Принципы духовно-нравственной саморегуляции в процессе реабилитации личности.

Важнейшим принципом саморегуляции общества и личности является нравственная система. Традиционная этика базируется на нравственных нормах, освященных религиозным авторитетом. Светский тип культуры не отвергает базовые ценности религиозных традиций, но рассматривает их как нормы личностной этики в условиях свободы совести и религиозного вероисповедания, что отражено в российском законодательстве. Под комплексной программой восстановления «человеческого в человеке» для лиц, потерявших родительские права, следует понимать ряд специальных социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых мер, которые включают в себя опыт духовно-нравственной реабилитации. Он, прежде всего, основан на факте религиозной веры и общечеловеческих принципах этики. Эта работа духовно-психологического свойства представляет собой путь возвращения человека к пониманию себя нравственно ответственной личностью — членом общества, который обладает правовым и духовным самосознанием. Данная работа направлена:

  • • на освоение базовых принципов светской и религиозной этики и этикета;
  • • на воспитание правового самосознания;
  • • на формирование нравственного сознания, которое складывается как сложный комплекс этических знаний, убеждений, идеалов, чувств;
  • • на выстраивание нравственных отношений, включающих в себя отношения с разными полами, возрастными группами, семьей, властью, представителями других культур, религий и национальностей (этносов);
  • • на формирование представлений о нравственном поведении, состоящем из совокупности поступков и связанном с нравственной философией общества;
  • • на сложение нравственных привычек, проявляющихся в образе поведения — нравственном «стиле» человека данной культуры;
  • • на воспитании установки нравственного самоконтроля, отвечающего за саморегуляцию поведения, контроль мотивов и нравственных оценок.

Вырабатывая механизмы духовно-нравственной саморегуляции, человек, оказавшийся за пределами социально приемлемой формы поведения, проходит путь ресоциализации и духовной реабилитации. Он как бы заново приобщается к миру культурных значений, к его смыслам. Только в этом случае он получает возможность вновь стать человеком рода, семьи, культурыполноценным членом общества и гражданином своей страны. Это дает ему шанс вернуть себе главное звание — звание родителя, ответственного за воспитание своего ребенка и любящего его.

Процесс духовной реабилитации необходимо понимать как восстановление (или формирование) нравственного самосознания в единстве с восстановлением психического и физического здоровья. Человек «включается» в определенную структуру ценностей. Результатом оказывается то, что витальные, социальные, эстетические, религиозные, духовно-культурные, политические ценности становятся фактом его жизни и ее смыслоопределяющим началом. Они обращает его внутренний мир к проблемам добра, справедливости, возвращают к признанию абсолютной ценности человеческой жизни и социально-творческого саморазвития личности. Данные ценности восходят к религиозной этике традиционных культур. Личностноориентированная этика культуры современного (модерного) типа также предполагает включение в моральный порядок личности, ее нравственное самоощущение таких категорий как:

  • Справедливость, определяющую должный порядок человеческих взаимоотношений;
  • Долг, превращающий моральные императивы в личную задачу, исполняемую в процессе жизни;
  • Ответственность перед собой, близкими, другими;
  • Честь и совесть, выражающие осознание своего человеческого достоинства и авторитета на основе выполнения норм и предписаний культуры, их должного выполнения.

Справедливо утверждать, что вне этих работающих категорий нравственного самосознания человек к исполнению своей роли родителя вернуться не может. Ведь в личностном плане ценностно ориентированное поведение вырастает из реальных возможностей и желаний человека, способного принять духовный закон жизни и нравственную философию общества умом и сердцем. Для подтверждения этой мысли обратимся к примерам из духовной истории русской культуры.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >