Лекция 5 КРЕЩЕНИЕ РУСИ: ИСТОРИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ
План лекции
- 5.1. Двоеверие и его преодоление на пути приспособления языческих культов к христианству.
- 5.2. Особенности культуры Древней Руси.
Двоеверие и его преодоление на пути приспособления языческих культов к христианству
Чем был обусловлен исторический выбор православного христианства Русью в конце X в. ?
Русь, географически расположенная между сильным (христианским) Востоком - Византия - и сильным (христианским) Западом - Европа - , открытая для набега степняков-кочевников (половцы, печенеги, хазары), нуждалась в сильном союзнике. Наиболее предпочтительной оказалась Византия - могучая империя, наследница Великого Рима.
Во-первых, целью Владимира было создание из раздробленной на княжества страны единого централизованного государства. Всевластие константинопольского базилевса наиболее полно соответствовало притязаниям киевского князя.
Во-вторых, союз с могучей Византией на море был крайне выгоден Киевской Руси, как в военном, так и в экономическом (торговом) отношении.
В-третьих, церковная организация, главой которой оказывался сам император, а не главный епископ Рима - Папа, давала Владимиру уникальную возможность самовластия для решения стоящих перед всей страной задач.
В-четвертых, за помощь византийскому императору Василию II в подавлении мятежа в Корсуни (Херсонесе) Владимир потребовал руки его сестры Анны и, тем самым, обеспечил своей (и своих потомков) власти преемственность от императорской династии Великого Рима.
В-пятых, приняв христианство в качестве государственной религии и порвав с язычеством, Русь как равный партнер входила в число христианских цивилизованных государств.
Наконец, нельзя не учитывать легенду, упоминаемую Нестором в «Повестях временных лет», о выборе киевского князя, обусловленном необыкновенной красотой православной литургии: «и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой» (так, согласно легенде, описывали посланные Владимиром бояре свои впечатления от увиденного во время богослужения).
В целом же, как представляется, выбор византийского православия был политическим выбором князя-язычника, преследующего государственные интересы.
Христианизация Руси - событие, предопределившее всю последующую судьбу России.
Официальное, санкционированное княжеским указом крещение и запрещение языческих культов еще не означало, что христианство проникло в глубину народной жизни.
За сравнительно короткий дохристианский период существования с середины IX в. по конец X в. (немногим более 100 лет) русское язычество не успело сложиться в некую мифологическую систему, которая смогла бы, преодолев племенные культы, способствовать объединению славяно-финоугорских этносов в единый племенной союз. Более того, Русь, как и другие славянские народы в дохристианский период, не знала письменности. Мифы не только не были записаны, но и не получили (наподобие Гомеровских «Илиады» и «Одиссеи») литературной обработки. Из этого следует, что мифологическое сознание Руси на момент принятия христианства не только не исчерпало себя, но, напротив, находилось в процессе активного формирования. Поэтому Русь, нуждавшаяся в единоверии, в целом не была готова к восприятию новой - христианской - идеологии. Еще несколько столетий в народе «отай» (тайно) поклонялись языческим богам, приносили жертвы «бесам, болотам и кладезя». Даже среди княжеских дружинников, наиболее заинтересованных в утверждении новой религии, на протяжении XI-XIII вв. сохранялись пережитки языческих верований и обрядов (например, культ Рода и Земли). В летописях XII в. упоминаются волхвы - языческие жрецы - как организаторы киевского восстания 1113 г. Есть упоминание и о смутах в Новгороде 1227 г.: «...явилися в Новгороде волхвы, ведуны, потвор- ницы и многия волхования и потворы и холеная знамения творяху и многа зла содеваху, многих прельщающе. И собравшиеся новгородцы, изымали их и ведома ЮС на архиепископ двор. И се му лейку, княщ Ирославли въступишася о них». Фактически язычество на Руси просуществовало в тех или иных формах до окончательного освобождения от монгольского ига. Это явление русской истории получило название двоеверия.
И хотя церковь вкупе с княжеской властью последовательно искореняла язычество и жестоко боролась с различного рода ересями, на Руси (в отличие от католической Европы) не пылали костры инквизиции, и она не знала изуверской охоты на ведьм. Более того, язычество на Руси не было «выжжено каленым железом». Оно трансформировалось не только в богатый фольклор, но удивительно переплелось с новой верой, породив неповторимый синтез русского православия.
Как известно, Древняя и Средневековая Русь (вплоть до революции 1917 г.) были преимущественно крестьянскими (до 80 % населения). Огромный крестьянский мир неуклонно приспосабливал византийское православие к привычной для себя традиционной картине мира.