АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

Я считаю, что человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира

Т. Мор, английский философ

Познавательная деятельность не выполнит ни своих познавательных, ни прикладных целей, если полученный ею результат не будет дифференцирован, если в общем объеме полученных знаний не будет проведена работа по их классификации, по выделению в них главного и второстепенного, существенного и несущественного, наиболее ценного. Подобного рода селекцию, отбор ценного проводит каждый познающий субъект.

Если не сделать этого, то исследователь, познающий субъект, рискует утонуть в безбрежном океане бесконечно многообразных объектов познания, не достигнув никаких познавательных целей, поскольку, как предупреждал еще Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное».

Умение определить ценность явления, по Аристотелю, — важнейший признак мудрости. Мудрость, говорил он, состоит в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных»[1].

Но как определить ценность тех или иных объектов познания, выяснить их роль среди других явлений, отделить их от несущественных, второстепенных предметов, событий и явлений?

Поиском путей решения этой задачи занимается особый раздел философского знания, называемый аксиологией.

  • [1] Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. С. 179.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >