Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow Государство и церковь в истории России

Реформирование духовного и светского образования

Реформирование церкви и превращение ее руководства фактически в коллегию министерства одновременно сопровождалось просвещением духовенства.

Например, внутренний распорядок духовных школ предполагал занятие чтением не только рядовых священников, но и епископов.

К 1727 г. было открыто 43 тыс. таких школ-семинарий, где обучалось до трех тысяч учеников. В них проходили курсы грамматики и риторики, философии и богословия.

Самым значительным лицом из духовенства в петровскую эпоху был Феофан Прокопович. Блестящее классическое образование, литературные и ораторские способности, приверженность идеям просвещенного абсолютизма позволили этому сыну мелкого торговца, выпускнику Киево-Могилянской академии, стать крупнейшим реформатором не только высшего церковного управления, но всей духовной жизни страны. Подготавливая реформу церковного управления, Ф. Прокопович, не занимавший видного места в церковной иерархии (был в должности псковского епископа) сумел, тем не менее, охватить самые существенные вопросы жизни духовенства. Многие сочинения Прокоповича были написаны по личному указанию Петра и им же реализовывались. Царь принял также активное участие в разработке Духовного регламента, получившего в дальнейшем силу закона.

Как просветителю Ф. Прокоповичу принадлежит заслуга реформирования церковного «слова»: наполнив его живым и злободневным материалом, он, тем самым, сделал его средством гражданского воспитания. Самые яркие проповеди и литературные произведения Феофана написаны по поводу происходящих событий, особенно по поводу удачных сражений со шведами. Многие посвящены «многодельному мастеру и многоименитому деятелю» Петру I и обличению его противников, кои «лучше радуются ведомостьми скорбными, нежели добрыми».

Приверженцы реформ были одновременно убежденными сторонниками абсолютизма. Ф. Прокопович как крупнейший его идеолог, теоретически обосновал право монарха на неограниченную власть, приоритет светской власти над церковной (см. «Духовный регламент», 1721 и «Правда воли монаршей», 1722). Апофеозом самодержавной формы правления стал закон о праве монарха назначать наследника вопреки традициям перехода престола к старшему сыну (отменен Павлом I).

Положение о «божественном» происхождении самодержавной власти под воздействием идей европейского Просвещения об «естественном праве» и «общественного договора» дополнялось представлениями о монархической власти как гаранте блага всех подданных. Стремиться к «общественному благу» в петровской России означало служение государству. «Никто, даже из знатных дворян, не получит никаких чинов, пока они Нам (т. е. Петру I) и Отечеству никаких услуг не окажут», - было написано в «Табели о рангах».

При Петре I впервые в истории России образование становится государственным делом. Своеобразным итогом петровских преобразований в области просвещения и науки было создание Академии наук (первоначальное название - Академия наук и художеств). В январе 1724 г. на заседании Сената Петром был утвержден ее проект. Официальное открытие Петербургской академии наук состоялось в год смерти императора - в 1725 г. В системе Академии находились университет и гимназия, а также библиотека, музей, типография, ботанический сад, обсерватория, химическая и физическая лаборатории (Московский же университет был открыт по инициативе М. Ломоносова в 1755 г.).

Академический университет - первое в России светское высшее учебное заведение. В числе его выпускников - крупнейшие ученые с мировым именем, в том числе Михайло Ломоносов - первый русский академик, возглавлявший университет с 1758 по 1765 г.

С 1716 г. в Петербурге вводятся ассамблеи. Согласно царскому указу[1] (рис. 5) они устраивались в домах вельмож (часто во дворце светлейшего князя Меньшикова). В числе приглашенных были высшие офицеры, вельможи, чиновники, богатые купцы, ученые и, важно отметить, впервые - женщины.

Указ Петра I о проведении ассамблей

Рис. 5. Указ Петра I о проведении ассамблей

Историческая справка. Престолонаследие после Петра I 28 января 1725 г. Петр I, не оставив распоряжения о преемнике, умер. Началась, по словам Пушкина, борьба за трон между «ничтожными наследниками северного исполина». Основными претендентами были жена Петра I Екатерина (при поддержке безродного князя Меньшикова) и Петр II - сын казненного царевича Алексея (при поддержке родовитого князя Галицкого).

  • 1725-1727 гг. - царствование Екатерины I Алексеевны.
  • 1727-1730 гг. - царствование Петра II Алексеевича.
  • 1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны (дочери Ивана V, брата Петра I). Время бироновщины (Бирон - герцог Курляндский, фаворит Анны Иоанновны).
  • 1740- 1741 гг. - царствование новорожденного Ивана VI Антоновича при регентстве его матери Анны Леопольдовны (племянницы Анны Иоанновны).
  • 1741- 1761 гг. - царствование Елизаветы Петровны (дочери Петра I).
  • 1761- 1762 гг. - царствование Петра III, внука Петра I по материнской линии (третьей дочери Петра I - Екатерины).
  • 1762- 1796 гг. - царствование Екатерины II Алексеевны Великой, супруги свергнутого ею Петра III (в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт- Цербстская).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  • 1. Петровские преобразования - историческая неизбежность или личная воля царя-реформатора?
  • 2. В чем смысл преобразования Патриархии в Синод - 13-ю коллегию (министерство) Сената?
  • 3. Какие изменения произошли в светском и духовном образовании в результате реформ Петра I? В чем их смысл?

Рекомендуемая литература: [12, 16, 17, 23].

  • [1] Даже, если (как утверждают некоторые исследователи) нижеприведённый текст - позднейшая реконструкция, он сохраняет характерные особенности времени петровских преобразований
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы