ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ
Значение Византии в развитии университетского образования в Европе
На развитие университетского образования в Европе большое влияние оказала Византия. Византийская образованность для остального мира служила как бы мостом, соединившим Античность и Средневековье.
Под высшим образованием в Византии понималось образование философское, которое получали у философов.
В школу к философу поступали обычно после шестнадцати-восемнадцати лет, т.е. после завершения риторического образования. Нередко к занятиям философией приступали не сразу после овладения ораторским искусством, а после некоторого перерыва, порой весьма значительного, поэтому среди учеников философов можно было обнаружить людей самого разного возраста, длительность курса обучения также не была строго фиксированной.
Несмотря на сложность и разнообразие учебной программы, школы философов были так же, как и школы грамматиков и риторов, «школами одного учителя», который вел сразу несколько «философских» предметов, что требовало от него высокой квалификации и энциклопедической подготовки. Выбор преподаваемых дисциплин и их удельный вес в школьном курсе полностью зависели от научных интересов и знаний конкретного преподавателя, поэтому у каждой философской школы был собственный профиль.
Методы обучения в «высшей школе» значительно отличались от методов обучения в школе грамматика или ритора и, тем более, в элементарной школе. Заучивание, как основное средство усвоения учебного материала, присутствовало только на самой начальной стадии философского образования (диалектика), когда учащимся приходилось запоминать основные категории и понятия. В целом же преподавание философских дисциплин осуществлялось, как правило, в двух формах: чтение лекций и обсуждение отрывков из сочинений античных мыслителей или отдельных философских проблем. Порой эти две формы переплетались - лекции прерывались вопросами слушателей, преподаватель давал пояснения и вступал в диалог с аудиторией. Кроме того, лекции могли сопровождаться демонстрацией опытов[1].
История философского образования в Византии была историей приливов и отливов, IV и V вв. можно считать периодом его яркого расцвета. Философские школы в этот период существовали в самых крупных городах Империи. Среди них особой славой пользовались школы афинская с ее преимущественным интересом к Платону и александрийская с ее ориентацией на Аристотеля. Середина VII - начало IX в. предстает перед нами как период отступления от философии. Высшее образование замыкается в Константинополе.
Новый подъем связан с деятельностью императора Константина VII Багрянородного (913-959 гг.), который создает новое высшее учебное заведение с преподаванием риторики, геометрии, астрономии и философии, причем занятия по этим дисциплинам ведут крупные церковные и государственные сановники. Император оплачивал труд этих дидаска- лов и одновременно заботился об учащихся: он оказывал им материальную поддержку, приглашал разделить с ним трапезу, общался с ними, призывал усердно учиться, выбирал из «выпускников» школы кандидатов на самые высокие посты в государственной и церковной администрации1.
Образование в Византии всегда было необходимым условием для доступа к высшим государственным или церковным должностям. В течение всей византийской истории оно, наряду со службой в армии, давало представителям средних и низших слоев возможность социального продвижения.
Наряду с общим образованием византийцы получали также и профессиональную подготовку. Однако в Империи не существовало специальных школ, которые формировали бы кадры учителей, врачей или администраторов. Знания, необходимые для этих сфер деятельности, передавались в процессе профессиональной практики, подобно обучению ремеслам: будущие врачи приобщались к медицине непосредственно при больницах, а будущие учителя и чиновники выходили из общеобразовательных школ. Единственной областью, где существовали специальные учебные заведения, была юриспруденция.
В первой половине IV в. право преподавалось исключительно частными учителями, центром юридического образования являлась в то время школа в Берите (Бейруте), в которой работали известные всей Империи юристы[2] [3].
Изучение права предполагало свободное владение студентами латинским языком, так как в итоге своего профессионального обучения они должны были научиться работать с юридическими документами на латыни. Вхождение в мир латинских leges осуществлялось не сразу. Сначала преподаватель излагал в лекциях греческую версию законов и толковал основные латинские правовые термины и понятия; и только потом переходили к чтению и разбору латинских оригиналов. Студенты под руководством учителя штудировали отдельные законы, задавая наставнику вопросы и получая от него пояснения, часто иллюстрируемые примерами из юридической практики древних и настоящих времен. Специального института государственных преподавателей права, которым бы выдавалось жалование из императорской казны и которые проводили бы занятия в предоставляемых властями помещениях, до середины XI в. не существовало. Установленный «Книгой Эпарха» порядок получения правового образования у специальных учителей (номика идидаскала) очень быстро перестал соблюдаться, и желающие стать юристами могли выбирать себе преподавателей по своему вкусу и желанию.
- [1] История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения: учеб, пособие по дисциплине «Педагогика» для студентоввузов, обучающихся по педагогической специальности / под ред. Т.Н. Матулис. -М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2004. - С. 385.
- [2] История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения: учеб, пособие по дисциплине «Педагогика» для студентоввузов, обучающихся по педагогической специальности / под ред. Т.Н. Матулис. -М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2004. - С. 388
- [3] Там же. С. 389.