Вопросы для размышления

  • 1. Почему в разные эпохи складывалось разное отношение к эгоизму как жизненной и практической установке?
  • 2. Какие исторические примеры, свидетельствующие о табу на эгоизм, вы могли бы привести?
  • 3. Отчего И. Кант считал, что любовь к себе, стремление к собственному счастью никогда не могут быть добродетелью?
  • 4. С каких позиций критиковал любовь М. Штирнер?
  • 5. Насколько правомерна формула «Не будь эгоистом»?
  • 6. Как Б. Спиноза пришел к мысли, что своекорыстие есть добродетель?
  • 7. Всякая ли жертвенность продуктивна?
  • 8. Какой смысл придает жертвенности христианская мораль?
  • 9. Что привело 3. Фрейда к мысли, что эгоистичная личность нарциссична?
  • 10. Почему в современном обществе альтруизм — редкий феномен?

Задания

1. Поясним идеи Фромма пьесой Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Пер Гюнт уверен, что вся его жизнь посвящена достижению собственных интересов. Вот как Ибсен описывает Я этого персонажа:

Пер Гюнт (с возрастающим увлечением):

Да, гюнтское «я сам» есть легион Желаний и влечений, и страстей;

Есть море замыслов, порывов к цели,

Потребностей ...ну, словом, то, чем я Дышу, живу — таким я есмь

Прокомментируйте, пользуясь материалом темы, дальнейшую эволюцию Пер Гюнта. В конце жизни он понимает, что потерял себя; что, следуя принципу своекорыстия, он не смог понять, в чем же состоят истинные интересы его Я, и, вместо того чтобы сохранить душу, он потерял ее. О нем говорят, что он никогда не был самим собой и поэтому как сырой материал должен подвергнуться переплавке. Пер Гюнт признал, что все время жил по принципу троллей — «Довольным быть самим собой», а не согласно гуманистическому принципу «Быть подлинно самим собой». И вот, когда все декорации его псевдо-Я, его успех и все, что он имеет, грозит исчезнуть, его охватывает ужас пустоты, ничто, преодолеть который он, не имеющий собственного Я, не в силах. И он вынужден признать, что в погоне за всеми благами мира, которые, как ему казалось, и были его интересами, он потерял свою душу и самого себя.

  • 2. Есть такое выражение: «Если не за что умереть, то нет и смысла жить». Прокомментируйте это суждение.
  • 3. Английский философ Томас Карлейль писал: «Высшее счастье есть самопожертвование». Так ли это на самом деле?

Литература

Бердяев Н.Л. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 473—478.

Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1991. С. 93—98.

Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч. в 8-и т. М., 1994. Т. 4.

Мур Дж. Принципы этики. М., 1994.

Штирнер М. Единственный и его собственность. М., 1994.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998.

Шопенгауэр Л. Две основные проблемы нравственности // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. С. 220—237.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >