Государство и право Древнего Востока

Древний Египет

Страна и население. Древний Египет располагался в долине нижнего течения реки Нил в северо-восточной Африке. Первоначально эти места были малопригодны для проживания человека в силу того, что долина Нила была заболочена: раз в году в середине июля река, разливаясь на несколько километров, не оставляла людям возможности для проживания на ее берегах. Однако со временем по мере использования примитивных ирригационных сооружений — водоотводных каналов и запруд — долина Нила становится местом оседлого проживания людей, культурного ирригационного земледелия.

С древнейших времен Египет притягивает народы и племена, происходит смешение африкано-хамитских ливийцев, древних нубийцев и азиатских семитов. Развитие культурного земледелия и связанного с ним ремесла, а также классовое, социально-этническое разделение населения приводят со временем к образованию мощного по историческим меркам и относительно централизованного Древнего Египетского государства.

Возникновение Древнеегипетского государства и периодизация его истории. Древнеегипетское государство возникло приблизительно в V тысячелетии до н. э. Этому способствовало несколько факторов. Прежде всего, именно в долине реки Нил исторически впервые возникают материальные предпосылки возникновения государства. Развитие культурного земледелия приводит к возникновению так называемого прибавочного продукта, говоря иначе, к появлению продовольственных излишков и, как следствие, к социальному разделению производительного населения и появлению категории людей, которые освобождаются от повседневной борьбы за существование. Изменение способа аграрного производства на основе ирригационного земледелия меняет традиционные институты родоплеменной организации, роль и значимость родоплеменной знати.

На территории Египта в V тысячелетии до н.э. создается несколько десятков новых социально-политических территориальных сообществ — номов, которые борются между собой за выживание и дополнительные ресурсы. Эти войны между номами имели своей целью не столько выдавливание производительного населения с захваченных территорий, как это происходило на ранних стадиях развития родоплеменной организации общества, сколько его подчинение, подавление и эксплуатацию. После долгих войн в середине IV тысячелетия до н.э. в результате междоусобной войны на территории Древнего Египта появляются сначала два царства — Верхний Египет и Нижний Египет. Затем в конце IV тысячелетия до н.э. в результате затяжной кровопролитной войны возникает одно централизованное государство с развитым репрессивным аппаратом управления, которое вошло в историю человечества под названием Древний Египет.

Периодизация истории Древнего Египта представляет собой сложную исследовательскую задачу. Традиционно она делится на несколько важнейших периодов (см. табл. 1).

Таблица 1. Периодизация истории Древнего Египта

Периоды

Содержание / характерная черта периода

1. Раннее царство около 3100-2800 гг. до н.э.

Становление основных институтов государства

2. Древнее, или Старое царство около 2800-2250 гг. до н.э.

Централизация и значительное усиление государства, строительство пирамид

3. Первый переходный период около 2160-2134 гг. до н.э.

Распад государства на отдельные номы, междоусобные войны

4. Среднее царство около 2050-1700 гг. до н.э.

Централизация Египта под эгидой Фив

5.Второй переходный период 1700-1580 гг. до н.э.

Распад страны и завоевание части Египта гиксосами

6. Новое царство 1575-1087 гг. до н.э.

Объединение Египта под властью фараонов XVIII династии

Первый период. «Раннее царство» (около 3100-2800 гг. до н. э.) — это время после объединения Верхнего и Нижнего Египта. Характерная черта этого периода — становление основных институтов государства Древнего Египта: верховной власти в лице фараона, аппарата управления государством, формирование основных сословий древнеегипетского общества и др.

Второй период. «Древнее, или Старое царство» (около 2800- 2250 гг. до н. э.) — происходит централизация и значительное усиление государства, зримым воплощением которого стали знаменитые древнеегипетские пирамиды.

Третий период. «Первый переходный период» (около 2160-2134 гг. до н. э.) — государство египтян распадается на ряд враждующих друг с другом номов и мелких государств. Страна погружается в хаос междоусобной кровавой войны, правители отдельных частей распавшегося Египта объявляют себя суверенными властителями и претендуют на верховную власть в стране.

Четвертый период. «Среднее царство» (около 2050-1700 гг. до н. э.) — происходит возвышение правителей города Фивы, и Древний Египет вновь обретает единство, теперь уже под эгидой города Фивы.

Пятый период. «Второй переходный период» (около 1700-1580 гг. до н. э.) — происходит вновь распад страны и завоевание части Египта гиксосами — воинственными скотоводческими племенами из Передней Азии, которые дали начало своей царствующей династии Египта.

Шестой период. «Новое царство» (около 1575-1087 гг. до н. э.) — Египет объединяется под властью фараонов XVIII династии. Страна становится крупной империей, способной оказывать политическое влияние на весь Древний Восток.

В дальнейшем в середине I тыс. до н.э. Древний Египет приходит в упадок, страна не может оказать сопротивление внешним захватчикам, его завоевывают сначала персы, а затем войска Александра Македонского. В 30 году до н. э. Египет окончательно теряет свою политическую самостоятельность и становится провинцией Римской империи.

Древнеегипетское общество. Экономическую основу жизнедеятельности древнеегипетского общества составляло аграрное

И производство, прежде всего ирригационное земледелие и скотоводство. Долина реки Нил усилиями многих десятков поколений египтян была превращена в место с развитым аграрным хозяйством, египтяне строили каналы и запруды для равномерного распределения влаги, прокладывали дороги для более тесного общения различных областей страны. С древнейших времен Египет становится привлекательной с экономической точки зрения территорией для других народов. Нередки были случаи, особенно в периоды неурожая и голода, когда кочевые племена из северной Африки или Аравийского полуострова добивались соизволения верховной власти Египта на переселение в эту страну. В эпоху Среднего царства в Древнем Египте появляются изделия из бронзы, а в период Нового Царства египтяне начинают использовать орудия труда, сделанные из железа.

Древнеегипетское общество было по тем историческим меркам прекрасно организовано. Не только рабы, но и свободные общинники, сельские труженики, управляемые чиновниками и писцами, участвовали в общественных работах, связанных с поддержанием в рабочем состоянии многочисленных ирригационных сооружений, строительством дорог, храмовых и дворцовых сооружений, пирамид, общественных зданий и хранилищ.

Основные социальные группы Древнего Египта. Общество Древнего Египта делилось на пять основных социальных групп: властителей и жрецов; писцов, гражданских и военных чиновников (так называемое служивое сословие); крестьян и ремесленников; а также рабов и иноплеменников.

В первую социальную группу, которую иногда называют верхним или высшим правящим сословием Древнего Египта, входила династия фараона, которая включала не только самого фараона — верховного правителя Египта, но и его семью, а также его многочисленных родственников. В эту же социальную группу входили крупные государственные сановники и местные правители с их родственниками, которые представляли государственную власть на местах, а также жрецы и священнослужители многочисленных храмов, которые были своеобразной духовной элитой древнеегипетского общества. Верхнее сословие обладало колоссальными богатствами, которые скапливались не только по причине наследования должностей и власти, но и в результате дарений со стороны фараона, захвата общинных земель и военной добычи.

Во вторую социальную группу т. н. служивое сословие Древнего Египта входили писцы, чиновники и военные. Служивое сословие Египта жило не только за счет жалования, которое, как правило, выплачивалось им в натуральной форме, но и за счет земельных наделов, которые представляли своеобразные кормления, поскольку давали права их владельцам, например, взимать сборы с крестьян в свою пользу. Со временем в Древнем Египте сложилась довольно сложная и пестрая картина отношений второго сословия с верховной властью. В одних случаях представители этого сословия должны были платить оброк и выполнять определенные повинности, в других случаях они освобождались от этих повинностей и даже приобретали право на передачу дарений верховной власти по наследству. Военные, например, наделялись правом использования земли и возможностью в случае необходимости обращаться с просьбами непосредственно к фараону (точнее, к высшим сановникам государства).

В третью наиболее многочисленную социальную группу или в третье сословие Древнего Египта входили крестьяне и ремесленники. Сельское и ремесленное население Древнего Египта было объединено в общины или цеха. Одни крестьяне или сельские общины жили и трудились на государственных землях, другие — на территориях, пожалованных сановникам или воинам фараоном, третьи — на храмовых землях. Это обстоятельство во многом определяло их права и повинности. Как правило, общины и цеха жили достаточно замкнуто, по своим внутренним правилам и обычаям. Общинный или цеховой коллективизм одновременно предполагал консолидированную ответственность общины или цеха перед государством, перед верховной властью.

Крестьянская община в целом и каждый ее член в отдельности не вправе были уйти с закрепленной за ними земли, поскольку это означало бы произвольное освобождение от наложенных на них государством обязанностей или повинностей. В Египте было достаточно много формально свободных ремесленников, которые объединялись в своеобразные цеха по профессиональному принципу. Их жизнь и трудовая деятельность регулировалась, с одной стороны, внутрицеховыми правилами, с другой — внешними обязательствами перед государством. Свободной торговли в Древнем Египте не существовало, вернее она была крайне ограничена и отдана на откуп иностранцам, поэтому ремесленники работали не на рынок, а на государство или крупных сановников.

Вне этих трех наиболее крупных сословий в Древнем Египте находились рабы и иноплеменники, которые представляли собой четвертую и пятую социальные группы древнеегипетского общества. Рабы появились в Египте задолго до образования государства. В основном рабами становились захваченные во время военных действий пленники. Однако Древний Египет знал и долговое рабство, когда, например, рабом становился человек, который не смог вернуть долг.

Особую категорию населения составляли иноплеменники. Формально они были свободными людьми, которые, тем не менее, не могли по своему усмотрению без дозволения верховной власти ни переселиться, ни покинуть Египет. Как правило, иноплеменниками становились кочевые племена, в тех или иных случаях вынужденные перебираться на территорию Египта, или немногочисленные торговцы, которые обслуживали интересы правящей элиты. Иноплеменники жили на территории Египта, как правило, обособленными колониями.

Государственное устройство Древнего Египта, верховная власть фараона.

Египетское государство - классическая форма древневосточной деспотии. Верховная власть в государстве принадлежит номинально одному лицу - царю-фараону, который через сложную систему властных бюрократических отношений, пронизанных родственными, династическими связями, управлял всей страной.

Фараон - верховный правитель в Древнем Египте. Фараон являлся своеобразной персонификацией, олицетворением верховной власти, которую осуществлял правящий слой древнеегипетского общества.

Фараоны правили пожизненно, получая верховную власть в порядке престолонаследия. Всего, согласно подсчетам историков, в Древнем Египте за время его существования сменилось порядка 30 династий фараонов. Отличительной особенностью правления фараонов было их обожествление и своеобразная религиозная мистификация. Дворец фараона представлял культовое здание, храм, в котором согласно тщательно охраняемым преданиям и обычаям пребывал принявший земное обличие фараона бог. Согласно египетским текстам фараон был сыном бога солнца Ра. Перед ним все и даже весьма влиятельные вельможи должны были падать ниц и целовать прах у его ног. Обожествление фараонов выражалось также в том, что после их смерти воздвигались грандиозные гробницы — пирамиды, которые, согласно греческому историку Геродоту, строились в течение десятилетий многими тысячами людей. Правящая элита, с одной стороны, несмотря на возможные конфликты и противоречия с верховной властью (история Египта знает случаи насильственного смещения и убийства фараона его подданными), старательно поддерживала культ фараона, поскольку это было залогом ее власти в стране. С другой стороны, верховная власть всячески поощряла и поддерживала религиозный настрой населения, поскольку это также содействовало укреплению древнего государства. Культовое, религиозно-мистическое обожествление верховной власти и важная роль религии в жизни общества говорят о теократическом характере государственного устройства Древнего Египта.

Теократия - (от греч. theos - бог и kratos - власть) - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена в руках духовенства во главе с верховным священнослужителем или жрецом.

Управление служивым сословием. Начиная с Древнего царства, в Египте формируется особый слой населения, состоящий из служивых людей — писцов, гражданских и военных чиновников. Во главе этого сословия стоял ближайший помощник фараона — везир. Именно он каждодневно следил за тем, чтобы многочисленное служивое сословие исполняло свои обязанности по поддержанию порядка и безопасности в стране, сбору податей, учету и контролю материальных ценностей, выполнению населением общественных работ и тягот. Везир руководил служивыми людьми, отдавая им непосредственные указания. Он одновременно был руководителем суда, возглавлял государственный совет, совмещавший функции управления и правосудия. Везир вел дела наследования, являлся главным распорядителем общественных работ, хранителем царских сокровищ и всех государственных складов. С эпохи Нового царства везир становится непосредственным руководителем армии Древнего Египта.

Исторические документы свидетельствуют о том, что в Древнем Египте были достаточно разработанные инструкции по деятельности того или иного сановника, хотя в целом деятельность служилого сословия была слабо структурирована и институционализирована. Огромную роль в практической деятельности чиновников играли обычаи и традиции, в том числе и религиозного порядка. Так, вокруг наиболее крупных сановников формировалась атмосфера культа и религиозного почтения. Везир, например, уподоблялся богу Тоту, который в Египте был богом луны, мудрости и письма. Кроме везира к числу обожествляемых фигур относился хранитель печати или главный казначей, начальник всех царских работ, который был одновременно главным придворным архитектором и куратором исполнения свободным населением возложенных на него царской властью обязанностей.

Армия. Боевая организация Древнего Египта первоначально была достаточно простой. Ядро вооруженных сил составляла гвардия или дружина, личная охрана фараона, которую дополняли отряды ополченцев из числа крестьян и ремесленников, а также наемников, состоящих из нубийских и ливийских стрелков. Эти отряды должны были подавлять волнения внутри страны. В эпоху Древнего царства в Египте начинает формироваться военное служивое сословие. Воины за свою службу наделяются землей и живут в отдельных поселениях. Античные авторы делили военное сословие Египта на живущих в восточной части дельты Нила каласириев и в западной — гермотибиев. По описаниям Геродота, им не дозволялось заниматься никаким ремеслом, кроме военного. Военное искусство передавалось от поколения к поколения, сын учился военному делу от отца. В случае войны боевая организация Древнего Египта пополнялась за счет ополчения, которое формировалось по рекрутской системе. После изгнания гиксотов в армии Египта появляются особо привилегированные военные отряды колесничих. Начиная с этого времени армия египтян приобретает особую мобильность и мощь, успешно противостоя конным и пешим отрядам противников. В Новом царстве экономическое могущество фараонов позволяло широко использовать во время военных действий наемные войска.

Местное управление. В Древнем Египте не было четко обозначенного территориального деления. Внутригосударственные деления между территориями определялись традициями и характером отношений верховной власти с властью на местах. После объединения Древнего Египта в единое государство разные территории страны — номы приобрели различную степень зависимости от центра.

Номы - это первые примитивные государственные образования в Древнем Египте, которые после объединения страны превращаются в ее административно-территориальные единицы

В одних случаях номы целиком зависели от воли фараона и высших чиновников, в других — обладали определенной долей самостоятельности в части сбора податей с местного населения и отправления правосудия на местах в соответствии с местными обычаями. Структура и организация местной власти была аналогична структуре верховной власти. Во главе территории — нома стоял номарх, власть в номах, как правило, передавалась по наследству, однако с санкции фараона. Поэтому в Египте нередкими были случаи смены властвующей элиты на местах. Вот почему властители на местах должны были постоянно демонстрировать свою лояльность и безусловную преданность фараону. Номарх, так же как и фараон, осуществлял свою власть при помощи сословия служивых людей — казначеев, сборщиков налогов, надсмотрщиков и производителей общественных работ, охранников. Номы, в свою очередь, делились на сельские округа, которые представляли собой как бы низшие административные единицы. В сельских округах низовая власть принадлежала общине, которая жила по обычаям, древним традициям, безропотно подчиняясь верховной власти и местным правителям.

Правосудие и право. Правосудие в древнем Египте не было отделено от административной деятельности. Высшие должностные лица в государстве были одновременно и верховными судьями. В номах руководство правосудием осуществлялось номархами. Фараон был высшей судебной инстанцией, он мог лично решить любое дело и отменить любое решение остальных судов. Чиновники осуществляли правосудие, как правило, коллегиально. Так, в период Нового царства был учрежден центральный суд (кенбет) из 30 судей, которые подбирались из служивых людей разных территорий. Наряду с этим судом были суды округов и отдельных городов. Существовали храмовые суды, состоявшие из жрецов. Эти органы правосудия действовали на основе обычаев и религиозных предписаний вне рамок каких-либо общих процессуальных правил.

В древнем Египте не существовало развитого законодательства, по крайней мере, в настоящее время историческая наука не располагает сколько-нибудь значимыми памятниками древнеегипетского права. Однако известно из свидетельств древних историков, что первые древнеегипетские фараоны составляли общие для египтян законы. Так, древнегреческий историк Диодор отмечал, что первые писаные законы появляются во времена царствования легендарного фараона Менеса, который был основателем первой правящей династии Египта (около 3000 г. до.н.э.). Есть также древние письменные свидетельства о том, что фараоны на разных этапах истории древнего Египта вели достаточно активную законодательную деятельность по вопросам регламентации религиозной жизни, торговли, финансов, местного администрирования и т. д.

Источниками права в Древнем Египте были не только местные обычаи и традиции, но и законодательные акты фараонов, которые хотя и соотносились с существующим порядком, однако при этом пользовались безусловным авторитетом. Нередко воля верховной власти выступала в форме конкретных распоряжений и подробных инструкций для служивого сословия и высших сановников.

В дошедшем до нас «Речении Ипусера» упоминаются «законы зала суда», по всей видимости, представшие собой свод процессуальных правил, которыми пользовались судьи. Наиболее обширным из дошедших до нас памятников древнеегипетского права является «Инструкция везиру», которая, скорее всего, была частью более обширного административного законодательства Древнего Египта.

«Речение Ипусера» - папирус, хранящийся в Лейденском музее Го- ландии, который повествует о социальных бедствиях, обрушившихся на Древний Египет в Переходный период его истории.

История не сохранила норм уголовного законодательства Древнего Египта. Однако из дошедших до нас текстов и исторических свидетельств явствует, что в уголовном праве особо тяжкими преступлениями считались посягательство на власть фараона и попытки совершения государственного переворота. Существуют упоминания о наказаниях за убийство священных животных и святотатство.

Наказания в Древнем Египте отличались исключительной жестокостью. Смертная казнь применялась в простой форме (отсечение головы и повешение) и квалифицированной (сожжение, распятие и погребение заживо). Нередко применялись наказания в соответствии с правилом талиона «око за око, зуб за зуб». Как явствует из сохранившихся памятников письменности и свидетельств древних историков, в древнеегипетском суде не было гласности, состязательности и уст- ности судебного процесса. Обвиняемый или ответчик давали ответы в письменной форме. Суд решал дело не гласно, а в тайне, решение суда не мотивировалось. Судья молча прикладывал изображение богини правосудия Маат ко лбу того, кто выигрывал судебную тяжбу.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >