Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Культурология для культурологов

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ - пред ставляют собой целостные композиции (или конфигурации) культурных черт и форм, исторически сложившиеся в практике той или иной исторически автономной и устойчивой человеческой общности, т. е. являются конкретно-историческими культурами какого-либо народа, сословия, конфессии и т. п. Локальные культурные образования относятся к числу тех объектов, историография которых практически «безразмерна». По существу, нет историка, этнолога, культуролога, антрополога ит. п., который, изучая ту или иную культуру, не касался бы вопросов ее локализации и черт ее самобытности (которые и очерчивают границы данного локуса).

Локальные культурные образования можно изучать как организационные структуры, как функциональные системы или как своеобразные «культурные тексты». Одним из наиболее интересных аспектов исследования подобных объектов является выявление доминирующих в них более или менее универсальных форм социокультурного бытия (чем занимаются история и культурология) или, напротив, доминирующих признаков уникальности (чем занимается этнография). Вместе с тем не следует забывать про то, что в категорию локальных культурных образований входят не только этнические конфигурации культурные (см.), но и социально-сословные культуры и конфессиональные культуры (см.). Главное в том, что любое локальное культурное образование непременно является и системой культурной (см.) и включает в себя весь набор признаков, присущих культурной системе.

Таким образом, анализируя феномен локальных культурных образований, мы выделяем такие черты, как более или менее выраженную универсальность образования каждого типа (этнического, сословного или конфессионального) - вопрос, хорошо проработанный эволюционистами: Г. Спенсером, Л. Морганом, Ф. Энгельсом, Л. Уайтом, Э.С. Маркаряном; целостность - аспект, основательно изученный в рамках теории цивилизаций Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, Б.С. Ерасовым; выраженную структурную организованность - вопрос, изучавшийся структурными функционалистами Б. Малиновским, А. Радклифф-Брауном, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Э.А. Орловой; преобладание внутренних связей над внешними -

«классический» вопрос этнологов: Л. Уайта, К. Кребера, С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Н.Н. Чебоксарова, и др.; неравномерность внутреннего распределения разных элементов культуры между разными группами - тему социологии культуры: М. Вебера, Э. Дюркгейма, П.А. Сорокина, Л.Г. Ионина; динамику изменчивости, способность к самопорождению, саморазвитию, регенерации и самовоспроизводству в следующих поколениях - проблему культурной антропологии в целом и в частности школы «Культура и личность»: Ф. Боаса, Р. Бенедикт, М. Мид и неоэволюционистов: Э. Салинза, А. Харриса, А.Я. Флиера.

Помимо этого локальные культурные образования следует различать по признакам их масштабности: субкультуры малых социальных групп, члены которых лично знакомы между собой, регулярно взаимодействуют и коммуницируют; локальные культуры, образующиеся преимущественно по территориальному признаку; социальные культуры, являющиеся преимущественно интернациональными (хотя и имеющие свои национальные сегменты общего движения) и образующиеся в основном по основаниям разделения функций и статусов (специальности, сословия, классы) и идеологические культуры, образующиеся на основе общности мировоззрения, к категории которых можно отнести конфессии, крупные политические партии и общественные движения и др.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы