XVIII ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник

А. С. Пушкин

Петровские реформы и их культурологическая оценка

/ГЛ сновным содержанием петровских реформ была секуляризация VI/ культуры, разделившая единую до того культуру на культуру светскую и культуру религиозную. Новыми явлениями в русской жизни стали библиотеки и общедоступный театр, Кунсткамера (первый музей, собрание вещественных раритетов) и Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая архитектура и морской флот.

Петровские реформы были направлены на модернизацию России, ее включение в мировое сообщество и приобщение к западноевропейской цивилизации. Однако проводившиеся слишком «твердой» рукой, они приобрели не только сторонников (Ф. Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев), но и опозиционно к ней настроенных, таких, как историк, писатель князь Михаил Щербатов (1733—1790), автор утопического романа «Путешествие в землю Офирскую». Рюрикович по происхождению, Щербатов выразил оппозиционные взгляды к правителям своего времени в сочинении «О повреждении нравов в России». Основная идея Щербатова — просвещение портит нравы. Исходный пункт главного сочинения Щербатова — семитомная «Истории Российской от древнейших времен», доведенной до эпохи Смутного времени начала XVII в., — идеализация допетровской старины в смысле цельности и чистоты нравов. Результат исторического процесса — упадок веры и нравов, безверие и разврат. Причину этого Щербатов видел во вторжении иноземной внешней культуры.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >