Ошибки восприятия и механизмы восприятия и понимания

Восприятие и роль социального стереотипа Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин «социальная перцепция», т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Психолог провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей, зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньше. Такой же деформации подвергаются и образы людей. (Эксперимент П. Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора. Чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался.)

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. В процессе общения приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы. Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Как уже отмечалось под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Для правильного понимания роли стереотипа в восприятии очень важно то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические, или национальные, стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.

Формирование образа другого человека осуществляется также путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост. С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам[1].

Ошибки восприятия Люди, вступающие в общение, неравны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

  • (1) одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такие атрибуты, как машина, оформление кабинета и т.д.;
  • (2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики. Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки

«личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками[2]. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями — красивых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время считалось привлекательным разное, что у разных народов свои каноны красоты.

Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения[3]. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными. Убежденность в этом, предполагаемом «родстве души», была настолько велика, что разногласий с позиции привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей, как социальных существ, главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.

Механизмы восприятия и понимания В постоянном общении становится важным более глубокое объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д. Карнеги (1888— 1955), изложенная им в книге «Как оказывать влияние на людей», основана на механизме идентификации.

Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс определял эмпатическое понимание как умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание[4]. Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.

С точки зрения характеристики общения, как идентификация, так и эмпатия, требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня. Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии, т.е. осознания действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению[5] [6]. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:

  • (1) Джон, каков он есть сам по себе (1) Генри, каков он есть сам по себе
  • (2) Джон, каким он сам себя видит (2) Генри, каким он сам себя видит
  • (3) Джон, каким его видит Генри (3) Генри, каким его видит Джон.

Впоследствии Г. Нъюком и Ч. Кули усложнили ситуацию:

Генри, каким ему представляется его образ в сознании Джона; Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

Соответственно у Генри тоже четыре позиции.

Общая модель рефлексии представлена в учебнике по социальной психологии Г.М. Андреевой[5]. Есть два субъекта общения: Aw Б. Между ними устанавливаются коммуникации:

Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: А—Аь а Б—Б2, а также представление о другом: у А—Б2, у Б—А2.

Взаимодействие в процессе общения осуществляется следующим образом: А (в качестве А) обращается к Б2, Б реагирует (в качестве />,) на А2. Насколько это близко к реальным А и Б еще надо исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеют несовпадающие с реальностью А, Бх, А2, Б2, и при этом между А и Аъ Б и Б2 нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линии — А—Ах— А2 и Б—Бх—Б2. Если выступающий (А) имеет неверное представление о себе х), о слушателях 2) и, главное, о том, как его воспринимают слушатели 2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.

Приближение всего этого комплекса представлений друг другу — сложный процесс, требующий специальных усилий.

Ошибки восприятия, затрудняющие взаимопонимание На процесс восприятия и понимания другого человека помимо действия стереотипов, накладывают свой отпечаток и другие факторы, которые способствуют искажению образа другого человека и затрудняют взаимопонимание.

Установки. Искаженное представление о личности другого человека часто формируется под действием установок. В психологии установкой называют сформировавшуюся в человеке неосознанную готовность к определенному поведению, готовность положительно или отрицательно реагировать на те или иные факты, события. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания установок, их подвижность разная.

Установки как неосознаваемая готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без объективного анализа ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Например, в эксперименте американского психолога Келли двум группам студентов представили нового лектора. В одной группе его предварительно охарактеризовали как очень сердечного, расположенного к людям человека, а во второй — как замкнутого и холодного. И хотя он держался совершенно одинаково и излагал идентичный материал, в первой группе он был воспринят благожелательно и высоко оценен в профессиональном плане, во второй был воспринят менее благожелательно, а уровень его знаний был оценен более низко. Мы уже говорили об известном эксперименте А. Бодалева, когда двум группам предъявляли фотографию одного и того же человека и просили составить психологический портрет, дав одной группе установку, что изображен преступник, а другой — герой. Восприятие формировалось в соответствии с установками.

Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно мы готовы отнестись к тому или иному человеку. Такие отрицательные предвзятые взгляды («все люди — эгоисты», «все учителя — формалисты», и «все чиновники — взяточники») могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей.

Особенности делового общения

Из знания установок следуют прямые рекомендации для делового общения. Когда к партнеру по общению формируется негативное отношение следует подумать, не обусловлено ли оно соответствующей установкой. И еще: не нужно торопиться делать свои суждения о людях достоянием окружающих, не нужно выносить оценочные явления, как это часто бывает.

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина) представляет собой механизм интерпретации мыслей, чувств и поступков другого человека путем предписывания причин для объяснения его поведения.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные схемы объяснения чужого поведения:

  • (1) люди с личностной атрибуцией склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;
  • (2) при обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;
  • (3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что поверил этому человеку).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности, которые приводят к ошибкам восприятия.

Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачи обстоятельствам: «Я добился успеха, потому что способный, умный, трудолюбивый, настойчивый и т.д.»; «Я потерпел неудачу, потому что так сложились обстоятельства». В отношении другого каузальная атрибуция действует наоборот: «Он добился успеха, так как подхалим и проныра, у него сложились неформальные отношения с руководителем, который помогает ему и т.д.»; «Он потерпел неудачу, так как разбрасывается, работает с ленцой, не слишком умен и т.д.». Характер предписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии: является ли он участником или наблюдателем. Оценка участника события носит более субъективный характер. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Уровень самоуважения. Восприятие другого человека и отношение к нему зависит от самоуважения человека. Психолог Ф. Фидлер

рассмотрел, какое влияние оказывает самоуважение и самооценка на восприятие других. Он опрашивал психотерапевтов. Психотерапевты с высоким уровнем профессиональной квалификации и, следовательно, с адекватной самооценкой и самоуважением рассматривали своих пациентов как себе подобных. Психотерапевты, работающие неэффективно, рассматривали пациентов как отличных от себя. Учителя с низким уровнем самоуважения, страдающие вследствие профессиональной несостоятельности, агрессивно относятся к ученикам, считая их тупыми, ленивыми и т.д. У руководителей с низкой профессиональной самооценкой часто наблюдается аналогичное восприятие подчиненных.

Эффект ореола — в действии этого эффекта фиксируется зависимость восприятия частных свойств человека от влияния, вызываемого общим впечатлением о нем. Он проявляется в том, что в целом неблагоприятное впечатление о человеке мешает его коллегам увидеть его позитивные характеристики. И наоборот, при общем благоприятном впечатлении негативные факторы не учитываются. В соответствии с этим эффектом восприятия жестко фиксируется сложившийся образ, без учета многогранности проявлений характера человека и его изменения.

Неравные возможности ролевого поведения искажают процесс восприятия в том плане, что при формально-ролевом общении социальная роль помогает демонстрировать свои преимущества и скрывать недостатки. У человека, обладающего более высоким статусом, всегда имеются преимущества в выборе для себя наиболее выгодного способа взаимодействия, у человека с более низким статусом таких преимуществ нет. Для того чтобы убедиться в этом, можно вспомнить ситуации общения экзаменатора и экзаменуемого, руководителя и подчиненного.

Знание особенностей восприятия способствует более глубокому пониманию партнера по общению.

  • [1] См.: Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: ЛГУ, 1990.
  • [2] См.: Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Педагогика, 1979.
  • [3] См.: Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Указ. соч.
  • [4] См.: Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии. М.:МГУ, 1986.
  • [5] См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1975.
  • [6] См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2000.
  • [7] См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1975.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >