Проект. Типология проектов

Проект (от лат. projectus — букв, брошенный вперед): 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план.

Проект толкуется в современных словарях как прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. А проектирование определяется как деятельность, направленная на «промыс- ливание того, что должно быть»[1]. Это деятельность по изменению, иногда — по созданию будущего, в частном случае — по созданию средств для дальнейшего проектирования. В педагогической практике под проектом чаще всего понимается учебный замысел, направленный на появление конкретного продукта, под учебным проектированием — деятельность по реализации замысла[2].

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале XX в. в США. Его называли также методом проблем, связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Отсюда чрезвычайно важно было показать разработчикам проекта их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для человека и общества, для решения которой ему необходимо применить полученные новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Преподаватель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате студенты должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой таким образом приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления (в терминологии Дж. Дьюи).

Суть рефлекторного мышления — вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX в. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности учащихся.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов — это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод — это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, с другой — предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Преимущества технологии проектирования заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов.

Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во- вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Таким образом, проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Это особый подход к организации образовательного процесса, когда обучающиеся получают знания не в готовом виде, а в ходе самостоятельной постановки и разрешения проблем. При этом тема и способы разрешения противоречия выбираются студентами свободно, их деятельность носит практикоориентированный характер, связанный непосредственно не с логикой предмета, а со спецификой проблемы.

Технология проектов, формируя профессиональную компетентность обучающихся за счет интеграции полученных в ходе самостоятельной работы профессиональных знаний и умений, оказывает существенное влияние на развитие универсальных компетенций, необходимых современному работнику вне зависимости от сферы его деятельности:

  • — исследовательских (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
  • — организационных (проектировать процесс; планировать деятельность — время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела);
  • — информационных (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  • — презентационных (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
  • — коммуникативных (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • — оценочных (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • — рефлексивных (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле)[3].

Основными результатами технологии проектирования являются программа и проект.

Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

  • 1) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
  • 2) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые проекты воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.).

Основные требования к использованию метода проектов:

  • 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и пр.).
  • 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и пр.).
  • 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.
  • 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    • — определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
    • — выдвижение гипотез их решения;
    • — обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и пр.);
    • — обсуждение способов, оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
    • — сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • — подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    • — выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  • 1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и прочее (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
  • 2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект.
  • 3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  • 4. Характер контактов (среди участников одного города, региона, страны, разных стран мира).
  • 5. Количество участников проекта.
  • 6. Продолжительность проекта.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от его (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

  • 1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  • 2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  • 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  • 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  • 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
  • 6. Защита проектов, оппонирование.
  • 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

По доминирующему в проекте методу:

1. Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

При выполнении проекта студент:

  • — структурирует проект в логике научного исследования;
  • — включает в проект аргументацию его актуальности;
  • — определяет объект и предмет исследования;
  • — обозначает цели и задачи проектного исследования;
  • — формулирует гипотезу исследования;
  • — определяет методы исследования;
  • — конкретизирует источники информации;
  • — выводит методологию исследования;
  • — определяет пути решения проблем;
  • — осваивает новое опытным путем;
  • — оформляет проект в виде выводов;
  • — подтверждает или опровергает гипотезу;
  • — выходит на новый спектр проблем.
  • 2. Информационные. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, также как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность; методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.); презентация ( публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и пр.).

При выполнении проекта студент:

  • — задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции;
  • — направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией;
  • — обобщает и анализирует информацию;
  • — делает выводы;
  • — корректирует поиск по уточненным направлениям;
  • — анализирует и обобщает новые факты;
  • — проводит презентацию;
  • — организует проведение «внешней» оценки.

3. Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и пр.).

При выполнении проекта студент:

  • — договаривается с группой или учителем о жанре;
  • — развивает проект в подчинение жанра конечного результата;
  • — стремится получить творческий продукт;
  • — задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
  • 4. Игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложненные придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

При выполнении проекта студент:

  • — намечает «игровые» роли;
  • — подчиняет логику ролей содержанию проекта;
  • — моделирует ситуации;
  • — проигрывает «виртуальные реальности».
  • 5. Практические.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

При выполнении проекта студент:

  • — обозначает результат в начале проектной деятельности;
  • — определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера;
  • — получает конкретный материальный продукт;
  • — задает жесткую структуру;
  • — определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера;
  • — получает конкретный материальный продукт.

Классификация практических проектов:

  • 1. По контактам:
    • — внутренние или региональные (т.е. в пределах одной страны);
    • — международные (участники проекта являются представителями разных стран).
  • 2. По форме работы:
    • — индивидуальные;
    • — групповые.

По уровню сложности:

  • — инновационные;
  • — поисковые;
  • — с элементами нового.

По ориентации:

  • — фундаментальные;
  • — прикладной направленности.

По продолжительности:

  • — краткосрочный (1—2 часа);
  • — среднесрочный (3—5 часов);
  • — долгосрочный (более 5 часов).

  • [1] Толковый словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова. — М.: Оникс,2010.
  • [2] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
  • [3] Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество / Е.А. Ходырева. — Киров : ВятГГУ,2011.-С. 54-55.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >