Русское музыкальное искусство XIX в.

Русская опера и русский романс

У истоков русской национальной оперы и инструментальной музыки стоял М.И. Глинка (1804— 1857). Оперы Глинки «Иван Сусанин» {«Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере- былине. Глинку по праву считают отцом русского классического симфонизма {«Камаринская», «Испанские увертюры» — «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»).

Глинка — первый классик русского романса, создатель таких знаменитых романсов, как «Я помню чудное мгновенье» (слова Пушкина), «Сомнение». Он автор вокального цикла «Прощание с Петербургом». Творчество Глинки — свидетельство могучего подъема национальной музыкальной культуры.

Л. С. Даргомыжский (1813—1869) — один из основателей русской классической музыкальной школы, представитель критического реализма в музыке. Тема социального неравенства воплощена композитором в опере «Русалка» (по драме Пушкина), написанной в новом жанре — народно-бытовая драма. Для Даргомыжского основным средством создания индивидуального образа служило воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Эти творческие принципы композитор применил в новаторской опере «Каменный гость» (на неизмененный текст «маленькой трагедии» Пушкина). Даргомыжский автор оперы «Эсмеральда», оперы-балета «Торжество Вакха» и др. Сочинял он и романсы: «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир» (на слова Пушкина), отличающиеся глубиной психологического выражения, яркой образностью. Он автор драматической песни «Старый капрал» (на текст Беранже).

Если с именем Даргомыжского связано рождение сатирикокомической песни («Червяк», «Титулярный советник»), то с именами композиторов А.А. Алябьева, А.Е. Варламова и А.Л. Гурилева связано рождение нового жанра — городского романса. А.А. Алябьев (1787— 1851) — автор популярнейшего романса «Соловей», один из первых интерпретаторов поэзии А.С. Пушкина в музыке («Я вас любил», «Зимняя дорога» и др.). Около 200 романсов написано А.Е. Варламовым (1801 — 1848). Народной стала его песня «Красный сарафан», популярны «Вдоль по улице метелица метет», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий», построенные на интонациях русского городского и крестьянского фольклора.

Демократическое направление в русском романсе представлено творчеством А.Л. Гурилёва (1803—1858). Наиболее популярны песни в традициях русского городского фольклора («Матушка-голубушка», «Колокольчик», «Сарафанчик», «Вьется ласточка»), а также романсы («На заре туманной юности», «Вам не понять моей печали», «Не шуми ты, рожь» на слова А. Кольцова и др.).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >