Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Аналитика человеческого бытия: введение в опыт самопознания. Систематический очерк

ВОЛЯ В ОНТО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

Воля к власти

От человека никоим образом нельзя отнять стремление к власти в его отношении к Иному. Можно оспаривать приоритетный характер этого стремления, но нет никаких оснований отрицать его наличие. Человек действительно не может жить, не устанавливая своей власти над окружающим его миром, не превращая сущее в объекты своего желания. В рамках осуществления своей воли человек утверждает себя в качестве субъекта, все остальное превращая в объект.

Наиболее последовательно идею человеческого бытия, сосредоточенного на стремлении к власти, пытались провести А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Так создавался образ человека, способом бытия которого является борьба за выживание, за ресурсы и за жизненное пространство. Эта позиция входит в более широкий мировоззренческий контекст, обычно именуемый «философией жизни». В разных оттенках, но это философское мировоззрение исходит из того, что жизнь есть борьба, а воля к власти по-сути есть то же самое, что воля к жизни. Формирование этого философского направления является закономерным итогом новоевропейской установки на то, чтобы всячески подчеркивать активнодеятельную природу человеческого бытия, иначе говоря, его субъект- ность. Фактически вся новоевропейская субъект-объектная парадигма есть сначала не явное, а затем вполне осмысленное утверждение волевого отношения человека к миру, в рамках которого окружающий мир становится полем предметной деятельности человека, а сам мир — «картиной мира» , где человек из участника мировой драмы, становится (или мнит себя) его внешним наблюдателем. Потому новоевропейская субъект-объектная парадигма познания есть только иное выражение волевого отношения человека к Миру, в том числе и в сфере познания. Именно это обстоятельство вполне разъяснили нам Шопенгауэр и Ницше. Позиция этих философов имеет основания, но не гипертрофировано ли оно? Утверждение себя как активного субъекта жизни означает ли, что субъект — только тот, кто властвует? Согласно этому течению мысли так и получилось: только властвующий над другими это и есть подлинный субъект всякого отношения, истории и социальной практики. Игнорируя множественность мироотношений, в которые способен выступать Субъект, философия воли к власти покрыла их своей логикой, своим регулятивным принципом господства. Достигнув всех возможных теоретических и практических преувеличений, эта философия начала сворачивать свои претензии на универсальное объяснение природы человека и сегодня мы наблюдаем, скорее обратную картину. В той же самой логике воли к власти, каждый отельный человек скорее видится агентом её бессознательных сил. Как раз об этом говорит нам проблематика дискурса власти.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы