Ознакомление с экспозициями и фондами музея

Членам творческой группы необходимо изучить экспонаты экспозиции, а также подлинные документы, хранящиеся в запасниках (фондах) музея, и прослушать экскурсии научных работников. Все это поможет не только лучшему восприятию экспозиции, но и усвоению методических приемов ее показа и более полному использованию материалов музея в будущей экскурсии. При включении осмотра музейной экспозиции в обзорную или тематическую экскурсию желательно, чтобы всю экскурсию от начала до конца проводил один экскурсовод. Осмотр музея в качестве части экскурсии может быть организован в начале, по ходу экскурсии при раскрытии определенной подтемы или в заключительной части маршрута. Иногда группа экскурсантов не заходит в музей, хотя он и включен в маршрут, в таком случае материалы музея излагаются в рассказе экскурсовода с использованием копий документов, фотографий экспонатов.

Отбор и изучение экскурсионных объектов

Для раскрытия темы экскурсии решающее значение имеет отбор объектов. Так как показ занимает главенствующее положение в экскурсии, то правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа влияют на качество экскурсии.

В настоящее время на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музах страны хранится около 40 млн экспонатов. В качестве объектов могут быть:

  • • памятные места, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);
  • • здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
  • • природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники, а также отдельные деревья, реликтовые растения др.;
  • • экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
  • • памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы и т.д.;
  • • памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

  • • по содержанию: одноплановые (река, дом, произведение живописи) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, площадь, улица);
  • • по функциональному назначению — основные, которые служат основной для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами;
  • • по степени сохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие до нас со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные, перестроенные и реконструированные. Перед экскурсионным работником при создании экскурсии стоит задача отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. Необходимо организовать дело так, чтобы одни и те же объекты не переходили из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой темы должны быть «свои» объекты. Разнообразие объектов дает возможность и обеспечивает правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.

Если невозможно исключить тот или иной объект из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, Медный всадник в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве и др.), которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, литературной и др.), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе необходимо выявить те характерные черты, которые не нашли отражения в экскурсиях на другие темы. При показе таких объектов и рассказе в зависимости от темы каждый раз должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршрутах с несколькими объектами, сходными по ее содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Для оценки объектов, которые включены в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

  • • познавательная ценность — это связь объекта с конкретными историческими событиями, определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры и т.д.;
  • • известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телебашня);
  • • необычность (экзотичность) объекта: имеется в виду особенность, неповторимость памятника, сооружения, здания (например, цельносварной мост им. Е.О. Патона через Днепр в Киеве). Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии);
  • • выразительность объекта, т.е. его взаимодействие с фоном, окружающей средой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, ландшафтом (например, здание МГУ на Воробьевых горах, храм Покрова на Нерли во Владимире, мосты в Санкт-Петербурге);
  • • сохранность объекта (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);
  • • местонахождение объекта: при отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для расположения группы с целью наблюдения;
  • • временное ограничение показа объекта (по времени суток, дням, месяцам и сезонам) — в случае, когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена количеством посещаемых объектов, так как это утомляет экскурсантов. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2—4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15—20 экскурсионных объектов.

Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия настроена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразного построения зрительного ряда.

В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Встреча с объектом непосредственно на месте его расположения позволяет экскурсоводу в будущем, при работе с группой, свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки. В карточку объектов вносятся следующие данные:

  • • наименование объекта (первоначальное и современное);
  • • историческое событие, с которым связан объект, дата события;
  • • местонахождение объекта и на чьей территории он расположен (город, поселок);
  • • описание памятника (автор, дата создания, из каких материалов построен и т.д.);
  • • источники сведений об объекте: литературные и архивные данные, устные предания);
  • • сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата реставрации);
  • • охрана памятника (на кого возложена);
  • • в каких экскурсиях памятник используется;
  • • дата составления карточки, ФИО и должность составителя.

К карточке прикрепляется фото объекта, воспроизводящее его прежний и нынешний виды. В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточке на памятник архитектуры — наличие скульптур, внутреннее убранство и т.д.

Окончательный отбор объектов позволяет перейти к составлению маршрута будущей экскурсии.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >