Судебное рассмотрение дел

Общие положения. Судопроизводство, включая арбитражный процесс, — специфическая форма разрешения споров и конфликтов, выработанная многовековой человеческой практикой. Эта форма имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотренными выше конституционными процедурами. К ним относятся:

  • а) рассмотрение конфликта независимым от других властей органом, который по своему предназначению и положению должен быть не заинтересован в исходе дела;
  • б) четко разработанная процедура установления и проверки фактических обстоятельств и принятия решения;
  • в) нормативная основа всей деятельности суда, который руководствуется законом и своим внутренним убеждением;
  • г) обязательность принятых решений для исполнения как сторонами конфликта, так и другими юридическими и физическими лицами.

В нашей стране существует четыре вида судопроизводства (не считая рассмотренного выше Конституционного Суда): гражданское, уголовное, административное, а также арбитражный процесс. Они различаются предметом судебного разбирательства, а в связи с этим процедурой рассмотрения дела и характером принимаемых решений.

Гражданское судопроизводство. Оно функционирует при рассмотрении имущественных споров, трудовых конфликтов, земельных отношений, семейных и наследственных дел. Ежегодно в судах рассматривается более 3 млн. исков в порядке гражданского судопроизводства; большое распространение получили иски о защите чести и достоинства граждан.

Гражданский процесс создает достаточно благоприятные возможности для мирного разрешения конфликтов. Стороны наделены равными процессуальными правами: они могут собирать и представлять доказательства по делу, заявлять ходатайства и отводы, оспаривать доводы другой стороны, обжаловать судебное решение и др. Суд призван вынести законное и обоснованное решение на основе всех представленных сторонами и рассмотренных им материалов дела и тем самым разрешить конфликт в соответствии с законом. Существенной нормой гражданского процессуального кодекса является возможность окончить дело мировым соглашением, которое не является всего лишь частным соглашением сторон, а представляет собой в данном случае акт судебной власти: оно проверяется и утверждается судом, должно соответствовать закону и не может нарушать чьи-либо права и законные интересы. С вопроса о том, не хотят ли стороны закончить свой спор таким соглашением, и начинается рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Как уже отмечалось, исправление судебных ошибок возможно путем кассационного обжалования судебного решения, а также пересмотра его в порядке надзора. Все это дает возможность привести конфликт между истцом и ответчиком к окончательному и притом справедливому разрешению. Конечно, и эти формы не являются гарантией против возобновления конфликта, если остается не устраненной его основная причина. Известны достаточно многочисленные случаи многолетних жалоб во все судебные и иные инстанции граждан, недовольных состоявшимся решением. Но здесь уже юридические средства разрешения конфликта оказываются исчерпанными.

С длительной волокитой могут быть связаны и случаи затяжки с исполнением принятых судом решений, в том числе по причине финансовой несостоятельности проигравшей стороны. Чтобы избежать такого исхода, суды должны своевременно обращать внимание на обеспечение исполнения решения и на совершенствование исполнительного производства (введение службы судебных приставов и др.).

Арбитражный процесс. Гражданское судопроизводство имеет дело, как правило, с физическими лицами (гражданами). В арбитражном процессе участвуют в основном организации (учреждения, предприятия, фирмы, акционерные общества, товарищества и т.д.). Арбитражные суды разрешают преимущественно конфликты, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Понятно, что роль арбитражных судов заметно возросла при переходе к рыночной экономике. В 1994—1995 гг. ими в России разрешалось в год свыше 300 тыс. споров.

Конфликтующие стороны обращаются в арбитражный суд постольку, поскольку не могут преодолеть спорную ситуацию своими силами. Эта ситуация имеет две разновидности: а) экономические споры между предпринимателями и б) споры между предпринимателями и органами государственной власти и управления. Предприниматель, в том числе и гражданин, вправе обратиться в арбитражный суд с жалобой на акты и действия государственных органов, которые противоречат закону и нарушают их права.

Арбитражный порядок рассмотрения экономических конфликтов не является единственно возможным: стороны вправе провести между собой прямые переговоры, заключить компромиссное соглашение, обратиться к консультантам, посредникам, третейским судьям (частному коммерческому арбитражу) и др. Предприниматель вправе, таким образом, выбирать между государственным и негосударственным порядком разрешения конфликта. В последние годы нередки попытки прибегнуть для этой цели и к незаконным методам («разборки» с участием криминальных структур).

Однако при всех возможных выгодах негосударственной формы решения экономического конфликта (простота, неформальность, быстрота и анонимность) лишь арбитражный процесс был и останется наиболее надежным способом законного завершения спора. Только он гарантирует государственную поддержку и обеспечение принятого арбитражем решения. Без него трудно, если не невозможно, разрешить дело, связанное с несовершенством законодательства, неясностью юридического толкования или его противоречивостью. Арбитражный суд также в состоянии помочь преодолеть конфликтную ситуацию юридически неподготовленным лицам.

Процедура рассмотрения дела арбитражным судом близка к гражданскому процессу; это особенно проявилось после принятия нового Арбитражного процессуального кодекса 1995 г. Вместе с тем есть и отличия, из числа которых упомянем лишь следующие: а) в арбитраже часто применяется процедура досудебного урегулирования конфликта; б) спорящие стороны могут передавать из арбитража любой спор (кроме спора с государственными органами) в третейский суд по их усмотрению; в) арбитражный суд обязан при рассмотрении дела помочь сторонам найти компромиссное решение.

Как и применительно к судам общей юрисдикции, слабым местом работы арбитражных судов является своевременное исполнение решений, особенно, когда речь идет о применении мер воздействия к недобросовестным ответчикам, число которых в нашей экономической системе, к сожалению, пока не сокращается.

Уголовное судопроизводство. Судебному производству по уголовным делам предшествует так называемый криминальный конфликт, который представляет собой преступление, совершенное одним или несколькими лицами. В одних случаях это конфликт между преступником и потерпевшим гражданином (например, при краже), в других — между преступником и государством (при даче или получении взятки), но во всех случаях — конфликт с законом, а следовательно, и с правоохранительными органами. В суде этот конфликт превращается, как правило, в конфликт участников процесса: обвиняемого и его защитника, с одной стороны, и обвинителя (прокурора) с другой. Достаточно редкие исключения, при которых процессуальный конфликт не принимает открытой формы, — это явка с повинной и чистосердечное раскаяние. Но и при этом криминальный конфликт—преступление нельзя сделать несуществующим.

Уголовно-процессуальный кодекс требует от суда и органов предварительного следствия неуклонно применять закон «с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден» (ст. 2 УПК РСФСР).

В отличие от гражданского судопроизводства, в ходе которого разрешается имущественный или иной спор, криминальный конфликт обычно так или иначе уже закончен до начала уголовного процесса (потерпевший убит, вещь украдена и, возможно, возвращена и т.д.). Задача уголовного суда в том, чтобы установить, был ли на самом деле тот криминальный конфликт, который послужил основанием для судебного рассмотрения, и виновен ли в нем подсудимый. Если это так, то предстоит, при прочих необходимых условиях, решить вопрос о наказании виновного. Таким образом, в уголовном судопроизводстве конфликт большей частью заканчивается «силовым» решением — применением меры государственного принуждения. Мирный исход здесь является исключением: по делам так называемого частного обвинения (побои, оскорбления и клевета) до и в ходе судебного разбирательства допускается примирение обвиняемого с потерпевшим (ст. 27 УПК). В других случаях совершенное преступление не может рассматриваться как частное дело потерпевшего и конфликт преступника с законом подлежит, если можно так сказать, принудительному завершению.

В юридической литературе время от времени возобновляется спор о том, является ли вообще уголовный процесс конфликтом между сторонами — обвинителем и обвиняемым (и защитником), или он представляет собой взаимодействие — сотрудничество — сторон в деле отыскания истины. Дело в том, что, с одной стороны, обвинитель и защитник выполняют противоположные функции, а с другой — все участники процесса должны обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. Представляется, что в действительности одно не противоречит другому. Уголовный процесс есть все же конфликт, в котором каждая сторона стремится к истине, но своим путем. Обвинитель доказывает обстоятельства совершенного преступления, защитник их опровергает; все это элементы единого целого, из которых складывается истина. Но конфликтность процесса отрицать невозможно; именно она является основой принципа состязательности сторон.

Важный элемент обеспечения состязательности — предоставление необходимого набора прав участникам процесса, а также существование процессуальных мер, обеспечивающих объективность расследования и судебного рассмотрения дела (в том числе мер пресечения). Таким образом, уже в ходе уголовного процесса осуществляется государственное принуждение, направленное на то, чтобы помешать противодействию со стороны вероятного преступника установлению истины, а с другой стороны, исключить незаконное давление правоохранительных органов на подозреваемого (обвиняемого, подсудимого).

В связи с этим в литературе обсуждается вопрос о допустимости применения различного рода тактических приемов и средств разрешения процессуального конфликта со стороны следователя, прокурора, судей. Не вызывает сомнения запрет на любое физическое воздействие по отношению к любому участнику процесса (кроме законного ареста). Но могут ли быть применены такие меры психического воздействия, как угрозы, обман, умолчание о важных обстоятельствах и т.п.? Мнения специалистов расходятся. Представляется правильной точка зрения А.М. Ларина, что психическое воздействие в принципе допустимо, но его не следует отождествлять с психическим насилием, представляющим собою «такое воздействие на волю и чувства личности, при котором подавляется возможность свободно избирать тот или иной вариант поведения сообразно своим интересам»[1]. Закон (ст. 20 УПК РСФСР) прямо говорит: «Запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер».

Распространенная ошибка некоторых следователей, прокуроров и судей состоит в отождествлении обвиняемого (подсудимого), а иногда и подозреваемого — с преступником. Между тем человек, сидящий на скамье подсудимых, вполне может оказаться невиновным и процессуальный конфликт с ним — беспредметным. Только суд в приговоре может признать гражданина лицом, совершившим преступление. В этом заключается презумпция невиновности, включенная теперь в текст Конституции РФ (ст. 49).

Административное производство. Как отмечено выше, многие юридические конфликты разрешаются государственными органами, как коллегиальными (например, административной инспекцией), так и единоличными (например, инспектором ГАИ). Такого рода порядок рассмотрения и разрешения конфликтов не является наилучшим. Ведь в этих случаях государственный орган, принадлежащий к исполнительной власти, рассматривает конфликт гражданина с этой же властью. Так, инспектор ГАИ сам фиксирует нарушение правил дорожного движения, сам принимает решение о наказании виновного и сам же штрафует его. Но еще древние римляне считали, что никто не может быть судьей в собственном деле. А в приведенных примерах функции судьи берет на себя исполнительная власть.

С учетом этого обстоятельства в последние годы стал все более широко применяться не только гражданско-правовой, но и административный судебный порядок рассмотрения споров. Особенно важная роль принадлежит сейчас предусмотренному Конституцией РФ праву граждан обжаловать в суде решения и действия любого органа государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46). Конфликт гражданина с названными органами или лицами рассматривается и разрешается судебной властью, которая независима от других властей, а это гарантирует законность и обоснованность решения.

Существенно и другое положение ст. 46 Конституции РФ: каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Эта норма Конституции способствует включению нашей страны в международную юридическую систему, вхождению в единое правовое пространство мирового сообщества.

  • [1] Юридическая конфликтология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995. С. 285.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >