КУЛЬТУРА И ЭТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

В современном философском и культурологическом знании намечается очевидный поворот в сторону прикладных исследований. В данном контексте наш подход к проблеме культуры и этики в контексте профессиональной деятельности медицинской и социльно-помогающей сферы можно считать опытом дисциплинарного расширения отраслевых областей философии и культурологии. Тем самым, мы подчеркиваем практическую направленность этики и культурологии, востребованность данного типа знаний в оформлении корпоративной культуры учреждений, призванных осуществлять процесс духовно-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Здесь отражены проблемы корпоративной культуры и этики для специалистов «помогающей» сферы, ориентированных в своей профессиональной деятельности на общение с людьми с ограниченными возможностями. Важной целью в подобных концептуальных разработках и их внедрении в учебный процесс является формирование культурфило- софской и социально-этической компетентности медиков и социальных работников, а также философов и культурологов, специализирующихся по направлениям прикладной этики и деловой культуры[1].

Необходимость разработки практико-ориентированных областей философии и культурологии связана с возрастанием значения социальной сферы в жизни современного Российского государства и общества. Так, осознание проблемы людей с ограничениями в возможностях сегодня становится приоритетным для государства, в котором конституционно закреплен социальный вектор развития. Предоставление реабилитационных услуг различным категориям людей, испытывающих медико-социальные проблемы, — одно из важнейших направлений в социальной политике и практике государства. В центре заботы оказывается человек, который нуждается как в специальной медицинской, так и социально-культурной реабилитации.

Острая потребность решения проблем инвалидов с помощью сети реабилитационных учреждений ставит задачу формирования профессиональной субкультуры реабилитолога. Насущность проблемы доказывается крайне неутешительными статистическими данными — депопуляцией и массовой инвалидизацией российского населения вкупе с плохим физическим и духовно-социальным здоровьем детей и молодежи в России. Среди выделяемых причин:

  • • распад социальной и экономической системы в постсоветскую эпоху;
  • • разница в репродуктивном поведении традиционного и модерного общества;
  • • изменение в структуре ценностей;
  • • гипертрофированное развитие городской цивилизации;
  • • экологический фактор, влияющий на наследственность;
  • • разрушение института брака, отсутствие горизонтальных родственных связей;
  • • деградация нравственного самосознания общества и личности;
  • • высокий процент заболевания алкоголизмом (от 17,5 млн чел. российского населения) и наркоманией (от 2,5 млн чел.)
  • • большой процент инвалидизации вследствие Афганской, Чеченской и других войн, террористических акций;
  • • производственный и бытовой травматизм из-за нарушения норм технической безопасности, низкая культура труда;
  • • высокий дорожный травматизм;
  • • низкий уровень медицинского обслуживания, профилактики, диагностики и выявления заболеваний;
  • • низкая культура здоровья и ценностей здорового образа жизни, в том числе подрастающего поколения (23 % из 30 млн детей и молодежи до 18 лет выключены из реальной здоровой жизни);
  • • недостаточность концептуальной и инфраструктурной разработки системы реабилитационных услуг.

Одним из ключевых в разрешении таких трудных ситуаций становится личностный фактор. Для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества — обрести себя как личность — людям, обремененным проблемой инвалидности, нужна и конкретная помощь, и соответствующая их физическому состоянию социальная инфраструктура. Однако в этом процессе не менее важна и духовно-нравственная мотивация. Она позволяет активно включиться в борьбу за собственное здоровье и облегчить процесс социальной адаптации. Помочь вывести нуждающегося в реабилитации человека на качественно новый уровень жизни может только тот специалист, который имеет четкие представления о сущности своей работы и формирует свое самосознание на основе профессиональной культуры и этики помогающей деятельности. Помимо профессиональных знаний, он может опереться на богатые духовно-нравственные традиции отечественной культуры. Здесь следует говорить о соединение различных стратегий в профессиональной деятельности реабилитолога и специализированных учреждений для достижения максимально возможного результата — медицинского и социального. Интеграция стратегий знания и понимания в ситуации соработничества профессионала и клиента является критерием высокой корпоративной культуры и профессиональной этики, выступая в качестве условия и залога успешной реабилитации пациента — личности, гражданина, работника.

Мы предлагаем свой вариант развития данной темы, интегрирующей результаты прикладной этики и теоретической культурологии в практическую сферу.

  • [1] На эту тему в журналах «Вопросы культурологии», 2010, № 4, и «Домкультуры», 2010, № 3, 4 были опубликованы Программа и конспект лекций«Профессиональная этика реабилитолога и корпоративная культура реабилитационных учреждений». Авторская разработка данной проблемы остается покапервой и единственной в современной российской научной и учебно-методическойлитературе. Она восполняет отсутствие современной учебной литературы в специализированных областях прикладной этики и культурологии по проблемам корпоративной культуры, деловых коммуникаций и профессиональной этики реабилито-логов. Содержание программы и лекционного курса были успешно апробированыв системе повышения квалификации и переподготовки руководителей социальныхслужб и реабилитационных учреждений г. Москвы и Московской области в рамкахпрограммы сотрудничества Европейского Союза и России по системе реабилитационных услуг.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >