Современные тенденции в художественном образовании и опыт исторического прошлого

Modern Trends in Art Education and the Experience of the Past

Получено: 04.02.2016 г. / Одобрено: 11.02.2016 г. / Опубликовано: 17.03.2016 г.

Лютер Ю.А.

Доцент кафедры «Дизайн», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПК.У)»,

Россия, 109004, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 73, e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Lyuter Yu.A.

Associate Professor, Design Department,

Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy,

73, Zemlyanoi Val, Moscow, 109004, Russia, e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Аннотация. В данной работе рассматриваются вопросы преподавания специальных дисциплин в системе высшего художественного образования на примере основополагающего предмета — академического рисунка. Анализируя исторический опыт в академическом художественном образовании — как отечественном, так и зарубежном, — предлагаются опорные точки в системе обучения современной высшей школы.

Ключевые слова: академическое образование, исторический опыт, наследие, современные тенденции.

Abstract. This article gives an overview of the special disciplines' tuition issues within the system of higher artistic education on the example of the fundamental subject — academic drawing. The author analyzes both national and foreign historical experience in the academic art education sphere, this research work proposes reference points in the system of modern higher education.

Keywords: academic education, historical experience, legacy, modern tendencies.

Анализ состояния современного художественного академического образования невозможен без изучения предыдущего практического опыта, накопленного в этой области. Современная методика обучения есть результат коллективного труда пре- подавателей-художников в практике преподавания основ профессионального мастерства, соединенный с методическими наработками прошлого.

Первый опыт обучения художников основам мастерства в стенах учебного заведения был предпринят еще в XVI в. В Италии братьями Карраччи была создана Болонская академия художеств. Братья первыми осознали необходимость создания специальных учебных заведений для воспитания профессиональных художников, архитекторов, ваятелей и декораторов. Они разработали методический курс для каждого направления профессиональной художественной деятельности, продумали систему заданий и упражнений для обучения рисунку, живописи, скульптуре. Главным они считали развитие навыков в видении пропорций, в организации композиции. Впервые для стандартизации процесса обучения была издана серия учебно-методических пособий. В качестве натуры для учебных постановок использовались гипсовые копии античных скульптур. Для понимания пластики и конструкции человеческого тела в программе обучения был такой предмет, как антропометрия — изучение конструктивных особенностей скелета. Пластическая анатомия изучалась в том числе и в анатомическом театре, где студенты, препарируя тела, постигали архитектонику мышц и сухожилий, циркулем проверяли пропорциональные отношения. Для постижения законов линейно-воздушной перспективы использовался перспективный станок, образцы произведений признанных художников.

В постижении основ профессионального мастерства по системе Карраччи ученики знакомились вначале с элементарными техническими приемами рисования, многократно делали копии произведений признанных мастеров. После такого предварительного этапа подготовки приступали к изображению гипсов и только потом — живой натуры. На первоначальном этапе обучения в задачу ставилось приобретение навыков в видении пропорций, необходимо было, как считали Карраччи, «развить руку и глаз». Этого можно было добиться только через систематические занятия по учебной программе в выполнении комплекса заданий с натуры и копировании образцов. Постепенное усложнение заданий, предлагаемое программой, предусматривало сначала копирование частей лица, далее — деталей человеческой фигуры и только после этого учащиеся могли приступать к рисованию торса. Рисование человеческой головы также было разбито на подготовительные этапы. После рисования частей лица обязательно с натуры необходимо было рисовать череп. То есть после таких подготовительных упражнений учащиеся должны были осознанно изображать форму объекта натуры, видеть его конструктивную основу, а не заниматься срисовыванием.

Копирование образцов также не ограничивалось механическим повторением оригинала. И здесь в учебную задачу ставилось раскрытие внутренних законов строения формы. При рисовании фигуры человека, частей тела с натуры необходимо было выявить внутреннюю конструкцию — конструктивные особенности скелета и связь этой жесткой основы с пластикой мускулатуры. Именно в методических учебных заданиях академической системы братьев Карраччи были заложены основы контурно-линейного рисования с последующей светотеневой проработкой объема формы.

Болонская академия художеств стала первым, но удачным опытом профессионального художественного образования. Уже в XVII—XVIII вв. открылись Академии художеств в Париже, Риме, Вене, Берлине, Мадриде, Петербурге, Лондоне.

Академия художеств в Петербурге была учреждена в 1757 г. при непосредственном участии М.В. Ломоносова. Президентом академии решением Сената был избран И.И. Шувалов. В начале 1758 г. в Москве был сделан первый набор 16 талантливых юношей (в основном солдатских детей), в Петербурге к ним присоединились еще 20 человек. Для поощрения лучших был заведен порядок — награждение за особые достижения в учебе золотой медалью Академии. Каждые три года 12 лучших выпускников отправлялись за границу для совершенствования мастерства — в Италию, Францию, Англию.

В дальнейшем лучшие достижения Российской академии художеств продолжали развивать такие выдающиеся педагоги-художники, как П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, А.А. Дейнека. Они продолжили и обогатили методику, разработанную братьями Карраччи. Чистяков настойчиво обращал внимание студентов на то, что при рисовании фигуры человека, например, необходимо не пытаться срисовывать внешние признаки, а постигать движение форм. Кардовский предлагал при рисовании фигуры понимать логику сложной формы как составляющее простых геометрических форм. Нос — призма, объем, ограниченный тремя-четырьмя составляющими гранями. Кардовский предлагал при рисовании фигуры разбить движение форм на плоскости, т.е. обрубить объем, а только после этого искать сложности в пластической взаимосвязи этих «рубленных» граней.

Сегодня возникают серьезные проблемы, связанные с оптимизацией учебного процесса — на усвоение специальных дисциплин методическими программами предусматривается гораздо меньшее аудиторных часов. Поэтому очевидна необходимость скорейшего овладения студентами основными специальными приемами и навыками в рамках традиционной академической методики.

При работе над выполнением учебного задания студент должен соблюдать последовательность этапов работы над изображением с натуры, используя профессиональные навыки и приемы, ранее уже разработанные академической школой. Задача преподавателя состоит в объяснении последовательности этих этапов, их необходимости для грамотного построения объемной формы. Принцип построения конструктивной основы сводится к следующему — от первоочередного упрощения через заданную схему к последующему ее усложнению. В этом случае приоритетна осмысленность процесса работы над учебным рисунком. Предлагаемая схема помогает анализировать объемную форму через выявление структуры построения и других особенностей каждой конкретной формы.

В современном художественном образовании существует множество мнений, соединенных в различных концепциях построения учебного процесса, анализ которых подтверждает актуальность позиций и сохранения национальных традиций и опыта истории. В работе «Задачи педагогики высшей школы на этапе модернизации сферы художественного образования» Н.Б. Ульянова пишет: «Без решения проблемы формирования практических основ изобразительной грамоты, отражающейся на опыт исторического развития искусства и сохранения академической системы образования, подготовка специалистов не является эффективной» [1, с. 29—31].

Подготовка специалистов в области изобразительного искусства и дизайна не может быть полноценной без сохранения опыта исторического прошлого. Внесение новых тенденций и современных технологий, безусловно, — процесс важный и необходимый. В статье Н.Б. Ульяновой «Проблема дифференцированного обучения» анализируется дифференцированное образование, которое нуждается в исследованиях и должном анализе, так как исследование связано с деятельностью личностного роста [2, с. 220-222].

И сегодня, и в прошлом стратегия задач академического художественного образования в принципиальных методических позициях полностью совпадает. По завершении курса обучения должен быть подготовлен профессионал высокого класса. Но специфика современного образовательного процесса предполагает сжатый во времени курс освоения специальных дисциплин. А поэтому в задачу обучаемого следует ставить обязательное выполнение курса программных методических заданий, в том числе и в форме самостоятельной работы. В первую очередь, сюда можно отнести копирование образцов. В классическом академическом образовании именно этому придавалось большое значение. При аналитическом копировании произведений

Литература

  • 1. Ульянова Н.Б. Задачи педагогики высшей школы на этапе модернизации сферы художественного [Текст] / Н.Б. Ульянова // Научные исследования и разработки, социальногуманитарные исследования и технологии. — 2015. — Т. 4. — № 1.-С. 29-31.
  • 2. Ульянова Н.Б. Проблема дифферинцированного обучения [Текст] / Н.Б. Ульянова // Знание, понимание, умения. — 2009. — № 1.-С. 220-222.
  • 3. Ломова Н.Ф. Художественное образование Росси: проблемы и тенденции развития в современном мире [Текст] / Н.Ф. Ломова // Научные труды. — СПб.: Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 2012.
  • 4. Годинес О.Л. Современные тенденции развития художественного образования в Латинской Америке на примере Кубы [Текст] / О.Л. Годинес // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве. — М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, 2015.

References

1. Ulyanova N.B Zadachi pedagogiki vysshey shkoly na etape modernizatsii sfery khudozhestvennogo [Problems of Higher

известных мастеров изучаются приемы, способы и техника их работы. В результате опыт, который получает обучаемый, переносится на учебные задания, выполняемые уже на аудиторных занятиях. Самостоятельные работы и копии, выполненные студентом, оцениваются преподавателем на аудиторных занятиях, но уже в форме консультаций. При необходимости вносятся коррективы, делаются замечания, которые исправляются студентом самостоятельно или на занятиях. Далее учебные работы вновь показываются преподавателю уже на следующей консультации. Планируя занятия с студентами таким образом, мы действительно оптимизируем образовательный процесс, экономим аудиторные часы не в ущерб качеству работы.

School of Pedagogy at the stage of the modernization of the sphere of art], Nauchnye issledovaniya i razrabotki, sotsial'no- gumanitamye issledovaniya i tekhnologii [Research and development, social and humanitarian research and technology], 2015, V. 4, I. l,pp. 29-31.

  • 2. Ul’yanova N.B. Problema differintsirovannogo obucheniya |The problem of learning to differentiate between], Znanie ponimanie umeniya [Knowledge understanding skills]. Moscow, Moskovs- kiy gumanitarnyy universitet Publ., 2009,1. 1, pp. 220—222.
  • 3. Lomova N.F. Khudozhestvennoe obrazovanie Rossi: problemy i tendentsii razvitiya v sovremennom mire [Art education Rossi. Problems and trends in the world today]. Nauchnye trudy [Publications], Sankt-Peterburg, Sankt-Pcterburgskiy gosudarstven- nyy akademicheskiy Institut zhivopisi, skul'ptury i arkhitektury im. I.E. Repina Publ., 2012.
  • 4. Godines O.L. Sovremennye tendentsii razvitiya khudozhestvennogo obrazovaniya v Latinskoy Amerike na primere Kuby [Modern trends in the development of art education in Latin America by the example of Cuba|. Traditsii i innovatsii v sovremennom kurturno-obrazovatel'nom prostranstve [Tradition and innovation in contemporary cultural and educational space], Moskva, Moskovskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet M.A. Sholokhova Publ., 2015.

УДК 371.21 (091) DOI: 10.12737/18423

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >