Ограничение права на свободу экономической деятельности
Статьей 8 Конституции РФ провозглашается свобода экономической деятельности. Ограничение прав и свобод возможно лишь на основании федерального закона. Гражданским законодательством подобные ограничения предусмотрены в отношении нескольких видов договоров, например, агентского договора, договора комиссии.
По нашему мнению, дилерское соглашение к таким договорам не относится. В связи с этим мы считаем, что есть риск признания соответствующих положений соглашения по данному основанию недействительными.
Данная позиция не бесспорна, существуют примеры, когда суды рассматривали условия дистрибьюторских договоров относительно территории распространения и круга покупателей как не противоречащие закону и принимали решения в пользу поставщиков/производителей.
Нарушение антимонопольного законодательства
Статья 11 Закона о конкуренции содержит запрет на соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
В частности, п. 1 ст. 11 Закона о конкуренции устанавливает запрет на заключение соглашений или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, составу продавцов или покупателей (заказчиков), технологически или экономически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и пр.
Исходя из практики Федеральной антимонопольной службы, условия пунктов а) и б) дилерского соглашения могут быть истолкованы именно как создающие препятствия доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам и влекущие раздел рынка по составу продавцов.
Учитывая серьезные финансовые санкции за нарушение антимонопольного законодательства, необходимо внимательнее относиться к формулировкам соответствующих пунктов соглашения.
Р. Курмаев, руководитель группы «Практика по разрешению споров»