2010. Т. 4 (2). С. 7-516.
  • 3. Генон Р. О смысле «карнавальных» праздников // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 45-48.
  • 4. Гужова И. В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. Томск, 2006. 18 с.
  • 5. Даркевич В. П. Светская праздничная жизнь Средневековья IX-XVI вв. Изд. 2-е, доп. М.: Индрик, 2006. 432 с.
  • 6. Дмитриев А. В., Сычёв А. А. Скандал. Социофилософские очерки. М.: ЦСП и М, 2014. 323 с.
  • 7. Лихачёв Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. М: Наука, 1976. 204 с.
  • 8. Маркарьян С. Б., Молоднякова Э. В. Праздники в Японии. Обычаи, обряды, социальные функции [Электронный ресурс]. М.: Наука, 1990. 248 с. URL: http://nippon-history.ru (дата обращения: 01.02.2015).
  • 9. Обычай коллективной помощи в русской деревне [Электронный ресурс]. URL: http://shturmnews. info /content /obychay-kollektivnoy-pomoshhi-v-russkoy-derevne (дата обращения 03.01.2015).
  • 10. Орлов О. Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: автореф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 [Электронный ресурс]. СПб, 2004. URL: http://cheloveknauka.com /rossiyskiy-prazd- nik-kak-istoriko-kulturnyy-fenomen (дата обращения: 10.02.2015).
  • 11. Субботина Н. Д. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. Улан-Удэ, 2002. 400 с.
  • 12. Benedict R. Patternsof. Culture. Boston-New York: Houghton, Mifflin and Company, 1934. 260 p.
  • 13. Ellison Crain W. Saying Good Bye Loneliness and Finding Intimacy. Edition: Harper & Row ed. Binding: Soft cover Publishers. 1983.
  • 14. Kabakchieva D. Role and place of the holiday in person and society’s being - analysis of the conceptions // Sociobrains international scientific online journal publisher:www.sociobrains.com “smart ideas - wise decisions” ltd., bulgaria issue 3, november 2014 dora kabakchieva P. 41-48.
  • 15. Stoneham L. 10 Things to Do If You’re Alone for the Holidays / [Электронный ресурс]. URL: http://psych- central.com /lib /10-things-to-do-if-youre-alone-for-the-holidays /000403 (дата обращения: 15.02.2015).

References

  • 1. Averintsev S. S. Bakhtin i russkoe otnoshenie k smekhu // Ot mifa k literature: Sbornik v chest’ 75-letiya E. M. Meletinskogo. M„ 1993. S. 341-345.
  • 2. Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul’tura Srednevekov’ya i Renessansa // Bakhtin M. M. Sobranie sochinenii v 71. M.: Yazyki slavyanskikh kul’tur, 2010. T. 4 (2). S. 7-516.
  • 3. Genon R. О smysle «kamaval’nykh» prazdnikov // Voprosy filosofii. 1991. № 4. S. 45-48.
  • 4. Guzhova I. V. Prazdnik kak fenomen kul’tury v kontekste tselostnogo podkhoda: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.13. Tomsk, 2006. 18 s.
  • 5. Darkevich V. P. Svetskaya prazdnichnaya zhizn’ Srednevekov’ya IX-XVI vv. Izd. 2-e, dop. M.: Indrik, 2006. 432 s.
  • 6. Dmitriev A. V., Sychev A. A. Skandal. Sotsiofilosofskie ocherki. M.: TsSP i M, 2014. 323 s.
  • 7. Likhachev D. S., Panchenko A. M. «Smekhovoi mir» Drevnei Rusi. M: Nauka, 1976. 204 s.

Хотя и сейчас стихийно отмечается (в нашей стране 1 апреля) День Дурака (слабый отголосок средневекового).

  • 8. Markar’yan S. B., Molodnyakova E. V. Prazdniki v Yaponii. Obychai, obryady, sotsial’nye funktsii [Elektron- nyi resurs]. M.: Nauka, 1990. 248 s. URL: http://nippon-history.ru (data obrashcheniya: 01.02.2015).
  • 9. Obychai kollektivnoi pomoshchi v russkoi derevne [Elektronnyi resurs]. URL: http://shturmnews.info /content /obychay-kollektivnoy-pomoshhi-v-russkoy-derevne (data obrashcheniya 03.01.2015).
  • 10. Orlov O. L. Rossiiskii prazdnik как istoriko-kul’turnyi fenomen: avtoref. dis. ... d-ra kul’turologii: 24.00.01 [Elektronnyi resurs]. SPb, 2004. URL: http://cheloveknauka.com /rossiyskiy-prazdnik-kak-istoriko-kulturnyy- fenomen (data obrashcheniya 10.02.2015).
  • 11. Subbotina N. D. Problema sootnosheniya estestvennogo i sotsial’nogo v obshchestve i cheloveke: dis. ... d-ra filos. nauk: 09.00.11. Ulan-Ude, 2002. 400 s.
  • 12. Benedict R. Patternsof. Culture. Boston-New York: Houghton, Mifflin and Company, 1934. 260 p.
  • 13. Ellison Crain W. Saying Good Bye Loneliness and Finding Intimacy. Edition: Harper & Row ed. Binding: Soft cover Publishers. 1983.
  • 14. Kabakchieva D. Role and place of the holiday in person and society’s being - analysis of the conceptions // Sociobrains international scientific online journal publisherwww.sociobrains.com “smart ideas - wise decisions” ltd., bulgaria issue 3, november 2014 dora kabakchieva P. 41-48.
  • 15. Stoneham L. 10 Things to Do If You’re Alone for the Holidays / [Elektronnyi resurs]. URL: http://psychcen- tral.com /lib /10-things-to-do-if-youre-alone-for-the-holidays /000403 (data obrashcheniya: 15.02.2015).

Статья поступила в редакцию 17.03.2015

УДК 008 ББК 63.3(0)4

Андрей Анатольевич Сычев,

доктор философских наук, профессор, Мордовский государственный университет (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

  • [1] Нынешние карнавалы не связаны с неправильнымповедением.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >