ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле

Публицистический стиль — это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.

Основные функции публицистического стиля — информационная и воздействующая; основные формы речи — устная и письменная', типичный вид речи — монолог.

Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие «неоднородности его задач и условий общения и в целом особенностей экстралингвистической основы» [53, с. 179].

Подстили и жанры

Характерные особенности этого стиля — актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения — обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто — массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

Основные под стили данного стиля:

  • (1) газетно-публицистический (язык газеты);
  • (2) агитационный (призывы, воззвания, листовки, прокламации и т.д.);
  • (3) официальный политико-идеологический (партийные постановления и т.п.);
  • (4) массово-политический (выступления на митингах, собраниях и т.п.).

Жанрами публицистического стиля являются: передовая статья, теоретико-политическая статья, морально-этическая статья, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, очерк, заметка, спортивные обозрения, выступления на собраниях политического характера и др.

Публицистика

Публицистика (от лат. publicus — общественный), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных ее сторонах. Содействуя формированию общественного мнения, взглядов, интересов и стремлений людей, влияя на деятельность социальных институтов, публицистика играет важную политическую и идеологическую роль в жизни общества.

Публицистика содержит огромный документальный материал о самых разных явлениях социальной жизни, поэтому для последующих поколений произведения публицистики выступают как летопись общественно-политической борьбы, исторический источник, содержащий обширные данные, характеристики позиций различных социальных систем, образные зарисовки событий, характеров, быта, сведения о культуре и т.д.

Истоки публицистики восходят к ораторскому искусству античности: Демосфен, Цицерон, Аристофан, Ювенал, Лукиан, Геродот, Плутарх. Ораторские формы публицистики получили развитие в религиозном и церковно-политическом красноречии.

Русская публицистика ведет начало от «Слова о законе и благодати» (XI в.), проповедей Кирилла Туровского (XII в.), обличительных произведений Максима Грека (XVI в.), Ивана Пересветова (XVI в.). Остропублицистический характер носит переписка Ивана IV и Андрея Курбского. В XVIII в. высокое гражданственное звучание научных трудов и поэзии М.В. Ломоносова обусловило их просветительское и патриотическое значение; антикрепостническая направленность отличала публицистические произведения Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.

Публицистические выступления Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко оказали сильное влияние на духовную жизнь русского общества.

Наиболее полно и широко по всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен на газетной полосе — это постановления и приказы, политические доклады и речи и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

В газете весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния. Так, постановления и приказы, где бы они ни были опубликованы, относятся к официально-деловому стилю. В аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного, научно-публицистического) стиля. Стихотворение или рассказ, опубликованные в газете, тем не менее относятся к художественному стилю.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >