Банковские технологии и преступность второй половины XIX - начала XX веков
Предварительные замечания
Коренные перемены в общественной и экономической жизни России в конце 50-х годов XIX века поставили вопрос о преобразовании системы кредитных учреждений[1], которая не удовлетворяла потребности экономического развития России, вступившей на путь капиталистического развития. Индустриальное развитие Российской империи происходило в рамках так называемой «догоняющей модели», так как капитализм, утвердившись к этому времени в промышленно развитых государствах Западной Европы и в США, «стал определять генеральное направление мирового исторического процесса, формируя внешнюю среду, в которой происходило развитие остальных территорий Европы и всего мира»1 [2].
В конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. процесс становления капиталистических банковских систем в странах Западной Европы был близок к завершению, а в России он только начинался. Эволюция российской банковской системы периода капитализма имела ряд особенностей. В отличие от промышленно развитых стран Запада она проходила в рамках банковского законодательства, на котором основывалось регулирование деятельности кредитных организаций всех форм организации, за исключением банкирских заведений (банкирских домов и контор).
Если отличительной особенностью банковской системы России XVIII — середины XIX вв. было то, что в подавляющем большинстве все кредитные учреждения были казенными, и в основном специализировались на предоставлении кредитов и ссуд, то с указанного времени постепенно наряду с дальнейшим развитием системы государственных кредитных учреждений начался процесс создания частных и общественных банков.
Процесс реформирования банковской системы Российской империи сопровождался негативными проявлениями, которые, непосредственным образом, связаны с преступным использованием банковских технологий1. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть основные вопросы развития банковской системы в целом, и банковских технологий в частности, в неразрывной связи с указанной категорией преступлений, а затем в этом ключе отдельно проанализировать уголовное законодательство. При этом, исходя из целей настоящего исследования и с учетом действовавшего законодательства, представляется возможным рассматривать банковские технологии, реализуемые конкретными разновидностями — кредитными установлениями (организациями), но с некоторым изъятием, как, например, во-первых, деятельность ссудной казны показать в контексте с деятельностью ломбардов, так как первые фактически являлись казенными ломбардами, во-вторых, банковские технологии, реализуемые вспомогательно-сберегательными кассами и сельских обществ исследовать вместе с обществами взаимного кредита и т.п., так как они в соответствии законодательством относились к учреждениям мелкого кредита.