Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Аналитика человеческого бытия: введение в опыт самопознания. Систематический очерк

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПЛАН МЫШЛЕНИЯ

Символ, в отличие от знака, представляет незримое. Он призван там и тогда, когда требующее понимания недоступно непосредственному восприятию, когда о незримом приходится судить по его предметному (зримому, чувственному) выражению. Самый типичный случай такого представления, когда часть представляет временное (историческое) целое. Например, герб государства. (Ср. чем герб отличается от дорожного знака). Именно так каждое слово родного языка представляет весь язык, будучи незримыми отношениями связанным с каждым другим словом этого языка. Слово родного языка нам непосредственно понятно именно потому, что вместе с ним мы мыслим его смысловой контекст: знакомый нам язык. Способность замещать и представлять временное целое его пространственно локализованной частью дана человеку изначально. Это и есть способность к символизации действительности. Но для того, чтобы эта трансцендентальная способность могла осуществиться, она должна вовне себя найти конкретный эмпирический язык (русский, английский, китайский и пр.). Такая встреча, с одной стороны, осуществляет способность мыслить, но с другой — определяет, т.е. ограничивает ее.

Решающее отличие современной философии от всех ее предшествующих этапов заключается в том, что она всецело принимает значение языка для понимания человека и мира. При всей гениальности Платона, Аристотеля, Канта и Гегеля — в их философских аналитиках язык никогда не играл онтологически значительной роли. Спор о языке стал определяющим для философии только в XX веке. Вопрос о языке, его отношении к мышлению (к сознанию, к бытию) разделят основные философские течения современности.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы