ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Особенности преподавательской деятельности в высшей школе
Преподавание в высшей школе - особая сфера деятельности, требующая специальной подготовки, специальных личностных качеств. Значительная часть преподавательской деятельности остается невидимой для слушателей (неизвестной слушателям), в связи с чем создается впечатление о легкости труда лектора. Бывшие студенты Петербургского университета (к ним относится и Т.Н. Грановский) вспоминают об опыте чтения лекций по истории Средних веков известным писателем Н.В. Гоголем. После опубликования в 1834 году в журнале Министерства народного просвещения нескольких исторических статей, Николай Васильевич решил заняться преподавательской деятельностью в университете. Опыт оказался неудачным. Как вспоминают студенты, первую лекцию он «читал плохо, и произвел весьма невыгодный для себя эффект. Этого впечатления не поправил он и на следующих лекциях. ...Как ни плохи были слушатели Гоголя, они... сразу поняли его несостоятельность. В таком положении оставался ему один исход - удивить фразами, заговорить; но это было не в натуре Гоголя, который нисколько не владел даром слова и выражался весьма вяло. Вышло то, что после трех-четырех лекций студенты ходили в аудиторию к нему только за тем, чтобы позабавиться над «маленько сказочным» языком преподавателя»1. Профессор В.В. Григорьев называет причины того, что не состоялся опыт преподавательской деятельности Н.В. Гоголя: «У него не было для того ни истинного призвания, ни достаточной начитанности... не говоря уже о совершенном отсутствии ученых приемов и соответственного времени взгляда на науку»[1] [2].
Ректор Петербургского университета Н.А. Плетнев в своем годовом отчете за 1861 год отмечал, что все российские университеты испытывают трудности, связанные с недостатком профессоров. Но для занятия этой должности недостаточно только иметь соответствующее образование и ученую степень. «Надобно много лет посвятить ученым трудам, чтобы, наконец, решиться взойти на кафедру. Надобно много еще обработать в себе талантов, чтобы с занимаемой кафедры благотворно действовать на слушателей. Между тем, ни на каком поприще так не истощаются необходимые для продолжения трудов силы, как в этом напряжении всех духовных способностей, безостановочно стремящихся вперед за полетом мысли образованного мира. Удивительно ли, что в Университетах по целым годам остаются праздными многие кафедры?»1 (Курсив наш. - Н.К.).
В современных исследованиях отмечается, что «педагогическая работа относится к тем видам деятельности, для которых большинство профессионально важных качеств личности может быть развито либо скомпенсировано в процессе обучения и педагогической деятельности»[3] [4]. И это можно подтвердить примерами из профессиональной деятельности выпускников Профессорского института. Профессор Петербургского университета А.В. Никитенко, присутствующий на пробных лекциях, читаемых выпускниками Профессорского института в Академии наук, написал в своем дневнике: «У Куторги (М.С. - Н.К) нет дара слова и вообще особенного таланта; но с практикою он сделается хорошим и полезным преподавателем. Уже и то много, что он читал не по тетради»[5]. Это были впечатления от первой лекции начинающего профессора кафедры Всеобщей истории Санкт-Петербургского университета М.С. Куторги.
Благодаря выраженному стремлению к профессиональному самосовершенствованию М.С. Куторга стал одним из лучших профессоров Санкт-Петербургского университета. Современники отмечали, что на своих занятиях профессор главное внимание уделял знакомству студентов «с методом научных занятий, с требованиями научного исследования. Такое преподавание, при даре изложения, естественно, привлекало слушателей и, возбуждая в них самодеятельность, располагало к самостоятельному занятию предметом»[6].
Преподаватель университета должен постоянно работать над обновлением своих лекций. Профессор, который читает лекции по своим записям, составленным много лет назад, не обновляя их сведениями о результатах современных исследований в области изучаемой науки, не сможет воодушевлять своих слушателей и развивать у них уважение к науке. Выпускники Профессорского института в своей профессиональной деятельности ориентировались на современные достижения науки. Современники отмечали, что С.С. Куторга, ординарный профессор кафедры зоологии Петербургского университета, «постоянно держа свои лекции в уровень с успехами науки и внося в них результаты собственных наблюдений и исследований»1, еще и постоянно разрабатывал специальные курсы «по той или другой части своего предмета». Молодой профессор И.В. Варвинский, читая курс о сердечно-сосудистых заболеваниях, обращает внимание слушателей «в особенности на те приобретения, которыми обогатилось это учение в последнее время»[7] [8].
В педагогической печати России второй половины XIX века неоднократно выдвигается идея о выполнении учебными заведениями воспитательных функций, которые не должны сводиться только к надзору за студентами. В статье преподавателя юридических наук Московского университета В. Сергеевича «Воспитание и обучение в наших университетах», напечатанной в октябрьском номере журнала «Научное обозрение» за 1898 год, отмечается, что вопрос о воспитательной роли университетов является «вопросом великой важности, он нуждается в ясном решении». Воспитание автор понимает как «влияние на духовный облик другого человека в желательном направлении». Одним из ведущих методов воспитания он называет пример воспитателей. Но «мало приставить к воспитаннику одного, двух, трех воспитателей, вся обстановка должна быть проникнута известными началами»[9]. В качестве такого «начала» в университете В. Сергеевич называет развитие у студентов стремления к усвоению научных истин (выделено нами.- Н.К.). Н.И. Пирогов писал, что в университете должны быть тесно взаимосвязаны два направления деятельности - научная и учебная: «Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное, и без учебного, все-таки светит и греет. А учебное без научного, как бы ни была для национальности приманчива его внешность, - только блестит»[10]. Осуществить эту работу под силу преподавателям, увлеченным своим предметом, занимающимся исследовательской деятельностью. Это еще одно из профессионально значимых качеств личности преподавателя высшей школы. Причем, как замечает профессор Киевского университета А. Вальтер, наукой нельзя заниматься лишь «в промежутках от случайного досуга», преподаватель университета должен обладать «критикой, терпением, прилежанием, талантом изобретения в достаточной степени для того, чтобы двигать науку. Творчество необходимо, чтобы творить русскую науку»[11].
Говоря о научно-исследовательской деятельности преподавателей университета, профессор И.О. Шиховский (выпускник Профессорского института) отмечал, что «университет... не столь часто берет на себя роль двигателя науки к новым истинам»1: результаты исследовательской деятельности преподавателей редко доводятся до сведения студентов, с другой стороны - не всегда эти исследования могут иметь характер нового открытия. В связи с этим значительная роль в освещении результатов научных исследований отводится преподавателю, который вводит этот материал в лекционный курс, тем самым обновляя его и формируя у слушателей интерес к научной деятельности.
С.И. Гессен в начале XX века в концептуальных положениях теории университетов отмечал, что «высшая научная школа должна быть... прежде всего, очагом научного исследования, ее преподаватель - активным исследователем, самостоятельным ученым, расширяющим своей научной работой область познанного, студент - участником исследовательской работы преподавателя...». «Задача университетского преподавателя не в том, чтобы учить, а в том, чтобы работать в своей науке, которой он может учить лишь в меру своей исследовательской работы. Он не «преподает» свой предмет, а высказывает публично свои научные взгляды - потому он и называется профессором»[12] [13].
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что лучшие представители отечественной науки своим примером воспитывали в молодых людях замечательные традиции трудолюбия и уважения к науке. Одним из главных достоинств С.С. Куторги как преподавателя являлось то, что он вселял в своих слушателей глубокое уважение к труду и желание осуществлять самостоятельные исследования. У многих его учеников сохранились благодарные воспоминания о той нравственной и научной поддержке, которую находили они в его лекциях и беседах. Что касается собственно ученой деятельности С.С. Куторги, то она проявлялась, с одной стороны, в путешествиях, которые он предпринимал с учеными целями, с другой - в многочисленных специальных и популярных трудах, издаваемых им.
Ф.И. Иноземцев вносил в свои лекции «столько пылкого и молодого увлечения и любви к науке, что невольно сообщал их и своим слушателям»[14]. Исследовательская деятельность преподавателя является показателем его ответственности, способностей, таланта, определяет отношение к нему студентов. Ученики Ф.И. Иноземцева вспоминали о том, что, приобщая их к исследовательской деятельности, наставник говорил о нравственных качествах ученого: «честность в науке столько же обязательна и важна, как и честность в жизни»1.
Д.И. Менделеев был одним из лучших профессоров Санкт-Петербургского университета. В своих статьях, выступлениях он уделял много внимания требованиям к личности преподавателя высшей школы. Он постоянно подчеркивал, что профессор должен быть подлинным «учителем молодежи»; на лекциях при «ясном и живом изложении своего предмета» профессор должен подводить студентов «к самому алтарю знаний» и вместе с тем, в процессе сообщения знаний, «проводить воспитание». «Живым словом и кратким общим выражением необходимых дисциплин заражать умы слушателей и направлять их в должную сторону»[15] [16]. Эти трудные и высокие задачи может «надлежащим образом выполнить только тот профессор, который сам является крупным ученым и заражен и увлечен теми идеалами, стремление к которым он призван воспитывать в своих учениках. Обязанность профессора не только учить, но и двигать науку», пишет Дмитрий Иванович в Докладной записке в физико-математический факультет Петербургского университета от 21 октября 1884 г. Он утверждал, что «профессор, который читает курс, а сам не работает в науке и не движется вперед, не только бесполезен, а даже вреден». Стремление преподавателей и студентов университета к исследовательской деятельности Д.И. Менделеев называл «духом университета»[17].
- [1] Григорьев В.В. Т.Н. Грановский до его профессорства в Москве. - Оренбург,1856.-С. 25.
- [2] Там же.
- [3] Годичный торжественный акт в Императорском Санкт-Петербургском университете, бывший 8 февраля 1861 года. - СПб.: Тип. Э. Веймара, 1861. - С. 9-10.
- [4] Матушанский Г. У. Дополнительное профессиональное образование преподавателя высшей школы (история, модели, перспективы). - Казань: Казанский гос.энерг. ун-т, 2003. - С. 69.
- [5] Никитенко А.В. Записки и дневник: в 3 т. Т. 2. - СПб.: Тип. А.С. Суворина,1893.-С. 359.
- [6] Императорский С-Петербургский университет в течение первых пятидесятилет его существования. Историческая записка, составленная по поручению СоветаУниверситета ордин. проф. по кафедре истории Востока В.В. Григорьевым. -СПб., 1870.-С. 215-216.
- [7] Императорский С-Петербургский университет в течение первых пятидесятилет его существования. Историческая записка, составленная по поручению СоветаУниверситета ордин. проф. по кафедре истории Востока В.В. Григорьевым. -СПб., 1870.-С. 208.
- [8] Биографический словарь профессоров и преподавателей Московского университета. Ч. I. -М.: Унив. тип., 1855. - С. 141.
- [9] Сергеевич В. Воспитание и обучение в наших университетах. - СПб.: Тип.П.П. Сойкина, 1898. - С. 4.
- [10] Пирогов Н.И. Дополнения к замечаниям на проект общего устава императорских российских университетов. - СПб.: Тип. И. Огризко, 1863. - С. 15.
- [11] Вальтер А. Зависимость или свобода. Учиться или учить? - Киев: Университетская типогр., 1865. - С. 38. 90
- [12] Шиховский И.О. Воспоминания о Линнее, его учении, его школе в Швециии о нынешнем состоянии там ботаники // Годичный торжественный акт в императорском СПб ун-те, бывший 8 февраля 1847 г. - СПб.: Тип. Фишера, 1847. - С. 77.
- [13] Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв.ред. и сост. П.В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 310.
- [14] Белоголовый Н.А. Из моих воспоминаний о Сергее Петровиче Боткине // Московский университет в воспоминаниях современников. - М.: Московский ун-т,1956.-С.211.
- [15] Воспоминание о Федоре Ивановиче Иноземцеве С.А. Смирнова. - М.: Тип.Грачева и К°, 1872. - С. 22.
- [16] Менделеев Д.И. Заветные мысли. - СПб.: Типо-литография М.П. Фроловой,1903-1904.-С. 21 в.
- [17] Менделеев Д.И. в воспоминаниях современников/ сост. А.А. Макареня,И.Н. Филимонова, Н.Г. Карпило. - М.: Атомиздат, 1973. - С. 128-129. 92