Заключение

Настоящее научное исследование строилось на авторской гипотезе, предполагающей, что политическая консъюмеризация, как особый процесс в рамках трансформации российского политического консалтинга, проявляется в нескольких элементах:

  • 1) профессионализации политической деятельности;
  • 2) маркетизации политической сферы;
  • 3) коммерциализации деятельности политических консультантов;
  • 4) технологизации работы политических консультантов;
  • 5) институционализации политических консультантов.

Если профессионализация, в первую очередь, связана с появлением профессии политического консультанта и ростом её влияния на общественные процессы, то маркетизация подразумевает привнесение в политику принципов работы и деятельности из сферы бизнеса. Коммерциализация, крепко связанная с маркетизацией, кроется в частичной (или даже полной) переориентации политических консультантов на клиентскую базу из сферы бизнеса.

Тогда как технологизация, означает не только заимствование политических технологий консультантами у остальных специалистов, в том числе, зарубежных, но и усиление воздействия политических консультантов на общественное сознание. Наконец, институционализация выражается в формировании института политических консультантов и их профессиональную дифференциацию - разделение на частный и внутрикорпоративный сектор, глобализацию профессиональной деятельности.

Подводя итоги, можно отметить некоторые достижения теоретического анализа, в ходе которого выяснилось, что под политическим консалтингом можно понимать профессиональную помощь и оказание услуг клиенту в политической сфере.

В процессе исследования выяснено, что глобальный рынок политических консультантов складывался неоднородно, изначально разделившись на разные уровни: мировой, локальный, национальный и региональный. Также сделано важное наблюдение, что, хотя, пионерами в создании мирового института политических консультантов были американские политтехнологи, скоро специалисты из разных стран осознали малоэффективность простого копирования американской политико- консалтинговой модели в странах, где есть своя специфика.

Проанализированы как зарубежные, так и отечественные типологии политических консультантов. При этом дана авторская классификация политических консультантов, куда вошли наиболее востребованные на современном политическом рынке специалисты:

  • 1. частный политический консалтинг (PR-менеджмент, GR- менеджмент);
  • 2. внутрикорпоративный политический консалтинг (PR-менеджмент, политический спичрайтинг, политический фандрайзинг (FR-менеджмент).

Рассмотрены профессиональные сообщества политических консультантов на мировом, локальном, национальном и региональном уровнях. Отмечено, что наиболее распространены и влиятельны во всём мире именно PR-консалтинговые организации. За ними по степени влияния на политическом рынке следуют фандрайзинговые, имиджмейкинговые и брендинговые профессиональные общества разных уровней. Параллельно обнаружено, что политико-консалтинговые организации стараются придерживаться Кодекса профессиональной этики и других этических документов, регулирующих деятельность института политического консалтинга, что пока еще нельзя сказать о российских политтехнологах.

Следует обозначить основные перспективные, прорывные направления

в дальнейшей разработке исследуемой темы. К таковым можно отнести

следующие: сравнительный анализ консьюмеризации института

политических консультантов в постсоветских странах; анализ

183

трансформации электоральных технологий политконсультантов; изучение влияние политической культуры на особенности процесса политической консьюменизации; воздействие политической консьюмеризации на технологии партийного строительства.

Представляется важным предложить собственные рекомендации в сфере развития и государственного регулирования отечественного политического консалтинга.

Можно предложить две формы регуляции отечественного политикоконсалтингового сегмента - государственный и этический.

Государственное регулирование выражается в принятии закона «О политическом консультировании». В нём необходимо оговорить

терминологию, предполагающую чёткие формулировки политико-

консалтинговой сферы - «политический консультант», «лоббизм» и т.п.

Вторая форма контроля это - «Этический кодекс политического консультанта», который был бы принят всеми российскими

консалтинговыми организациями и согласован с их собственными кодексами и уставами.

Органичное совмещение законодательных и этических форм

регулирования способно сделать российский институт политических консультантов более открытым для гражданского общества, уменьшить его теневизацию и коррупционную составляющую. С помощью подобных процедур отечественный политический консалтинг может стать составной частью демократического процесса в современной России.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >