Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Массовое сознание как объект информационно-коммуникативных PR-технологий : монография

Динамика влияния социальных изменений на массовое сознание россиян

В России происходят изменения, при которых совершается переход к принципиально новому обществу, основанному на рыночной экономике, ценностях свободы и демократии. Этот процесс носит противоречивый характер. Переход от государственной к частной капиталистической собственности характеризуются кризисными явлениями, которые охватывают все сферы общественной жизни, включая духовную, и изменение массового сознания как в обществе в целом, так и на уровне групп и отдельного индивида.

Рассматривая динамику влияния социальных изменений на индивидуальное и массовое сознание россиян, можно отметить следующее. Происходит изменение интересов, потребностей личности и масс, что обуславливает трансформацию ценностных ориентаций и социокультурных контекстов (экономических, социальных, политических, идеологических, духовно-нравственных). Ситуация неопределенности, порождаемая переходом от одних социальных норм и образцов к другим, затрудняет процесс самоопределения, самоидентификации личности и социальных слоев, выбор ими требуемых способов поведения.

На уровне общества социальные изменения приводят к изменению и коррекции нормативных целей человеческой деятельности, к нарушению прежней системы социальных норм (как средство удовлетворения потребностей личности в соответствии с требованиями общества), что вызывается ростом противоречий интересов различных социальных групп, нормативных представлений различных социальных слоев, противоречий норм производительных сил и производственных отношений, норм собственности, производства, обмена, распределения и потребления.

Происходящие изменения обуславливают процесс изменения массового сознания, хотя сам процесс трансформации сознания подчиняется в том числе и своим имманентным закономерностям и механизмам.

На основе логического анализа, понимания и осмысления происходящих социальных процессов меняется субъективная «картина мира», причем взгляды и представления людей, степень адекватности и полноты осмысления своего «бытия» неоднородна как на уровне социальных групп или социальных слоев, так на уровне отдельного индивида.

Изменения происходят также в социально-психологическом состоянии и выражаются в настроении, эмоциональном состоянии, самочувствии людей. Эта трансформация выражается в следующей динамике: внешняя (социально-экономическая) ситуация преломляется через внутренние (психологические) изменения у массы людей, которые, в свою очередь, объективируются в формах их поведения, что влияет не дальнейшее изменение социально-экономической и политической ситуации.

Сегодня уже очевидно, что реформирование общества отразилось на всех сферах его жизнедеятельности: политических, экономических, социальных, духовных. Ясно, что за прошедшие два десятилетия реформы привели к слишком большим издержкам не только в плане материального благосостояния людей, но главное — в мироощущении и восприятии жизни, нашедших отражение в массовом сознании.

Показателями состояния общества в результате такого кризиса стали дезинтеграция нравственных ценностей, смещение ценностных ориентаций, сужение поля социальных интересов, духовная примитивизация, агрессивные проявления в поведении и т.д. Все это порождает не только на уровне отдельного индивида, но и на уровне значительного числа граждан, т.е. массового сознания.

Поскольку новоизменения привели к значительному ухудшению материального положения и практически — к приоритету в структуре потребностей — витальных потребностей, то можно с уверенностью сказать, что в сознании людей произошли подвижки в сторону утраты значимости духовных ценностей. Сегодня в первую очередь материальная сфера жизнедеятельности выступает самым значимым (отодвигающим на задний план все остальное) фактором детерминации состояния и развития сознания людей. Это — принципиально новое, деградирующее состояние общества, процессы в котором требуют своего осмысления в силу того, что длительное действие обозначившейся тенденции может привести к необратимым процессам в сознании и психике значительного числа российских граждан.

Для России иметь свою идею, идеалы, идеологию — потребность, берущая свое начало в национальном характере, в русской душе, придающей особое значение поиску смысла жизни и цели, нравственным ценностям, — принципиально важно. Она формировалась и культивировалась на протяжении многовекового развития русского народа православной церковью и отражала своеобразный и трагический социальный опыт, выраженный в глубинных чертах национального характера.

В силу глубоких идеологизирующих традиций и соответствующих им стереотипов массового сознания, отказ от общезначимых для абсолютного большинства граждан социалистических идеалов и отсутствие других привели к своеобразному мировоззренческому, ценностному вакууму. Крах идеалов имеет негативные последствия не столько в силу своего информативного содержания, сколько с тем, что связан с ценностным аспектом социальной регуляции деятельности масс. Произошло также разрушение действия идентификационных механизмов, идентичного восприятия социальной действительности.

Профессор Д.Т. Жовтун отмечает, что с сфере идеологии манипулирование массовым сознанием строится на следующих идеологемах, образующих содержание информационных потоков. Во-первых, в обществе предполагается наличие личной свободы, индивидуального выбора и свободной конкуренции. Во-вторых, в основе манипуляции массовым сознанием лежит миф о том, что все социально-политические институты: правительство, СМИ, культура, система образования, социологические службы — нейтральны. Манипуляторы изображают экономику как поле равных возможностей, а рынок идей разнообразен и не направляется какой-либо идеологией. В-третьих, имеет место мировоззренческая позиция, которая заключается в удовлетворении запросов населения на самые «острые» и сенсационные информационные материалы, связанные с преступлениями, насилием, катастрофами и т. п. И наконец, миф о плюрализме средств массовой коммуникации, согласно которому наличие большого числе средств коммуникации свидетельствует о разнообразии их содержания. На самом деле владельцы СМИ умышленно ограничивают выбор информации, предлагая аудитории один вариант действительности, не противоречащий интересам экономической и политической элиты. Манипулирование массовым сознанием формируется также путем фрагментации информации, постоянно прерываемой рекламой[1].

Следовательно, можно с уверенностью сказать, что сложившаяся ситуация явилась следствием не только экономических просчетов властвующей элиты, но и абсолютной непроработкой идеологической составляющей проводимых реформ, что для условий России является чрезвычайно значимым.

При этом главная идеологическая задача в этом процессе — облечь концепцию в притягательные формы и обеспечить ее реализацию — была решена лишь на очень короткий промежуток времени. Практически общество большую часть времени с начала реформ находится в неведении — «куда и зачем» оно движется. Актуальной задача идеологического обоснования проводимых изменений в обществе остается и по сей день.

В связи с этим перед учеными, в частности, перед социальными философами, стоит задача обосновать необходимость идеологического «оформления» планов и задач проводимой политики.

Идеология необходима, потому что она выполняет важные социальные функции: познавательную, оценочную (аксиологическую), программно-целевую, футурологическую (моделирует будущее развитие общества, дает представление о лучшем устройстве общества, к которому необходимо стремиться как к идеалу), интегрирующую, защитную (обеспечивает конкурентное: либо борьба, либо сосуществование), функцию взаимодействия с другими идеологиями, социально-организующую (определяет принципы организации и управления жизнью общества).

Идеология всегда давала целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире. Она интегрировала знания, выработанные предыдущими поколениями, стимулировала и направляла человеческое поведение, интегрируя при этом действия людей и общества. Она определяла преобразование, развитие и функционирование общества. В конечном итоге идеологические системы определяют директивы человеческой деятельности и поведения личности в социальном пространстве. Идеологическая структура, таким образом, является определяющей силой развития и функционирования всех систем социосферы[2].

Выделяют следующие уровни идеологии. Теоретический уровень — разработка, внедрение фундаментальных знаний и ценностей, являющихся основой той или иной идеологии. В этом процессе участвуют профессиональные идеологи, они специально заняты разработкой основополагающих идей и принципов идеологии. Пропагандистский уровень идеологии связан с разработкой и внедрением ее массовое сознание.

Обыденный уровень идеологии предполагает формирование и функционирование идеологических ценностей на уровне обыденных идеологических представлений и взглядов. Обыденные идеологические представления образуется двумя путями: во-первых, идеологами- профессионалами и пропагандистами, которые разрабатывают простые, элементарные идеологические представления и идеи, рассчитанные на самый популярный уровень усвоения идеологических идей и ценностей; во-вторых, идеологические взгляды и представления вырабатываются индивидами самостоятельно в их повседневной жизни; это обычно взгляды, формируемые личностями в сфере общения и быта (как правило, это рассуждения о политике в компании коллег и друзей).

В любой идеологической системе следует выделять также такой уровень идеологии, который можно определить как идеологическую психологию. Этот уровень идеологии обычно отождествляют с политической психологией масс народа. К данному уровню идеологии следует отнести идеологические чувства и эмоции, которые могут формироваться индивидами самостоятельно.

Идеологические воздействия инициируют социальные преобразования общества и изменение динамичных элементов массового сознания. Реальное массовое сознание складывается на основе взаимодействия общественной психологии и идеологии: те обобщенные ценностные представления, общественные цели и идеалы, которые не могут быть выработаны в рамках общественной психологии как таковой, усваиваются массовым сознанием из идеологии. Часто возникают противоречия между социальными представлениями, базирующимися на общественной психологии и на идеологии.

В реальной жизни массовое сознание обладает относительной самостоятельностью. В этом случае необходимо признать способность общественной психологии избирательно реагировать на идеологические влияния, в зависимости от собственного социального и жизненного опыта людей и их менталитета.

Вероятным моментом рождения новой идеологии является период кризиса общественной системы. Если идеология стала достоянием массового сознания, неизбежен синтез различных уровней массового сознания.

Идеологическое влияние происходит через информационные потоки средств массовой коммуникации, создавая основу для изменения или коррекции динамичных слоев массового сознания. Цель такого влияния — создать некий «идеальный образ», к которому общество должно в процессе развития приближаться. Естественно, что эта идеальная «картинка» в процессе развития должна соответствовать реальным изменениям. Если же этого не происходит, то в сознании людей происходит «ошибка», расщепление, что на уровне психологической реакции выражается в неверии, чувстве пессимизма, негативизма и т.д.

Таким образом, в массовом сознании происходят сложные, противоречивые, диалектически переходящие из одного в другое состояние процессы. Часть из них разворачивается спонтанно, часть — через средства массовой информации путем целенаправленного воздействия со стороны правящей элиты, контролирующей и управляющей процессом идеологических воздействий с использованием информационных социальных технологий или откровенно манипулятивных социальных и психологических воздействий. В этом процессе трудно определить, какие факторы — спонтанные или целенаправленные (идеологические и манипулятивные) — способны в большей степени повлиять на массовое сознание.

На основе изучения этих процессов в различные исторические отрезки времени в качестве устойчивых, имманентных особенностей процесса трансформации массового сознания можно выделить то, что выраженная динамичность поверхностных слоев массового сознания, идеологические, информационные, манипулятивные и организационно-управленческие воздействия обуславливают быструю трансформацию лишь поверхностного уровня массового сознания и частичную адаптацию социальных групп к идеологическим конструктам и новой реальности.

История нашего государства свидетельствует о чередовании периодов созидательного порядка и периодов хаоса, связанных с деятельностью правящей или политической элиты, проводящей реформы «сверху» и последующим отторжением достигнутых результатов «снизу». XX век дает нам картину особенно резких и интенсивных колебаний в этом процессе.

В критические моменты (а именно такой переживает Россия), когда происходит значительное отклонение от привычного образа жизни, актуализируется коллективные, бессознательные, глубинные, ментальные традиции. Реализуясь в обыденном сознании, они выполняют определенные защитные и стабилизирующие функции. Вместе с тем позволяют на уровне здравого смысла сформировать отношение к происходящему.

Общественные умонастроения, выступая основой массового сознания, представляют собой один из наиболее значимых факторов, побуждающих людей к деятельности. Именно сдвиги в общественном настроении подготавливают определенные общественно-политические события, ведущие к социальным изменениям. Умонастроения — сплав эмоционального настроения и рационального понимания, неосознанного и осознанного представлении с ярко выраженным оценочным отношением к актуальным фактам, событиям действительности, к существующим условиям жизнедеятельности человека и возможности удовлетворения своих интересов и потребностей. Умонастроению присуща эмоциональная основа, динамичность, заразительность, выраженность оценочно-ценностного отношения к конкретной социальной ситуации. Общественные умонастроения обусловлены, с одной стороны, системой общественных отношений: экономических, политических, социальных, идеологических, а с другой — реальными, значимыми событиями общественной жизни, затрагивающими интересы широких слоев общества. Умонастроения проявляются как эмоциональный отклик, отношение к свершившемуся факту действительности через практическое действие, поведенческие акты.

Развитие общественного умонастроения — сложный процесс. Он включает механизмы массового общения, сравнительной оценки информации с учетом ценностных критериев и социального опыта человека.

Существует определенная цикличность изменения общественного настроения в зависимости от проводимой государством и политическим лидером политики. В периоды кризисов особо значимым фактором детерминации настроения и оценки происходящих событий выступает позитивное или негативное восприятие лидера как главного субъекта проводимой политики.

Можно выделить несколько наиболее типичных стадий развития общераспространенных представлений относительно своего политического лидера: первая стадия — на этом этапе лидер воспринимается «сильным», нация благополучной, а враги — «припертыми к стенке»; вторая — когда по прошествии какого-то промежутка времени формируется мнение, будто внутренние проблемы в стране подрывают ее национальную мощь, лидер не справляется с проблемами, и это может привести к нестабильности и опасной ситуации; третья стадия — «крушение» авторитета лидера, которое начинается с определенного события, воспринимаемого как крушение прежних ценностей и неспособность лидера предотвратить это. Главным для масс в данный период является вопрос: «Может ли беспомощный лидер защитить свой народ от возможных катастроф?»; четвертая стадия — период поиска из сложившейся через «борьбу за свободу», которая может означать начало гражданской войны или угрозу ее начала. Россия прошла все эти стадии изменения умонастроений по отношению к президенту Б. Ельцину. На стадии перемен возобновилась война в Чечне, и на этой волне появился новый лидер — В. Путин. Начался новый цикл, включающий в том числе новый виток развития массового сознания россиян. Он связан с процессом восприятия и адаптации к новым условиям и новым лидерам.

Процесс адаптации является непреложным условием выживания людей в складывающихся для них позитивно или негативно обстоятельствах. Этот процесс отражает самочувствие и реакцию людей на происходящие события, отражаясь в их сознании.

Под адаптацией в данном контексте понимается процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания, а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных, негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в новые социальные системы.

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы.

Главные цели адаптации как общественного феномена — преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социального субъекта с элементами среды.

Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Психологическая адаптация — усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды. Социальная и психологическая адаптация находится в неразрывном единстве, хотя иногда эти две стороны адаптации могут не совпадать.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

  • 1. Реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;
  • 2. Усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;
  • 3. Достижения состояния адаптированное™ субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Сложность механизма социальной адаптации проистекает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы — личность и социальная среда.

Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. Социальная среда на макроуровне — это общество в целом, на микроуровне — это микросреда, которую составляют ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах. Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Макросреда и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. они формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.

В современных социальных условиях России позитивная социальная адаптация людей сочетается с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Все чаще встречаются противоречия, когда личность усваивает и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды, и в то же время своим поведением противостоит макросреде, не интегрируется в нее и в конечном итоге становится антисоциальной личностью.

Таким образом, полноценная успешная социальная адаптация предполагает не только усвоение стереотипов, существующих в микросреде, но и общественных норм морали, существующих в макросреде.

  • [1] См.: Жовтун Д.Т. Современная политическая социология: Учебное пособие. — М. :Изд-во РАГС. — 2008. — С.108-109.
  • [2] См.: Кузнецов В.Н. Идеология: Социологический аспект: Учебник. — М.: Книга и бизнес. — 2005. — С.45-46.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы