«МЛАДЕНЧЕСТВО» ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ И ПРАВА РУССКОГО НАРОДА

Юридический анализ причин возникновения Древнерусского государства

Для понимания закономерностей существования любого государства необходимо знать причины и условия, являющиеся катализатором его происхождения, так как именно на ранних этапах развития государственности, а зачастую в момент возникновения различных держав, определяется вектор политической эволюции публичного управления народом, закладываются основы правосознания граждан и принципы общественного бытия наций: коллективизм или индивидуализм; фанатизм или терпимость; патриотизм или космополитизм; религиозность или атеизм. В отечественной исторической и юридической науке, со времен М.В. Ломоносова нет единства мнений о происхождении Древнерусского государства. Так, представители «норманской теории» (Н.М. Карамзин, К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев и др.) утверждают, что государственное начало Восточным славянам принесли варяги - шведы[1], а «антинорманисты» (М.В. Ломоносов, Е.И. Классен, С.А. Гедеонов, О.А. Платонов, А.Н. Филипов, О.И. Чистяков, С.В. Юшков и др.) отстаивают наличие самобытных предпосылок перехода от родового строя руссов к политической организации общества[2]. Чтобы разрешить этот многовековой спор необходимо установить наличие, либо отсутствие признаков государственности у наших предков до призвания варягов в 862 г. н.э.

Во-первых, уже к VI в. н.э. относятся известия о трех про- тогосударственных образованиях у восточных славян - это Славия (в районе озера Ильмень, с центром в Новгороде), Куявия (вокруг Киева) и Артания (местонахождение точно не установлено, но исследователи отождествляют ее с Тмутараканью[3] и даже с Рязанью[4]). В начале IX в. князь Буривой предпринял попытку соединения данных земель в единую державу[5]. Согласно последним данным российских учёных-историков, на территории Руси было государство, возникшее на 200 лет раньше прихода варягов. Об этом свидетельствует, в частности сенсационная находка археологов — золотая чеканная монета. Учёным удалось расшифровать надпись на ней, стилизованную под арабскую вязь и выполненную руницей: «алтын — золотая русская монета. Русский каганат Москва»[6].

Во-вторых, славяне являются одним из древнейших народов мира.

В научном поиске древнейших судеб славянства первое место принадлежит лингвистике, по оценкам которой, прасла- вянские племена отмежевались от родственных им соседних индоевропейских племён (германцев, балтийцев, иранцев, да- ко-фракийцев, иллирийцев, италиков и кельтов) примерно 4000-3500 лет назад, в начале или середине II тыс. до н.э.[7]

Стоит отметить, что один из крупнейших современных американских лингвистов П. Фридрих считает, что праславян- ский язык лучше всех других индоевропейских языков сохранил древнейшую индоевропейскую систему названий деревьев, из чего он делает вывод, что предки славян в общеславянский период жили в такой природно-климатической зоне, которая соответствует прародине индоевропейцев, и «после общеславянского периода носили различных славянских диалектов в существенной степени продолжали жить в подобной области»[8].

Выдающийся лингвист первой трети XX века А. Мейе был убеждён, что древнеславянский язык является одним из самых древних в общеевропейской семье и продолжает «без какого- либо перерыва развитие общеиндоевропейского языка: в нём нельзя заметить тех внезапных изменений, которые придают столь характерный вид языкам греческому, итальянскому (особенно латинскому), кельтским, германским ...

Славянский язык — это индоевропейский язык, в целом сохранивший архаический тип»[9].

В 50-е гг. XX века шведский учёный Г. Ехансон пришёл к выводу о том, что в географических названиях Скандинавии и вообще всего севера Европы присутствует мощная скифская подоснова[10].

На Русском Севере по сей день можно встретить названия рек, явно связанных с санскритом: Уса, Уда, Снопа, Сундоба, Индола, Индосар, Синдош, Варна, Стрига, Свага, Сватка, Харина, Пана, Тора, Арза, Прупт. Так же, как названия деревень и сёл: Харино, Харово, Харина гора, Харенское, Харинская, Мандара, Мандарово, Рипино, Рипинка и т.д.

Эпические былины и сказания о борьбе витязей с вероломным «Змеем», отражают борьбу славян с кочевниками- киммерийцами в X-VIII вв. до н.э. Обороняясь от них, славяне приобщились к событиям мировой истории. Вплоть до наших дней по берегам рек, впадающих в Днепр, сохранились как остатки древних огромных крепостей предскифского времени, в которых славяне со своим имуществом и стадами могли обороняться во время наездов киммирийского «Змия», так и остатки древних валов, носящих до сих пор примечательное название «Змиевы валы»[7]. Учёным удалось расшифровать древние рунические тексты на священных камнях, обнаруженных в Великобритании, в местечке Стоунхендж. Оказалось, что надписи, читаемые на внешних и внутренних камнях древнего храма, были начертаны кириллицей и были расшифрованы как:

«МАКОЖЬ, РОД, МАСТЕРСКАЯ»[12]. А когда определили возраст этих слов, то оказалось, что они были написаны за 1200 лет до прихода туда бриттов - «коренных британцев!»[13]. Если принять во внимание, что «Род-Породитель», - это бог плодородия, а «Макошь» была покровительницей женской части хозяйства у восточных славян, то выходит, что храмы наших предков были построены в Англии за много веков до появления там британцев и католичества. Следовательно, славяне не только могли строить циклопические сооружения более чем за тысячу лет до н.э., но и имели письменность, свидетельствующую о высоком уровне их цивилизации. По старым же научным данным, письменность на Русь в IX в н.э. принесли греки Кирилл и Мефодий[14]. Хотя императрица Екатерина II в «Записках касательно Российской истории» писала: «Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели» и древние истории письменные, «да оные утрачены или ещё не отысканы и потому до нас не дошли»[15]. Аналогичную точку зрения высказывали В.Н. Татищев[16] и А. Васильев[17]. Последний считал, глаголическую (светскую) и руническую (жреческую) систему передачи информации у славян, уходящую корнями в глубокую древность[18].

Следы пребывания славян обнаруживаются во многих местах евразийского материка. Ныне известны ЖИВИНА РУСЬ - Балканы, ПЕРУНОВА РУСЬ - Прибалтика, ПОРУСЬЕ - территория Франции и Германии.

В 1601 году итальянец, Архимандрид Рагужский Мавро Орбини писал: «Славянский народ озлоблял оружием своим чуть ли не все народы во Вселенной; разорил Перейду: владел Азиею, и Африкою, бился с Египтянами и с великим Александром; покорил себе Грецию, Македонию, Иллирическую землю; завладел Моравиею, Шленскою землёю, Чешскою, Польскою, и берегами моря Балтийского, прошёл во Италию, где многое время воевал против Римлян.

Иногда побеждён бывал, иногда биючися в сражении, великим смертопобитием Римлянам отмщевал; иногда же биючися в сражении, равен был.

Наконец, покорив под себя державство Римское, завладел многими их провинциями, разорил Рим, учиняя данниками Цесарей Римских, чего во всём свете иной народ не чинивал.

Владел Франциею, Англиею, и уставил державство во Ишпании; овладел лучшими провинциями во Европе: и от сего всегда славного народа в прошедших временах, произошли сильнейшие народы; то есть славяне, вандалы, бургонтионы, готы, остроготы, русы или раси, визиготы, Гепиды, Гетыаланы, Уверлы, или Грулы; Авары, Скирры, Гирры, Меландены, баш- тарны, Пеуки, даки, шведы, норманны, тенныи или финны, Укры, или ункраны, Маркоманны, Квады, Фраки, Аллери были близ венетов, или Генетов, которые заселили берег моря Балтийского, и разделилися на многие началы; то есть Поме- раняны, Увилцы, Ругяны, Уварнавы, Оботриты, Полабы, Ува- гиры, Лингоны, Толенцы, Редаты, или Риадуты, Цирципаны, Кизины: Эрулы, или Элуелды, Левбузы, Увилины, Стореданы, и Брицаны, со многими иными, которые все были самый народ Славенский»[19], исповедующий одну веру и имеющий общий закон[20]. Так, все народы славянского племени чтили Род- Породитель, своих отцов и многомудрых предков.

В 448 г. Прииск Панийский, направлявшийся с византийским посольством к вождю гуннов Аттиле, описывал племена, которые он встретил на Дунае и которые говорили на своём языке, отличном от латыни, греческого и немецкого языков. Это был славянский язык, о чём свидетельствую названия двух напитков, которые Прииск привёл в своей рукописи, - мёд и квас[21]. Ромейский посол описал Аттилу героем, окружённым в мирное время поэтами, творящим праведный суд, мудрым правителем, вполне достойным властвовать народами; обожаемым подданными и иностранцами, ему служившими.

«Hun», «hunne» на древне-германском наречии значит «великан», «обр» на западнославянском диалекте тоже переводится как «великан», аналогичное значение имеет Rise у Скандинавов, поэтому: «Земля Обров, Хуннигардия, и Riseland, имена, которыми в древние времна звали Россию, окружающие соседи, есть одна и та же страны высокорослых Славян»[22], - замечает А. Васильев. На древнеславянском языке «гуня», «гунею» звалось старое изношенное платье; гуннами называли носителей обветшалой одежды. Слово же «гунявый» являлось прозвищем плешивых. Здесь стоит отметить, что запорожские казаки, также оставляли оселедец на темени, выбривая остальную часть головы[18].

Феофилакт Симокатта отмечал, что славяне — это то, же самое, что геты[24]. Такое же утверждение высказывал и другой византийский историк Лев Диакон, подчёркивавший, что русские — это потомки гетов и что их религия создана Замолкси- сом[25]. В этой связи отметим, что само имя Замолксис или За- молксий, несомненно, славянского происхождения и означало «замолкший».

Чтобы убедиться в связи гетов и славян достаточно вспомнить слово «гетман». Оно означало вождей воинских дружин гетов, а в последствии использовалось в чешском, польском, украинском и русском языках для обозначения предводителей войск, народных и казацких ополчений[26].

А. Васильев, предположил, что геты — это славяне восставшие против притеснений готов, ибо они не разоряли Восточно-Европейской равнины, поэтому не случайно территории между Дунаем и Днепром именовалась Степью Гетов[27] (византийцы называли жителей этих районов Тиррагетами, древние Римляне - Дакками)[18].

Многие легенды и песни славянских народов упоминают утраченную Книгу белых (т.е. истинных или непорочных) уложений, или Белую Книгу, в которой легко угадываются законы гетов, составленные их жрецом Дикенеем и названными «бела- гины»[29] (славянское слово «белагин» имеет два значения: «белая книга» и «белый огонь»)[18].

Так, в обрядовых песнях македонских болгар-помаков, живущих в Родопских горах поётся:

«Царь в том веке научил Тому, о чём пелось в ясной книге,

В ясной книге о братстве,

О братстве и звёздах,

О звёздах и земле,

О земле и птицах,

Вот о чём было написано в Белой книге,

В Белой книге чёрным письмом».

Белая книга упоминается во многих песнях болгар- помаков, что даёт возможность более полно её представить. Так, в одной из песен сказано, что славянам законы дал царь Има, исполнив тем самым волю богов:

«И Има-царь к нам тогда приходил, входил он тогда в наши сёла, и в наши дома, чтобы мы набрались ума.

Учил малых сих...

Как петь ту Ясную книгу...

Белую книгу, Белую книгу чёрного письма.

Чтоб счастье пришло в дома...».

Как отмечает историк Н.А. Осокин, даже Юстиниан I — великий византийский император, кодифицировавший римское право, был славянского роду-племени. Его настоящее имя У правд а. Он сын мужа Истока и женщины Бегляницы из славянской деревни Ведряны, в старой Сербии[31].

Норманисты замалчивают и тот факт, что Мировей- Винделек - родоначальник франкской династии меровингов являлся славянином, употреблявшим в делопроизводстве древнеславянскую буквицу[32].

По мнению М.В. Ломоносова, «амазоны, или алазоны, сла- венский народ, по-гречески значат самохвалов», так как «сие имя есть перевод славян, то есть славящихся, со славянского на греческий»[33]. Более того, «неправомерно рассуждает, кто варяжское имя приписывает одному народу, - писал он. - Многие сильные доказательства уверяют, что они от разных племен и языков состояли и только одним соединялись обыкновенным тогда по морям разбоем»[34]. Скорее всего, варяги-россы были родственниками пруссов, поклоняющихся Перкуну (аналогу славянского бога Перуна) именем которого клялся и киевский князь Олег, заключая мирный договор с греками[35]. На славянские корни прусского народа указывает, описанное Т. Волан- ским, наименование титула их правителя — Zupan (Жупан) - написанное на державном штандарте князя Утенеса, захваченном тевтонскими рыцарями во время христианизации Прибалтики[36]. Но жупанов и жупании можно встретить ещё только у балканских славян: хорватов и сербов (около IX — X вв.

н.э.)[37]. С.А. Гедеонов, ссылаясь на любопытное известие арабского писателя начала X в. н.э. Ибн—Даста, отмечает что одежда варягов аналогична славянской, характерной для малороссов, в особенности запорожских казаков: «Шалвары носят они (русы) широкие; сто локтей материи идёт на каждый. Надевая такие шалвары, - пишет мусульманский путешественник, - собирают они их в сборки у колен, к которым затем и привязывают»[38].

Стоит сказать, что у предков норвежцев, шведов, датчан и исландцев в древних сагах ничего не говориться о варягах[39]. А вот в сказании о мамаевом побоище (XIV в.) речь идёт о Дунайских варягах в дружине князя Дмитрия Ольгердовича[40]. Известно, что на Дунае также селились и промышляли ватаги казаков. На Дунае (район современной Австрии, Словении и северо-западной части Хорватии, там, где жили летописные но- рики, т.е. славяне) в раннем средневековье существовала Ру- гия, держава созданная выходцами с острова Руян (Рюген) и земель славянского поморья. Ведь не случайно, княгиню Ольгу франкские хроники именовали королевой (regina) ругов.

Причем, русские дружины никогда не присягали скандинавскими богами, например, Одином или Тором. Велесова книга подтверждает эти данные, указывая, что викинги, в отличие от славян, приносят человеческие жертвы и именуют Перуна Перкуном[41].

Следовательно, Рёрик Ютландский, которого норманисты считают первым князем из династии Рюриковичей, не мог быть призван Гостомыслом, ибо датчане в 840 г. обратились в христианскую веру, признав вассальную зависимость от франкского короля Людовика Благочестивого[42].

Кроме того, наши предки почитали сокола (бойца и защитника), который являлся тотемной птицей рода Рюриковичей, а скандинавы обожествляли ворона (падальщика) - служителя Одина[43]. На Руси храбрых витязей именовали «ясными соколами». Герб города Ладоги, где сел Рюрик, — парящий вниз сокол; герб современной Украины в виде тризубца, также символизирует парящего сокола. С точки зрения профессора РГУ Ю.Н. Куражковского, славяне, особенно русские, обнаруживают гораздо большее родство с древними ариями, нежели германские народы. Прозвание же славяне происходит от языкового богатства и благозвучия языка, иными словами это люди обладающие «славным словом»[44]. Но такой подход ошибочен, ибо в славянских именах однозначно фиксируется дефиниция «славы», а не словес. Достаточно перечислить имена славянских князей, таких как Святослав, Болеслав, Бретислав, Бурислав, Богуслав, Владислав, Всеслав, Вечеслав, Вратислав, Венце- слав, Гремислав, Доброслав, Изяслав, Любослав, Мстислав, Примислав, Ростислав, Сулислав, Собеслав, Славомысль, Сла- вомир, Унислав, Мечислав, Мирослав, Ярослав и др., чтобы убедиться идентификации их в качестве народа славы, добывшим себе честь в бою с многочисленными врагами[45]. Славянские жрецы учили, что славянское имя обозначает людей, поющих вечную славу своим богам[46].

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что славянство, в первую очередь есть категория духовная; а во вторую - кровнородственная, ибо были они все белы телом, светлы волосами, велики ростом, крепки духом, могучи силой, благочестивы, мужественны и богаты разумом[47].

Наряду с этим, Повесть временных лет рассказывает о временах, когда славяне были нориками, живущими в устье Саввы и Дуная[48]. Эта территория в античные времена считалась прародиной кельтов, расселившихся к III в. до н.э. на бескрайних просторах от Британии до Галатии (центральной местности полуострова Малая Азия). Примечательно, но княжеский род Кочубеев, выходцев из крымских татар и запорожских казаков, вёл своё происхождение от королевских кельтов Галатии. Этот факт особо закреплялся специальной гербовой символикой[49] на родовом камине в поместье Кочубеев, расположенном в г. Пушкине по ул. Радищева 4.

Следовательно, славянское племя существовало задолго до появления скандинавов на исторической арене человечества. К IX в. н.э. славянские народы были самыми многочисленными и занимали огромную территорию от р. Лабы на Западе до р. Волги на Востоке, от Карелии и Балтики на Севере до Балканского полуострова на Юге. Неужели, в то неспокойное время, можно было размножиться в таком количестве за 100 лет? Конечно же, нет. История не знает таких примеров[50]. С точки зрения демографии этот процесс должен занимать тысячелетия. «Даже сейчас, несмотря на все войны и социальные беды XX в., примерно каждый третий житель Европы, - пишет В.И. Лафитский, - относится к славянской расе»[51].

С точки зрения популяционной генетики русское население Российской Федерации в антропологическом аспекте является весьма гомогенным. При сопоставлении современных славянских народов Восточной Европы (великороссов, белорусов и малороссов - украинцев) со средневековыми восточными, западными и южными славянами по признакам, отделяющим восточных славян от остальных, оказывается, что русские в большей мере сближаются с западнославянским средневековым населением, чем с восточнославянским[52].

В-третьих, само по себе призвание варягов на княжение в 862 г. н.э., после их изгнания, свидетельствует о наличии суверенитета и политического начала в древнерусском обществе[53]. Ведь и сегодня некоторые народы выбирают своих правителей из числа иностранных граждан, например Латвия. Достоверно известно, что русские княжества приглашали не только дружины варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков и т.д.[54] По мнению, С.Г. Павликова и С.С. Цуканова «новгородский князь Гостомысл и его окружение сознательно избрали вариант максимального ограничения своей власти, что не свойственно даже развитым обществам. Именно такой тип организации (не возникновения, а развития) государства - договорной - является ярким антиподом восточной деспотии, примером образования «азиатских» государств, верхушка которых, единожды получив власть в свои руки, уже ни при каких обстоятельствах не желала добровольно с ней расставаться»[55]. Фактически элита самоограничила свои политические амбиции в пользу военных специалистов, способных противостоять натиску Хазарского Каганата, что отвечало интересам всех слоёв древнеславянского общества. Тогда-то и была произнесена знаменитая фраза, ставшая летописной: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами»[56]. Замете, что Рюрик был призван на княжение «по ряду», т.е. фактически по контракту. Древнеславянское слово «наряд» означает не порядок, как переводят некоторые учёные (например, Д.С. Лихачёв[57]), а распоряжение о производстве специальных работ или группу, подразделение, выполняющую военное задание[58]. Слово «володеть» не синоним господствовать, ибо предполагает необходимость управления равными, но не рабами. По существу, в летописи описаны выборы князя, путём его призвания.

Весьма интересная информация о призвании варягов содержится в Воскресенской летописи (XVI в.): «И идоша за моря к Руси к Варягом, сице бо зваху, Варяг Русью, яко се друзии зо- вуться Свее. Тако реша: Русь, Чю, Словене, Кривичи и вся земля, реша, наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В данном документе, Русь, наряду со словенами, кривичами и чюдью (фино-угорским народом), является полноправным участником межплеменного союза, нуждающегося в выборе нового князя, которого естественно ищут среди родственников - Варягов-Русь.

Ссылаясь на древние российские летописания Мавро Ор- бини, однозначно утверждает, что братья Рюрик, Синява (Синеус) и Трувор были призваны из славянской Вагрии, располагавшейся возле нынешнего Любека[59]. Немецкий летописец Гельмонд свидетельствовал: «И в славянской земле много марок, из которых не последняя наша Вагирская провинция, имеющая мужей сильных и опытных в битвах, как из датчан, так и из славян»[60]. Ипатьевская летопись упоминает о сербских князьях «с кашуб, от поморья Варяжского, от Старого града за Кгданьском»[61]. В работе М.Н. Задорнова «Князь Рюрик: Откуда пошла земля русская», со ссылкой на немецкие архивы, исследованные им, приводится родословная князей двух полаб- ско-балтийских славянских племен: вендов (венедов) и ободри- тов. Так, родоначальником правящей династии считается легендарный Радегаст (впоследствии обожествлённый); затем упоминается его сын Вислав (ум. В 700 г. н.э.); после которого правил его сын Ариберт I (ум. 724 г. н.э.); приемником этого князя стал правнук Радегаста - Ариберт II (ум. 742 г. н.э.); породивший Витслава (ум. 795 г.) ставшего отцом Трасконта (ум. 809 г. н.э.), Славомира (ум. 821 г. н.э.) и Годслава (или в немецкой трактовке Готлиба ум. 808 г. н.э.); у последнего было три сына: Рюрик, Сивар и Трувар[62]. Данные факты подтверждаются тем, что на севере Германии в районе города Рерик расположены населённые пункты с чисто славянскими названиями: Рогов, Бантов, Буков, Нойбуков, Пепелов, а также Русов и др. Надо иметь в виду, что в X в. в официальных документах Франкской Империи Киевская Русь называлась Ругией[63], а руги жили на острове Руян и охраняли главное святилище Свентовита в г. Аркона. Французский путешественник Ксавье Мармье даже записал и опубликовал в первой половине XIX века мекленбургское предание, повествующее о том, что в VIII веке народом ободритов-рериков правил князь Годлав. У него были три сына, сильных и храбрых, жаждущих славы: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувар Верный. Так как они не могли испытать себя на родине, братья отправились на восток, где прославились в битвах. Они приходили на помощь к угнетённым, совершали много подвигов в «страшных боях», а затем пришли в Руссию. Русский народ в это время находился под игом «долгой тирании, против которой больше не осмеливался восстать». Братья вдохнули в него мужество, возглавили собранное войско и уничтожили власть угнетателей. После того, как мир и порядок в Руссии были восстановлены, братья решили вернуться домой, к отцу. Однако освобождённый от гнёта народ упросил их остаться и взять на себя бразды правления. Рюрик получил в управление Nowoghorod, Сивар - Pleskow, а Трувар - Bile-Jezoro. Примечательно эта древнерусская форма названия Пскова! Вряд ли такую деталь могли выдумать в далёком Мекленбурге.

Конечно, это легенда и легенда во многом приукрашенная, но в ней содержится память о борьбе с Хазарским каганатом.

Само слово «Рюрик» в славянских диалектах всегда означало сокола.

Так, у лютичей сокол это рерик. Столица Бодричей называлась Рарог (сокол). Мекленбург, бывший ещё славянским, имел название Рюрик (Сокол). Второе название этого города Великград, в переводе на немецкий - Мекленбург. У древлян сокол назывался руриком, у поморян - рюриком, у верхних лужичан рурком[64]. Псковская Летопись за 1536 г. говорит о польском воеводе Ририке, истории известен чешский род Рерихов[65].

Синеус — это эпитетное славянское прозвище, указывающее на синие усы. Обычно синеволосыми называют людей с чёрными волосами, имеющими синий отлив.

Имя Трувор своим строением соответствует западнославянским именам. Например, Вигбир, сын Вулка, князя поморского (966 г.), Думар, князь черепшан (1114), Прибор, в Лобур- ге, Самбор, князь Восточной Поморий (1170 г.)[66].

Даже легендарные дружинники Рюрика — Аскольд и Дир, убившие киевского князя, с точки зрения значения их имён не являются скандинавами. Так, Аскольд в переводе с литовского - это небесный герой («ас» - небесный, «ельд», «ольд» - герой.), а Дир на славянском означает пролом, дыра. У южных и западных славян (чехов) известны имена Дирко и Дирек[67].

Вместе с тем, после Рюрика, Олега и Игоря правила славянка Ольга, поэтому в России почти не осталось следов варяжской культуры. Так, на 10 тыс. кв. км. территории Восточноевропейской равнины можно обнаружить лишь 5 скандинавских наименований. В то время как в Англии, которую норма- ны завоевали, это число доходит до 150[68]. По мнению, В.А. Ку- чинского сам факт приглашения нашими предками князей для управления державой, говорит в пользу того, что славяне глубоко познали сущность политической власти, придавая ей качества нейтралитета, «третьей силы», которая стояла над внутренними противоречиями различных социальных групп и не была связана с ними родственными отношениями[69]. Находка же археологов при раскопках в Ладоге и Старой Русе большого количества скандинавских мечей и украшений ничего не меняет. Ведь, если наши потомки проведут раскопки в Африке через несколько столетий и повсюду найдут автоматы знаменитого советского конструктора Калашникова, то они сделают вывод, что на этом континенте сплошь жили русские. Абсурд, да и только. Следуя, данной логике артефактами нынешней России будут иномарки, французские духи, китайский ширпотреб и т.д., но изучая такое количество вещественных доказательств, нельзя будет делать вывод о заселении Восточно-Европейской равнины в конце XX — начале XXI вв. французами, немцами, китайцами и иными народами.

А. Васильев, во второй половине XIX в. выдвинул весьма смелую, но требующую дополнительной проверки версию о том, что славяно-русское племя проживало за Ладожским озером, называемом в древности морем (Нево), расположенным на крайней оконечности Западного Океана[70]. По его мнению, Нестор летописец считал, Ильмень озеро Варяжским морем, которое ещё в IX в. соединялось при разливе рек с Ладожским озером, и представлялось, нашим далёким предкам судоходным заливом. Отечественные летописцы лишь в XIII повествуя о войнах Новгорода и Швеции стали именовать Нево — Ладожским озером[18]. Важно помнить, что в переводе с финского «Нево» означает море. По преданию, старая Ладога, где первоначально сел князь Рюрик с дружиною, расположенная более 23 км. от озера, в древности стояла на его берегах, а река Волхов представляла естественный канал между Ильменем и Нево.

Само слово «ильмень» на финском языке значит «открытое, не запертое»[72]. Исторические сказания сохранили память обширных потопов 1143, 1176, 1338 и 1373 гг., когда р. Волхов шла вверх и затопляла все окрестные местности. Современный Финский залив в VI — IX вв. соединялся с Ладожским озером, посредством пролива, именуемого ныне р. Невою. Эта водная «артерия» в XIII в. была шире, короче и полноводнее, поэтому Шведские вторжения, на тяжёлых морских дракарах в Ладогу осуществлялись водным путём. В летописи Русских Царей, написанной в XIII в. отмечается: «И того озеро Нево, идёт в устье в море Варяжское»[73]. Воскресенский летописный свод содержит следующую информацию: «И пришедше Словене, от озера озера Ладожского седоша около озера Ильменя и нарекошася Русь, реки ради Руссы, еже впадет в озеро». По мнению А. Васильева, «из этой части Руссов образовались отдельные селения, вольные сечи, удальцов Руссов по рекам Варяжи и Варанды, впадающим в Ильмень и до сих пор сохранившим свои названия; но о существовании которых кажется и не ведают наши изыскатели Руси»[74]. Так, между множеством рек и речушек впадающих в о. Ильмень (местные жители насчитывают их до 170) четвёртое или пятое место, по полноводности занимает Варяжа (или Веряжа)[75].

В-четвертых, М.Ф. Владимирский-Буданов, исследуя проблемы происхождения древнерусского государства, сделал вывод, что «князья-варяги застали везде готовый государственный строй»[76]. Ведь народное вече, избиравшее князей известно у славян с незапамятных времен[77].

В-пятых, восточные славяне издревле связывали свое бытие с определенной территорией. В Повести временных лет отмечается следующее: «прозвались именами своими от мест на которых сели .... Посилившиеся в лесах - древляне, по реке Полота - полочане, ... по Бугу - бужане»[78] и т.д. Таким образом, «основанием древнерусского государства служат не княжеские и не племенные отношения, - пишет М.Ф. Владимирский- Буданов, - а территориальные»[79], так как старший город с пригородами представляет собой самодостаточную поземельную общину. Варяги же не установили нового территориального деления государства, оно возникло на много раньше, поэтому время его происхождения «должно быть отнесено к эпохе доисторической»[80]. Более того, заселяя новые земли, восточные славяне не воевали с местным фино-угорским населением, поскольку не завоевывали, не захватывали их полей и лугов, а осваивали новые, девственные, осушая болота и выкорчевывая леса. Занятие земель «происходило общим движением, постепенно, шаг за шагом, а не одновременным действием завоевания»[81]. Освоение труднодоступных земель требовало много времени, труда и ума, но зато проходило без войн, «без раздражения туземцев». В ходе подобной колонизации сохранялось племенное единство (освоить трудные места можно было только сообща), язык и «собственное представление о праве». Отсюда В.Н. Лешков сделал вывод, что на русской земле осели не отдельные лица, захватившие в собственность земельные участки, а целый народ, который «стал называть эту землю своею, русскою землею»[82]. Так, единство этнографическое превратилось в единство земское, где преобладала общность с первой минуты оседлости[18].

В-шестых, история России не знает скандинавского права и его институтов. «В отличие от других славянских народов, - пишет Н.В. Акчурина, - русский не допускал чужеземного порабощения ни в каких вопросах жизни»[84]. Даже в трудные годы раздоров и междоусобиц, когда русский народ вынужден был платить позорную дань степным кочевникам, он оставался самостоятельным и свободным в выборе пути и принятия решений[18]. В этой связи Н.И. Крылов был убежден, что непобедимость, «нерастворяемость» русского народа обусловлены свойствами национального духа, а именно: его могуществом, целостностью, несокрушимостью. Данные свойства духа обусловлены единством земли и народа[86]. Русский историк С.А. Гедеонов, применяя метод историко-лингвистического сравнения доказал, что Н.М. Карамзин, В.Н. Татищев и др. норманисты ошибались, считая юридические термины «вира», «тиун», «гридин» и т.п. шведскими[87]. К примеру в хорватском языке «вира» рассматривается в качестве вольной оценки, а «завирить» - значит обязать задатком. Купцы Дубровника в XII - XIV в. в суде «веровали», т.е. обвиняли нерадивых должников, фактически говоря о «вире», как о виновности. Ещё в XIX в., в Черногории (весьма далёкой от Шведции) существовал обычай откупаться за убийство — «послать на веру»[18]. Термин «тиун, тивун» использовался поляками (tywun, ciwun) в значении окружного начальника, а ляхи, как известно, не приглашали варяг на княжение, поэтому не имели нужды вводить у себя скандинавские административные должности. Скорее всего, поляне бассейна р. Вислы заимствовали его у венедов — полабских славян. «Гридни» также упоминаются всеми славянским народам. Данное слово родственно понятию «громада», т.е. великое сборище. У хорутан «грида», есть собрание людей, дружина, сплочённая стража[18].

В-седьмых, еще в I в. н.э. славяне выплачивали своим вождям особый налог-ругу, составлявший одну сотую имущества каждой семьи[90]. Более того, в шведских средневековых документах сбор дани обозначался заимствованным «варягами» из русского языка словом «полюдье» (poluta), что с несомненностью свидетельствует о первичности у славян такого ранне государственного действия, как сбор полюдья[91].

В-восьмых, по справедливому замечанию Б.А. Рыбакова, «если признать варягов создателями государственности для «живущих зверинским образом» славян, будет крайне трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией в X веке заключались посольством киевского князя, и, хотя в составе посольства были и варяги русской службы, писались они только на двух языках - греческом и русском, без каких бы то ни было следов шведской терминологии»[92].

Кроме того, к 862 г. славяне имели множество городов, свидетельствуя о высоком уровне развития экономики и торговли. Германцы именовали славянское племя урбиями (от Urbs), то есть горожанами, в противоположность другим не осёдлым жителям Европы[93]. Северные Саги знают Россию как Гардарику - страну городов. Из летописей нам известны, Новгород, Киев, Белозёрск, Ростов, Изборск, Смоленск, Полоцк, Муром, Любечь, Чернигов, Псков, Овручь, Старая Руса, Коро- стень, Вышгород и т.д. Баварский географ в 866 г. насчитал у славян 4000 городов. Одно только племя бужан имело 231 город, Воляне - 70, Нареване 78 и Оуличи 318. Иордан в VI в. н.э., писал, что в 350 г. Новгород бол покорён готами. Это за 500 лет до призвания варягов. Константин Багрянородный свидетельствовал, что когда Славяне вступили в Германию (VI в. н.э.), они построили там множество городов, укреплённых и многолюдных, и каждый город был обнесён валом, рвом и палисадами. За 500 лет до н.э. Геродот описал город славянского племени будинов - Гелонь[94]. Развитая городская жизнь является катализатором законотворческой деятельность, призванной примирить, как минимум, интересы коренных горожан, заезжих торговцев и иностранцев.

Славяне были искусными кораблестроителями и мореплавателями, так, что и само Чёрное море именовалось Русским, а Балтика — Венедским заливом.

«Самое интересное, - пишет М.Н. Задорнов, - эстонцы до сих пор называют русских «вены»»[95].

Наши предки выделывали самые лучшие меха, в резьбе по дереву не имели себе равных, первыми стали обрабатывать железо и добывать уголь. Большинство горнорудных терминов у германцев имеют славянские корни[96].

Немецкие миссионеры христианской религии (Саксон Грамматик, Гельмонд, Герборд и др.), не стеснялись раздавать комплименты искусным «язычникам». Описывая столицу руян — город Аркону, папские легаты свидетельствовали о храме из дерева, изящнейшей работы, внешние стены которого украшала аккуратная резьба, включающая формы различный вещей, но величайшей пышности храм из камня был посвящён Свен- товиту. В Рерике, вокруг священных дубов Перуна, стояла «искусно сделанная ограда». Отличием кореницкого поселения служили три храма, «заметные блеском превосходного мастерства». В Волыне стоял прекраснейший храм Триглаву, а Щецин, был известен красивейшей кумирней Сварагу, Перуну и Свентовиту. Внутри и с наружи её имелись скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду преданными, что казались дышащими и живущими. Причём краски внешних изображений никакая непогода, снег или дождь не могли заменить или смыть, «таково было мастерство художников».

Обладая огромными богатствами, славяне успешно торговали. Так, один из древнейших и зажиточных городов Винета

(или Выжба), был разрушен датчанами лишь 1177 г. По свидетельству летописцев своими размерами и убранством он превосходил средневековый Рим[97]. Католический епископ Оттон Бамбергский, дважды посетивший край обобритов, лютичей и руян — в 1124 и 1127 гг. писал: «Изобилие рыбы в море, реках, озёрах и прудах настолько велико, что кажется просто невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих сельдей, которые настолько хороши, что если бы я стал рассказывать всё, что знаю об их запахе и толщине, то рисковал бы быть обвинён в чревоугодии. По всей стране множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей, свиней и кабанов, разной другой дичи. В избытке имеется коровье масло, овечье молоко, баранье и козье сало, мёд, пшеница, конопля, мак, всякого рода овощи и фруктовые деревья, и, будь там ещё виноградные лозы, оливковые деревья и смоковницы, можно было бы принять эту страну за обетованную, до того в ней много плодовых деревьев...»

Торговля всегда требовала защиты купцов, которые стали нанимать для этого войнов. У бодричей (полабских славян) товар назывался «вара», охранять «гаичъ» или «ветити». Охранитель товара «варагайче» «вараветниче». У венедов в Лаузице сберегатель товаров назывался «воорагай». По кириловски «ва- ряю» - значит разъезжаю; «варяг» разъезжающий. В Тамбовской области «варять» означает заниматься торговлей. В Москве ещё в середине XIX в. «варягами» называли торговцев — ходебщиков. Поговорка же «полно варяжничать» означает: перестань выторговываться[98]. Народные рукавицы, шерстяные или пуховые, - называются «варежки». Древнерусское слово «вар» имело множество значений: 1) солнечный жар; 2) клейкая смола у сапожников; 3) состав из гарпиуса, сала и серы, употребляемый для заливания пазов на судах; 4) железо в кузницах раскалённое до бела; 5) единица измерения мёда (хмельного напитка); 5) огромное количество кушанья приготовленного для общественной трапезы; 6) работа на солеварнях от затопки печи до выноса соли на сушильню; 7) место, где варили княжеские напитки[99]. Словом «варяти» обычно описывали ускорение движения, прихода, предуведомления. Мы и сегодня часто повторяем, модернизировав его термином «предворяю», т.е. опережаю, предвосхищаю. Варяги и в правду передвигались очень быстро, как это делали позже казаки[100].

Следовательно, варяги это не иноземцы, а наёмники, зарабатывающие на жизнь охраной торговых караванов.

В-девятых, в исторической литературе высказывается точка зрения о том, что Великий Новгород основан не восточным славянством, которое лишь позднее продвинулось к нему с юга, но славянством западным, из богатого и цветущего поморья[101]. В самом деле, жизнь Новгорода полна созвучий с жизнью в славянских городах южной Прибалтики, и можно, во всяком случае, признать, что в Новгородской области издревле существовали вендские поселения.

Названия новгородских улиц, урочищ и весей близки собственным именам южной Прибалтики. Новгород устроился на обоих берегах Волхова близь Ильмень озера. В древнейшей части города, названной Славно, пролегали улицы Варяжская и Нутная; тут же протекал ручей витков; в славнее было и место торга: под 1156 г. Новгородская летопись сообщает - «поста- виша заморсти» (венды) «православную церковь святыя Пятницы на торговищи». На том же берегу в «городище» жили князья. Напротив Славно на западной стороне реки был построен кремль; там же пролегали улицы Прусская и Росткина. Под 1165 г. Летопись сообщает что, здесь, на улице Редятиной, была построена «церковь Цариця Щетициницы». Известны кроме того в Новгороде улицы Бискупля, урочище Волосово, а в 12 верстах от города есть село Ракомо; оно расположилось между оврагом и рекою Веряжею.

Имя «Славно» является как бы последним звеном в длинной цепи подобных же названий — Словенск, Словуя, Словиск,

Славогощ, указывающей путь на запад в землю вендов-славян, или путь от этих славян в Новгород. На одном из притоков Немана также был город Славно. Другие новгородские названия уводят ещё дальше к городу Щетину, к острову Рюгину, с островом Виттовым и селением Витте, с городом Ростоком и Арконой.

Само озеро Ильмень созвучно с вендской рекой Ильменау.

Древнее новгородское наречие идентично западнославянскому говору (например, употребление слова «пискуп» вместо епископ). Новгородский политический быт весьма сходен с городским бытом поморских и полабских славян, да и варяжский нрав новгородцев (ушкуйники) - всё это укрепляет предположение, что в новгородской области жили и балтийские славяне.

Имя Новгорода становится совершенно понятным, когда вспомнить о Старгороде (даже не одном, а двух), находившихся на балтийском побережье.

С другой стороны, в истории балтийского славянства можно найти целый ряд данных, говорящих о его колонизаторской предприимчивости. Не пристанные нападения немцев и датчан, особенно опасные для городов побережья, а также соблазны моря давно сделали вендов превосходными воинами- моряками. Как торговцы и как пираты, они появлялись в землях, далёких от их родины: поселения велетов известны в Голландии (Вильтенбург, ныне Утрехт) и на Британских островах (Вильта, Вильтон, Вильтенир). Хроника немецкого летописца Гельмонда сообщает, что вагры даже владели каким-то отдалённым народом. Арабский писатель Эдриси (нубийский географ) сохранил предание о выселении целого рода славянских князей из балтийского поморья в глубину европейского материка. С другой стороны, мы знаем, что урочище вблизи Новгорода носит название Волотово, что народное предание русского севера помнит о воеводе Волите-Варенте, т.е. Лутиче-Варяге, который жил на ледовитом поморье в Волотовом городище, называемом Варангским. Поэтому, не случайно, что Рюрика, Синеуса и Трувора призвали как родственников Гостомысла - княжичей из полабских славян, именуемых варягами - русь, ибо Повесть временных лет под 862 г. однозначно замечает, что от «варягов прозвалась Русская земля Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене»[102] и говорили на славянском языке. Причём, летописец ясно противопоставляет варяг, другим северным народам, ибо «те варяги назывались русью, как другие называются «свей», а иные «нурманы», а ещё иные готландцы, - вот так и эти»[92].

В добавление к этим словам Нестор, наш древний сказитель, однозначно подчеркнул, что «славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне ..., но речь была славянской»[104].

В-десятых, славянские племена имели общую идеологию, поддерживаемую единой монотеистической верой. Так, в I в. н.э. Прокопий Кесарийский писал: «Сии народы, славяне и анты ... единого бога, творца грому и всего мира господа исповедуют»[105]. Немецкий хронист XII в. Гельмонд отмечал, что «среди многообразных божеств... они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах»[106]. Аналогичную точку зрения отстаивал и М.В. Ломоносов[107]. Древние славяно-русы полагали, что «есть также заблуждающиеся, которые пересчитывают Богов, тем, разделяя Сваргу. Они будут отвергнуты Родом как безбожники. Разве Вышень, Сварог и иные - суть множество? Ведь Бог - и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов»[108].

У восточных славян не было агрессивных и кровожадных богов. Позднее славянский эпос, в полную противоположность германскому вообще и скандинавскому в особенности, будет совершенно лишён элитарных, завоевательных черт. Богатыри обороняют отечество от внешних врагов и не помышляют о том, чтобы одерживаемые победы использовать для приведения какого-то народа в неволю[109].

Общеславянскими богами были Сварог, Перун, Свентовит, Велес, Даждьбог, Яр, Хоре, Коляда и др. и все они являлись порождением Рода-Породителя.

В-одиннадцатых, отдельные исследователи заблуждаются, считая, что этноним «русь» появился в славянских землях вместе с его носителями — скандинавами из племени «русь». Но дело в том, что такого племени у скандинавов не существовало никогда. И тогда «исследователи» нашли сходно звучащее слово у угро-финов — «руотси» - и вывели название Руси, как и название племени скандинавов, из этого слова. Непонятно лишь одно: зачем захватчикам-скандинавам для самообозначения на осваиваемых землях понадобилось называть себя не своим собственным этнонимом - самоназванием, а брать его у финских племён? И совершенно необъяснимо, зачем славянам понадобилось называть пришельцев непонятным словом «руотси», а потом узаконивать его в качестве названия своего государства? Это выглядело бы примерно так: англичане пришли в Индию с целью её колонизации и стали себя называть каким-нибудь китайским или камбоджийским этнонимом, индусы бы этот этноним приняли, а затем и те и другие назвали страну по- китайски. Невероятно?

Кроме того, финны называют шведов не «руотси», а «рут- цы»; а русских зовут Венелейсами[110], что вновь указывает на венедские, т.е. западнославянские (прибалтийские) корни древних руссов, пришедших с князем Рюриком[111].

В-двенадцатых, норманисты замалчивают такие факты, что Рослаген (точнее Родслаген — от древнескандинавского наречия Rodern, Rudern — грести, и Lagh - пристань[61]) - территория современной Швеции, на которой якобы жили «руотси», в IX в. находилася под водой, т.к. Скандинавия медленно поднимается над уровнем Балтийского моря, которое постепенно ме-

леет. Эта провинция упоминается в Шведских летописях не ранее XIII века, причем её население стоит особняком от шведов, не платит им налоги[113]. Возможно колонистами Рослагена, стали бежавшие с острова Ру ян русы, когда в 1168 г. датский король Вольдемар разрушил их главную святыню — город Аркону.

В мусульманских рукописях VII в. н.э. в связи со строительством Дербентской стены Хахир-ад-дин сообщал о племени «Рус»[114]. Другой арабский историк, Мохаммед Ибн-Джарир ат Табари (838 - 932 гг. н.э.), опираясь на сообщения персидского автора Балами, пересказывая послание военачальнику Халифа от правителя Дербента Шахрияра, писал о событиях 643 г. н.э. так: «Повелитель Правоверных! Я зажат меж двух врагов: хазар и руссов. Последние - враги всего мира. Поскольку одни мы знаем, как воевать с ними, давайте воевать с ними вместо взыскания с нас дани»[115].

Средневековые авторы не раз отмечали, что русы и их земли известны в различных частях славянского мира: в Великой Моравии, Тюрингии и Саксонии (Рутенская марка), на Дунае (в Сербии, Болгарии и Венгрии), в Хорватии, Каратании и т.д.[116] Жители Закарпатской области Украины до сих пор называют себя русинами.

Более того, одно из преданий, сбережённое в западных славянских хрониках, говорит, что чехи, поляки и русские произошли от трёх братьев: Чеха, Леха и Руса[117]. Поэтому наименование Русь, следует признать исключительно славянским.

В-тринадцатых, Лаврентьевская летопись содержит поимённый список послов князя Олега в Грецию: «Мы от рода Русского: Карлы, Инегелъд, Фарлов, Веремуд, Рулав, Гуды, Ак- теву, Рюалъд, Карн, Фрелав, Рюар, Труан, Лидулъфост, Сте- мид»; который не совпадает с версией Софийской летописи, имеёщей несколько иное содержание по аналогичному предмету: «Мы от рода Русскаго: Карл, Инегеад (вместо Инегелъд - авт), Фарлос {вместо Фарлов, причём Фарлос ближе к именам греческим, чем нормандским - авт.), Фвелим {вместо Ве- ремуд); Друлав {славянское имя, вместо Рулав - авт.); Груды {имя славянское , вместо славянского же Гуды - авт.), Рюар {вместо Руалда - авт.), Коринфослав {имя греко-славянское, вместо Карн и Фрелав - авт.); Рюактев {вместо Рюар и Акте- ву - авт); Труалиду {имя греческое, вместо Труан и половины следующего имени Лидулъфоста, с прибавкой Фоста и Стеми- да - авт.)»[118]. В другом месте, Софийского летописного свода сказано: «Олег послал из стана своего, в Царьград послов: Карла Вархова, Велимудра Рулава и Стемида». Получилось, что все послы имеют дополнительно неоспоримо славянские имена[18]. А. Васильев выдвинул версию, о том, что это было связано с проникновением христианства на Русь: те кто крестился от латинян (будущих католиков) получал западные христианские имена, прибавляя их к старославянским, новообращённые по греческому обряду нарекались эллинскими именами[18]. Например, у Владимира равноапостольного христианское имя было Василий, у Святополка II - Михаил; у Всеволода Большое Гнездо - Дмитрий и т.д.

Вместе с тем из содержания договора о мире Руси с Греками 911 г., видно, «что если бы послы были не от рода, родного всему государству, - утверждает А. Васильев, - то написали бы: мы от рода такого-то, «а не от рода Русскаго» или просто: мы слы (послы) от Великого Князя Русского, и отделили бы Славя- но-Руссов от лиц Нормандского или Немецкого происхождения; в договоре, во всех подробностях XIV статей его составляющих, условливая наказание за убийство русином Грека, или Греком Русина, за похищение, заудар; условливая расчёты при обоюдном выкупе пленных, - вездеупоминается о Греках, их же называют в договоре и крестьяны (Хрестианы), и о Русинах; но нигде, ни одним словом не упомянуто о Варягах, следовательно, Варяги были частью войска Русского, - отмечает А. Васильев, - Русские родом, а не отдельная часть народа». Также ни слова не сказано и о славянах. Видимо, что Русы, ...со Славянами составляли один нераздельный народ...Единокровные племена легко могли слиться в едино ... и не было политического различия Славян от Руссов»[121].

В 944 г. в Константинополь прибыло посольство от Великого князя Игоря, его составляли, по Лаврентьевской летописи: «Ивор сол (посол) Игорев и обчии ели (послы): вуефаст, Святослав, Слуды, Улеб, Володиславль, Каницарь, Представин, Шихберн, Сфандр жены Улебле, Прасьтен, Турдуви, Линбар, Фостов, Грим, Сфирков, Прастен, Акун, Кары, Тудков, Каршев, Турдов, Евриевлисков, Войков, Истр, Аминодов, Прастен, Бернов, Ятвяг, Гунарев, Шибрид, Алдан, Кольклеков, Стеггнето- нов, сфирка, Алвад, Гудов, Фудри-Туадов, Мутур, Утин, купец Адун, Адулб, Иггивлад, Олеб, Фрутан, Гомоль, Куци, Емиг, Турбид, Фурстен, Вруны, Роалд, Гунастр, Фрастен. Игельд, Турберн, Моны, Руальд, Свен, Стир, Алдан, Тилена, Пубксарь, Вузлеб, Синько, Борич». Всего 65 человек. Среди них 46 имён бесспорно славянских. Так, имена Ивор, Улеб, Акун и им подобные принадлежат только славянским народам. Имя Слуды созвучно местности называемой С луда в окрестности о. Ильмень. Турдуви — составлено из двух древнеславянских слов: «тур» — зверь подобный зубру и «дуван» - делёж охотничьей или другой добычи. Фастов - это в простонародном наречии фастун или хвастун. На Украине под Киевом есть селение Фастовка и город Фастов. Сфирка — крестьянское название свиристели. Имя тудков происходит от слова «тут-ко», что означало: я здесь. Каршев, Карша звалось дерево снесённое водою и завалившее проход по реке. Истр — древнее название Дуная. Имя Бернов происходит от слова берный (бренный). Ятвяг - от наименования литовского племени ятвягов. Гунарев и Гунастр — человек носящий гуни, т.е. ветхую одежду. Стегнетонов от слова стегно, означающее часть ноги выше колена. Алвад имя восточное, но

Гудов — Русское, от слова гуд, гудеть, самогуды. Мутур — производящий мут (смутьян), мутник. «Утин» есть древнее название болезни в крестце. Гомол — старославянское слово комок, катыш. Имя Емиг, возможно, происходит от слова емец - взяточник. Вруны (по Софийской летописи Вруны) это древнее название травы черноголовник. Моны — во множественном числе есть длинное платье, от него произошло слово мантия. Свен, одно из древнеславянских слов означающее исключение, заменённое в современном русском языке аналогом «кроме». Стир - от глагола стирать, а имя Кары от всем известного понятия кары, гнева, мести. Греческих имён в договоре (по Софийской летописи) имеется всего два: Еврие и Влисков; и то если разделить их слитное написание Евриелисков. Собственно говоря, скандинавских или немецких имён наберётся не более восьми: Вуефаст, Либнар, Грим, Фрутан, Фурстен (по Софийской летописи Фарастен — вполне славянское имя), Роальд, Игельд, Тур- берн. Некоторые имена имеют восточное происхождение (арабское и персидское), например, Шихберн, Шибрид, Алдан (по Софийскому списку — Олдан — славянское, т.к. у иллирических славян словом «альдов» обозначалась жертва Богу); Куци, Ти- лена (по Софийской летописи Телина - чисто Русское имя)[122].

Вероятно, ошибки в переводе были сделаны из-за того, что летописи неоднократно переписывались, монахи черноризцы часто использовали сокращения понятные для древности, но затруднительные в современности, ибо старославянская культура летописания не знала разделения слов в строке, а также предполагала обозначение числовых значений буквенной символикой.

Таким образом, можно сделать вывод, что Древнерусское государство возникло благодаря автохтонному политическому творчеству славяно-русского народа, а не в результате иностранного завоевания, которого не было. Славянские племена традиционно жили родами и общинами, занимаясь земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. Подвергаясь систематическим военным грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов (норманов), наши предки вынуждены были выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка. Для содержания профессиональных воинов и их вождей пришлось платить налоги. Для исполнения своих функций князю приходилось опираться на общинную знать (бояр) и верхушку служилых людей (княжих мужей)[123].

Таким образом, из территориальной сельской общины, имеющей специальные вооруженные отряды и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникла Древнерусская держава, базирующаяся на трех политических началах коллективного общежития: 1) единоличном или монархическом в лице князя, 2) земском - представленным вечевым собранием народа и 3) аристократическом - сосредоточенном в руках бояр и княжих мужей.

  • [1] См.: Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. I-IV. Калуга. 1994. С. 62 -66; Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М. Правда. 1989. С. 19; Ключевский В.О.Курс русской истории. Ч. I Сочинения: В - 9-ти т. Т. I. М. 1987. С. 151; Соловьев С.М.Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого. Соч. в 18 кн. Кн. XVI. М., 1995. С.27.
  • [2] См.: История отечественного государства и права. 4.1. Учебник. / Под. ред. О.И.Чистякова.- М. 1996. С. 33; Платонов О.А. Терновый венец России. М. 2001. С. 21 - 22;Юшков С.В. История государства и права СССР. Ч. I., М. 1961. С. 76; Филиппов А.Н.История русского права. Ч. I. Юрьев. 1907. С. 25; Ломоносов М.В. Древняя Российскаяистория от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первогоили до 1054 года ... . // ПСС. Т. 6. Из-во Академии наук СССР. М., Ленинград. 1952. С.203 - 206.
  • [3] См.: Платонов О.А. Терновый венец России. М. 2001. С. 21-22.
  • [4] См.: Исаев И.А. История государства и права России: учебник. - 4-е изд., перераб. идоп. -М., 2011. С. 16.
  • [5] Чертков A.H. Развитие правового регулирования территориального устройства России: историко-теоретический аспект. - Белгород, 2011. С. 84.
  • [6] Чуднов В.А. Канун научной революции в области историографии // Организмика:международный научный журнал, 2006, № 2. С. 26.
  • [7] См.: Рыбаков Б.А. Рождение Руси. - М., 2003. С. 25.
  • [8] Иванов В.В. Язык как источник при этногенетических исследованиях и проблематика славянских древностей // Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. - М., 1976. С. 39.
  • [9] Мейе А. Общеславянский язык. - М., 1951. С. 14.
  • [10] См.: Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов (к постановке проблемы) // Вопросы истории, 1974. № 11. С. 67.
  • [11] См.: Рыбаков Б.А. Рождение Руси. - М., 2003. С. 25.
  • [12] См.: Моисеев В.В. История государственно-правовых реформ в России. Учебник. -Орел, 2007. С. 11.
  • [13] См.: Чудинов В.А. Канун научной революции в области историографии // Организ-мика: международный научный журнал, 2006, № 2. С. 35.
  • [14] См.: Моисеев В.В. История государственно-правовых реформ в России. Учебник. -Орел, 2007. С. 12.
  • [15] Екатерина II Российская история. Записки великой императрицы. - М., 2008. С.37.
  • [16] См.: Татищев В.Н. Истор1я Россшская. Книга Первая. Часть Первая. — М., 1768. С. 1-9.
  • [17] См.: Васильев А. О древнейшей истории Северных Славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его Варяги. - СПб.: типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-Учебным Заведениям. 1858. С. 48.
  • [18] См.: там же.
  • [19] Орбини Мавро Книга историография початия имене славы и разширения народаславянского и их царей и владетелей под многими именами и со многими Царствиями,королевствами и Провинциями. / Репринтное издание 1722 г. Предисловие С.Н. Удаловой. M., 2010. С. 3.
  • [20] См.: там же. С. 80.
  • [21] См.: Самоквасов Д.Я. Курс истории русского права. - M., 1908. С. 48.
  • [22] Васильев А. О древнейшей истории Северных Славян до времён Рюрика, и откудапришёл Рюрик и его Варяги. - СПб.: типография Главного Штаба Его ИмператорскогоВеличества по Военно-Учебным Заведениям. 1858. С. V.
  • [23] См.: там же.
  • [24] См.: Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. Том первый. -M., 2010. С. 202.
  • [25] См.: Лев Диакон. История. - M., 1988. Книга девятая. Глава 6.
  • [26] См.: Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. Том первый. -M., 2010. С. 204.
  • [27] См.: Васильев А. О древнейшей истории Северных Славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его Варяги. - СПб.: типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-Учебным Заведениям. 1858. С. 108.
  • [28] См.: там же.
  • [29] Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. Том первый. - M.,2010. С. 205.
  • [30] См.: там же.
  • [31] См.: Осокин Н.А. История Средних веков. Том I (ХШ-ое, XIV-ое и первая половинаXV столетия). - Казань,1888. С. 327.
  • [32] См.: Классен Е.И. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. Вып. 1 -3, 1854 -2005. -М., 2005. С. 23.
  • [33] Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года ... . // ПСС. Т. 6. M., Ленинград. 1952. С. 182.
  • [34] Там же С. 203.
  • [35] См.: там же. С. 206.
  • [36] См.: Воланский Т. Письма о славянских древностях. - СПб., 2010. С. 28.
  • [37] История государства и права славянских народов: Учеб, пособие / Авт.-сост. И.Н.Кузнецов. - M., 2004. С. 482, 496.
  • [38] См.: Гедеонов С.А. Варяги и Русь: Разоблачение «норманскогомифа». - М., 2011.С. 33.
  • [39] Классен Е.И. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. Вып. 1 -3, 1854 - 2005.- М., 2005. С. 22.
  • [40] См.: Ильина Н.Н. Изгнание норманнов. Очередная задача русской историческойнауки. - СПб., 2010. С. 33.
  • [41] См.: Свято-Русские Веды. Книга Велеса. - М., 2001. С. 91.
  • [42] См.: Васильев А. О древнейшей истории Северных Славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его Варяги. - СПб., 1858. С. 53.
  • [43] См.: Задорнов M.H. Князь Рюрик: Откуда пошла земля русская. — М., 2012. С. 37 — 38.
  • [44] См.: Куражковский Ю.Н. Библия Земли, или Книга Севера. Ростов н/Д., 2001. С. 78.
  • [45] См.: Классен Е.И. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. Вып. 1 -3, 1854 -2005.-M., 2005. С. 32.
  • [46] Свято-Русские Веды. Книга Велеса. - M., 2001. С. 25.
  • [47] См.: Орбини Мавро Книга историография початия имене славы и разширения народа славянского и их царей и владетелей под многими именами и со многими Царствиями, королевствами и Провинциями. / Репринтное издание 1722 г. ПредисловиеС.Н. Удаловой. М., 2010. С. 80.
  • [48] См.: Повесть временных лет. // Повести Древней Руси. M. 2002. С. 47.
  • [49] На правой половине щита изображался друид с посохом в руках обвитым веткойомелы.
  • [50] См.: Классен Е.И. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. Вып. 1 -3, 1854 -2005.-М., 2005. С. 18-19.
  • [51] Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. Том первый. - М.,2010. С. 200.
  • [52] См.: Назарова А.Ф. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии.Генетический портрет. - М., 2009. С. 16 - 17.
  • [53] См.: Повесть временных лет. // Повести Древней Руси. M. 2002. С. 57.
  • [54] См.: Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы).Л.,1983. С. 21-22.
  • [55] Павликов С.Г., Цуканов С.С. К вопросу о происхождении Российского государства. //Государство и право, 2012. № 2. С. 109.
  • [56] Повести Древней Руси. - Л., 1983. С. 31.
  • [57] См.: Повесть временных лет. (Перевод Д.С. Лихачёва) // Повести Древней Руси. М.2002. С. 57.
  • [58] См.: Большой толковый словарь русского языка: Ок. :60 000 слов / Под ред. Д.Н.Ушакова. -М., 2004. С. 478.
  • [59] Орбини Мавро Книга историография початия имене славы и разширения народаславянского и их царей и владетелей под многими именами и со многими Царствиями,королевствами и Провинциями. / Репринтное издание 1722 г. Предисловие С.Н. Удаловой. М., 2010. С. 81.
  • [60] Цит по: Ильина Н.Н. Изгнание норманнов. Очередная задача русской историческойнауки. - СПб., 2010. С. 33.
  • [61] См.: там же. С. 34.
  • [62] См.: Задорнов M.H. Князь Рюрик: Откуда пошла земля русская. - М., 2012. С. 18.
  • [63] См.: Кузьмин А.Г. Падение Перуна: (Становление христианства на Руси). — М.,1988. С. 132.
  • [64] См.: Классен Е.И. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. Вып. 1 -3, 1854 -2005. - M., 2005. С. 101 - 102.
  • [65] См.: Ильина Н.Н. Изгнание норманнов. Очередная задача русской историческойнауки. - СПб., 2010.
  • [66] См.: Классен Е.И. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. Вып. 1 -3, 1854 -2005.-M., 2005. С. 103.
  • [67] См.: Баженова Н.И. Славян родные имена: Словарь исторических родокоренныхимён и прозваний славян и руссов за два тысячелетия. - M., 2006. С. 26, 144.
  • [68] См.: История отечественного государства и права. 4. 1. Учебник. / Под ред. О.И.Чистякова -М.; 1996. С. 35-36.
  • [69] См.: Общая теория государства и права: Учебное пособие / Г.А. Василевич, А.Ф.Вишневский, В.А. Кучинский, Л.О. Мурашко, А.Г. Тиковенко; Под общ. ред. А.Г. Тико-венкуо. - Мн.: Книжный Дом, 2006. С. 44.
  • [70] Васильев А. О древнейшей истории Северных Славян до времён Рюрика, и откудапришёл Рюрик и его Варяги. - СПб.: типография Главного Штаба Его ИмператорскогоВеличества по Военно-Учебным Заведениям. 1858. С. 28.
  • [71] См.: там же.
  • [72] Васильев А. О древнейшей истории Северных Славян до времён Рюрика, и откудапришёл Рюрик и его Варяги. - СПб.: типография Главного Штаба Его ИмператорскогоВеличества по Военно-Учебным Заведениям. 1858. С. 29.
  • [73] См.: там же. С. 31.
  • [74] См.: там же. С. 49.
  • [75] См.: там же. С. 50 -51.
  • [76] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 1995.С. 43.
  • [77] См.: Свято-русские Веды. Книга Велеса. - M., 2001. С.39, 41, 247; Повесть временныхлет // Повести Древней Руси. М. 2002. С. 47-51.
  • [78] Повесть временных лет // Повести Древней Руси. М. 2002. С. 47-51.
  • [79] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 1995.С. 41.
  • [80] Там же. С. 42.
  • [81] Лешков В.Н. Русский народ и государство. История русского общественного правадо XVII в. СПб., 1858. С. 93.
  • [82] Там же. С. 95.
  • [83] См.: там же.
  • [84] Акчурина H.B. Историческое правоведение: Становление, развитие в России в 30-70-х годах XIX века. - Саратов: СГАП, 2000. С. 132.
  • [85] См.: там же.
  • [86] См.: Крылов Н.И. Критические замечания, высказанные на публичном диспуте вМосковском университете 21 декабря 1856 г. на сочинение Чичерина Б.Н. «Областныеучреждения России в XVII в.» СПб., 1858. С. 95.
  • [87] См.: Гедеонов С.А. Варяги и Русь: Разоблачение «норманскогомифа». - М., 2011. С. 16.
  • [88] См.: там же.
  • [89] См.: там же.
  • [90] Свято-Русские Веды. Книга велеса. - M., 2001. С. 143.
  • [91] См.: Рыбаков Б.А. Рождение Руси. M., 2003. С. 17.
  • [92] Там же.
  • [93] См.: Васильев А. О древнейшей истории Северных Славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его Варяги. - СПб.: типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-Учебным Заведениям. 1858. С. 113.
  • [94] Классен Е.И. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. Вып. 1 -3, 1854 - 2005. - М., 2005. С. 52 -55.
  • [95] См.: Задорнов М.Н. Князь Рюрик: Откуда пошла земля русская. - М., 2012. С. 107.
  • [96] Классен Е.И. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. Вып. 1 -3, 1854 - 2005. - М., 2005. С. 60 - 61.
  • [97] Классен Е.И. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. Вып. 1 -3, 1854 - 2005.- М., 2005. С. 65.
  • [98] См.: там же. С. 84.
  • [99] Васильев А. О древнейшей истории Северных Славян до времён Рюрика, и откудапришёл Рюрик и его Варяги. - СПб.: типография Главного Штаба Его ИмператорскогоВеличества по Военно-Учебным Заведениям. 1858. С. 71.
  • [100] См.: там же. С. 71 - 72.
  • [101] См.: Ильина Н.Н. Изгнание норманнов. Очередная задача русской историческойнауки. - СПб., 2010. С. 45.
  • [102] Повести Древней Руси. - M., 2002. С. 57.
  • [103] Там же.
  • [104] Там же. С. 63.
  • [105] Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950. С. 297.
  • [106] См.: Кузьмин А.Г. Падение Перуна: (Становление христианства на Руси). - М.,1988. С. 181.
  • [107] См.: Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа докончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года ... . // ПСС. М., Ленинград. 1952. С. 185.
  • [108] Свято-Русские Веды. Книга Велеса. - М., 2001. С. 307.
  • [109] См.: Кузьмин А.Г. Падение Перуна: (Становление христианства на Руси). - М.,1988. С. 184.
  • [110] См.: Васильев А. О древнейшей истории Северных Славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его Варяги. - СПб.: типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-Учебным Заведениям. 1858. С. 39.
  • [111] См.: там же. С. 40.
  • [112] См.: там же. С. 34.
  • [113] См.: Грот Л.П. Призвание варягов. Норманнская лжетеория и правда о князе Рюрике. - M., 2012. С. 68.
  • [114] См.: Дудимов Е.И., Цецоев В.К. Славяне средневекового Дона (к вопросу о предпосылках формирования казачьей государственности). — Ростов — н/Д., 2001. С. 19.
  • [115] Там же. С. 19.
  • [116] Кузьмин А.Г. Падение Перуна: (Становление христианства на Руси). - М., 1988.С. 129- 135.
  • [117] Классен Е.И. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. Вып. 1 -3, 1854 - 2005.- М., 2005. С. 32.
  • [118] Васильев А. О древнейшей истории Северных Славян до времён Рюрика, и откудапришёл Рюрик и его Варяги. - СПб.: типография Главного Штаба Его ИмператорскогоВеличества по Военно-Учебным Заведениям. 1858. С. 80 - 81.
  • [119] См.: там же.
  • [120] См.: там же.
  • [121] Васильев А. О древнейшей истории Северных Славян до времён Рюрика, и откудапришёл Рюрик и его Варяги. - СПб.: типография Главного Штаба Его ИмператорскогоВеличества по Военно-Учебным Заведениям. 1858. С. 80 - 81.
  • [122] Васильев А. О древнейшей истории Северных Славян до времён Рюрика, и откудапришёл Рюрик и его Варяги. - СПб.: типография Главного Штаба Его ИмператорскогоВеличества по Военно-Учебным Заведениям. 1858. С. 83 - 89.
  • [123] См.: История государства и права России. Учебник. / Под ред. Ю.П. Титова. - М.,2000. С. 17; Древнерусское государство и право. Учебное пособие. Под ред. Т.Е. Новицкой.-M., 1998. С. 10-11.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >