Памятники права Древнего Рима

Законы XII таблиц (V в. до н. э.)

Древнейший памятник римского права — Законы XII таблиц (лат. Lex XII Tabularum) сами римляне всегда считали основой всего римского цивильного права. Известный западный теоретик права Р. Давид отмечал, что «римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире»[1]. В основе этой системы, воспринятой правом современной западной цивилизации, находятся именно Законы XII таблиц. На протяжении многих веков эти законы пользовались у римских юристов огромным авторитетом. Значительная часть всех произведений классических римских юристов представляет собой комментарии прежде всего к Законам XII таблиц.

Оригинальный текст законов не сохранился. Он частично воссоздан трудами западноевропейских юристов XVI—XIX вв., собран по кусочкам из работ разнообразных античных авторов, очень часто цитировавших Законы XII таблиц. Поэтому в науке и по сей день ведутся споры о том, что содержал в себе оригинальный текст законов, какова была их структура и насколько полно сохранившиеся отрывки представляют их утраченный текст[2].

Если сравнить общий объем дошедших до нас отрывков, включая прямые цитаты и пересказ их содержания древними юристами и антикварами, с некоторыми дошедшими до нас бронзовыми табличками других, более поздних законов II в. до н. э. — 1 в. н. э., то приходится констатировать, что мы имеем сегодня едва ли более трети от общего объема Законов XII таблиц.

Законы создавались в архаический период на базе норм и обычаев доклассового и раннеклассового общества, поэтому в них наряду с нормами и принципами, ставшими основой римского классического права и даже современного европейского права, сохранялось большое число весьма архаических норм примитивного родового общества. Особенность архаического права состоит не столько в том, что оно носило сугубо сакральный характер, т. е. выражалось через религиозные нормы и ритуалы, и не только в том, что считалось преимущественно «обычным», т.е. неписаным правом, а в том, что оно основывалось главным образом на законах обожествленной природы. Действительно, римский юрист Гай (Дигесты. 41.1.1) и император Юстиниан (Институции. 2.1.11) считали «право природы» (ius naturae) и ее законы возникшими задолго до появления Рима одновременно с возникновением самого рода человеческого. Это право справедливо признавалось действующим помимо воли человека. Знаменитый знаток Законов XII таблиц, судебный оратор и философ I в. до н. э. Марк Туллий Цицерон отмечал, что главной задачей человека еще на заре его истории было познать эти законы природы и научиться следовать им[3].

В архаическом Риме «законы обожествленной природы» обозначались термином «fas». Под этим емким термином уже в законах царя Нумы Помпилия (VIII в. до н. э.) подразумевались все «божественные» силы природы, т. е. «боги небесные, земные и подземные» (Ливий. 1. 32. 6—10). И хотя сами римляне обычно не персонифицировали fas, т. е. законы природы, в конкретное божество, греки идентифицировали это римское понятие с богиней Фемидой, понимаемой ими как древнейший, установленный еще до появления человека порядок, закон природы, подчинивший себе и деятельность людей.

  • [1] Давид Р. Основные правовые системы современности / пер. В. А. Туманова. М.,1988. С. 51.
  • [2] См., например: Bretone М. Storia del diritto romano. Roma; Bari, 1987. P. 105—106;GuarinoA. Una palingenesi delle XII Tavole? // Index. 1991. No. 19. P. 225 ss.; Франчози Дж.Риторическая и юридическая версии положений ЗаконовXII таблиц//Древнее право.Ius antiquum. № 10. М., 2002. С. 34—39; Diliberto О. «Lex de magistratibus», Cicerone, ildiritto immaginato e il diritto reale nella tradizione palingenetica delle XII Tavole // Le DodiciTavole. Dai Decemviri agli Umanisti / a cura di M. Humbert. Pavia, 2005. P. 1469—1481. Обзор всех статей сборника о децемвиральном своде законов см.: Кофанов Л. Л. Рецензияна книгу Le Dodici Tavole. Dai Decemviri agli Umanisti. A cura di M. Humbert. Pavia, 2005.582 pp. // Древнее право. Ius antiquum. № 21. M., 2008. C. 132—137.
  • [3] О так называемом праве природы в римском правовом архаическом менталитетесм.: Кофанов Л. Л. Право природы в концепции римских юристов и Цицерона //Древнее право. Ius antiquum. № 1 (23). 2009. М., 2010. С. 38—56.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >