Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

Иудаизм как одна из авраамических религий

ИУДАИЗМ

Как отмечает А.В. Матецкая, «иудаизм сформировался на территории Ханаана в борьбе с культом Ваала и другими языческими культами...»1. Сам термин «иудаизм» (на иврите яхадут) относят к названию племенного союза Иуды, который, по библейскому преданию, считается одним из самых многочисленных из всех двенадцати колен Израиля. Надо, однако, отметить, что под иудаизмом понимается монотеистическая религия, которая возникает в конце II — начале I тысячелетия до н.э. Современное религиоведение рассматривает иудаизм как мировую религию, однако можно говорить, что иудаизм является народно-национальной верой. В более широком смысле иудаизм — это свод моральных, этических, философских и религиозных мировоззрений. Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более чем 3000 лет. Иудаизм — одна из старейших монотеистических религий и самая древняя из существующих по настоящее время. История иудаизма делится на следующие большие периоды развития:

  • • «библейский» иудаизм (XX в. до н.э. — VI в. до н.э.),
  • • эллинистический иудаизм (VI в. до н.э. — II в. н.э.),
  • • талмудический (II в. н.э. — XVIII в. н.э.),
  • • современный иудаизм (с 1750 г. по настоящее время).

Иудаизм как национальная религия и в то же время мировая религия тесно связан с национальной психологией народа, который ее исповедует. Это очень важный фактор ее изучения. Уже только по этой причине необходимо изучать иудаизм несколько более подробно. Кроме этого, иудаизм является живой действующей религией, которую исповедуют многие наши соотечественники, и знание основ этой веры позволяет одним лучше изучить религию своих предков, а другим лучше узнать национальный характер и исторический путь развития народа, который проживает в России на протяжении нескольких столетий. Также сами иудеи считают, что на основе их религии зарождалось христианство, и поэтому более четкие представления об иудаизме могут способствовать и более правильному пониманию христианами истин своей веры.

Если говорить кратко, то иудаизм — это признание Бога — Творца Яхве (Иеговы) Единым Предвечным Богом и отрицание догмата Троичности Бога. Второе — это вера в приход мессии — Спасителя, который спасет народ Израиля от страданий. С этим связано третье положение иудаизма о «богоизбранности» и мессианском призвании израильского народа. Кроме этого, иудаизм признает святость Ветхого Завета и Талмуда. Все это вместе составляет догматический принцип иудаизма.

Несмотря на это в иудаизме сохраняется довольно много пережитков более ранних верований и даже магических культов, которые сейчас безусловно трактуются как определенные необходимые составляющие иудейской религиозной традиции, но тем не менее являются таковыми. Христиане, в отличие от иудеев, считают именно себя наследниками древнего Ветхозаветного Израиля. Представления об этом сохраняются до сих пор в некоторых христианских песнопениях, например в 9-й песне Пасхального канона «Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего». Христиане считают, что Иисус и есть тот самый мессия, пришествие которого предсказано в Ветхом Завете. Но народ Израиля не понял сути Его учения и отвергнув Его, предал на Распятие. И с этого времени заканчивается период существования Единой Ветхозаветной Церкви, а современные иудаисты — это наследники фарисеев и саддукеев.

Иудаизм можно считать продуктом религиозных традиций многих древних цивилизаций Ближнего Востока, Ханаана, Древнего Египта. Как уже отмечалось, иудаизм пережил несколько периодов своего развития и хотя всегда отстаивал свою самобытность, никогда не был обособлен и от внешних влияний. До сегодняшнего дня самым известным сводом знаний о древней библейской истории иудаизма является Танах — ивр. ЛЗ»В, аббревиатура, составленная из трех слов: Тора ЛШ, Невиим зачло, Ктувим алча^О — Закон, Учение; Пророки и Писания. Тора иначе называется Пятикнижие Моисеево, так как эти пять книг, согласно традиции, были получены Моисеем от Всевышнего на горе Синай. Как отмечает Еврейская энциклопедия, «Танах иногда называют “Еврейской Библией” (у христиан соответствует каноническим книгам Ветхого Завета). Он описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. Танах, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама...»1. На сегодняшний день, несмотря на заметные успехи библейской археологии, Танах является практически единственным источником сведений о древнейшей истории израильтян, и поэтому не представляется возможным установить, в каком пункте древнееврейская история перестает быть чисто легендарной. Первой личностью, упоминаемой в Танахе, о которой имеется независимое письменное свидетельство, является Ахав, царь Израиля; о нем говорится в одном ассирийском письме, датированном 853 г. до н.э.[1] В то же время в двух небиблейских источниках (стела царя Меша и стела из Тель-Дана) упоминается о династии царя Давида (бэйт Давид), который жил всего лишь лет за 100—150 лет до времени создания этих письменных текстов в камне. В Стеле Меша прямо говорится о войнах Меша с царем Омри, отцом Ахава.

Надо, однако, отметить, что Танах формировался довольно длительное время. Большинство ученых отрицают ту точку зрения, что еврейское Священное Писание было написано по Божьему одухотворению. Многие из них — убежденные сторонники документальной гипотезы, которая утверждает, что Тора (Пятикнижие) приобрела современную форму путем объединения нескольких первоначально независимых литературных источников, а не написана полностью Моисеем[2]. В этом утверждении есть некоторые противоречия, в частности то, что Пятикнижие написано «не полностью Моисеем», т.е. признается факт того, что все-таки часть его появилась еще в древние времена.

Однако в утверждении, что Танах и Тора постоянно совершенствовались, есть и доля истины. Так, еще в 111 веке н.э. существовала теософская школа рабби Симлая, которая полагала, что иудаизм состоит из 613 догматов, а в раннее Средневековье весьма известным и популярным было учение раввина из Каира, позднее профессора Кордовского университета Моисея Маймонида (1135—1204), который разработал тринадцать принципов еврейской религии. Вместе с этим существовали и существуют до сих пор представления о том, что в иудаизме вообще нет догматических постулатов, кроме одного — догмата о Единобожии.

Можно говорить и о том, что вера в Богодухновенность Танаха может и не противоречить тому факту, что священные книги не подвергаются никаким поновлениям со стороны людей.

Главное — это сохранение традиции и догматики, а уточнения и толкования вполне возможны. Это можно видеть на примерах из истории развития различных мировых религий. Многие исследователи полагают, что во время Первого Храмового периода люди Израиля верили, что у каждого народа существует свой бог, но их Бог является самым главным Богом, т.е. придерживались монолатрии. Профессор кафедры иудаики Нью-Йоркского университета Л. Шиф- фман отмечает, что «...некоторые ученые утверждают, что вероучение патриархов было просто одной из форм монолатрии... но Библия твердо свидетельствует, что патриархи были настоящими монотеистами. Вместе с тем позднейшее развитие библейской системы жертвоприношений делает очевидным тот факт, что ранние израильтяне также верили в демонические силы. Божественная свита ангельских существ в том виде, как она описывается в некоторых псалмах, несколько напоминает пантеоны политеистических Месопотамии и Угарита...»[3].

Некоторые историки религии утверждают, что строгий монотеизм развился у евреев во время Вавилонского изгнания как реакция на зороастрийский дуализм. В текстах Танаха после Вавилонского плена и строительства Второго Храма стали появляться упоминания о причастности сатаны к грехопадению, чего не наблюдалось в более ранних источниках.

По этой гипотезе только в эллинистический период большинство иудеев начали верить, что их Бог — единственный и что их народ сплачивает единая религия. Это дало возможность известному ученому Джону Дею отметить в своей монографии: «...истоки библейских Эль, Баала и т.д., возможно, имеют корни в ранней ханаа- нитской религии, основанной на пантеоне богов, подобном греческому...»[4]. Однако мы можем говорить о том, что в настоящее время существует иудейский канон, который состоит из Танаха, ветхозаветной части Библии и Талмуда. В основе талмудического творчества — первая часть Ветхого Завета — Пятикнижие Моисеево (Тора). Еще в самый ранний период своего существования, который христианские богословы относят к периоду Ветхозаветной церкви, иудаизм перестал быть только религией, но превратился в мощную общественно-политическую структуру, которая прежде всего способствовала превращению кочевых и полукочевых племен в единую сплоченную нацию и выработала семь основных религиозных и этно-культурных принципов развития цивилизации:

  • 1. Учение о Боге, человеке и о сущности Вселенной.
  • 2. Священное Писание (Сфарим).
  • 3. Свод религиозных и правовых законов, которые охватывают также область светского права. Интересно, что этот свод дожил до настоящего времени и на его основе строится законодательство и право Государства Израиль.
  • 4. Порядок отправления религиозного культа и ритуала.
  • 5. Система религиозных институтов.
  • 6. Кодекс морально-нравственных отношений между людьми.
  • 7. Концепция о богоизбранности еврейского народа и мессианское учение о приходе Мессии — Спасителя.

Иудаизм признает, что Бог обращает Свой Голос ко всему человечеству, и основная цель иудаизма заключается в том, чтобы все человечество признало Единого Бога, но при этом эта религия всегда осуждала межнациональные браки и противостояла ассимиляции евреев. Именно по этой причине иудаизм остается мировоззрением и верой того народа, который себя ассоциировал с народом Израиля.

В 444 г. до н.э. раввины и первосвященники настояли на том, чтобы евреям было запрещено вступать в браки с представителями иных народов. Это послужило причиной раскола, который произошел в тот период, когда евреи отделились от самаритян — народа, подвергшегося ассимиляции в годы вавилонского пленения 586— 538 гг. до н.э. Надо отметить, что самаритяне существуют до настоящего времени. В еврейской исторической традиции существует множество преданий о происхождении разных народов от различных колен Израилевых. Так, например, в еврейской традиции существует предание о происхождении индоевропейских народов от «колена Вениаминова». В этом есть определенный смысл, если верно историческое свидетельство о семитском происхождении легендарного правителя Елама, который основал Эламское царство. Позднее потомки эламитов смешавшись с кочевниками индоариями — саками, дали начало многим народам, в том числе скифам, сарматам, аланам. Также это предание может являться древним свидетельством того, как семитское население Израиля, Иудеи и Ханаана взаимодействовало с народом пелиштим, которых мы теперь именуем филистимлянами, а некоторые современные исследователи ассоциируют с индоевропейским народом пеласгов1.

Центральная доктрина иудаизма не только в том, что Бог Един, Всеведущ, Вечен и Безграничен, но и в том, что эта религия проповедует адекватность человеческого разума образу Божию. Из этого исходит учение иудаизма о бессмертии человеческой души. Через молитву человек поддерживает непосредственную связь с Богом, а Бог открывает свою волю людям и миру через Тору. Если рассматривать Тору как единое целое, то ее можно условно разделить на три части.

  • 1. Первая книга Моисея — трактование древней истории человечества.
  • 2. Вторая, третья и четвертая книги Моисеевы, содержащие историю Моисея начиная от исхода из Египта до прихода в Ханаан.
  • 3. Пятая книга Моисеева — Второзаконие.

В IV в. до н.э. появляются толкователи «Моисеева Закона», которые положили начало составлению тех книг, совокупность которых мы сейчас называем Талмудом.

Часто в самом Пятикнижии Торой называют отдельное предписание Бога (Исх. 15 : 25), отдельные заповеди (Быт. 26 : 5) или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например «закон (Тора) всесожжения» (Лев. 6:2), «закон (Тора) о жертве повинности» (Лев. 7:1). Иногда Торой называют весь Танах. Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе- ‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные Моисею на горе Синай. В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона.

Термин «тора» означает также учение — философскую, научную и тому подобную систему (например, торат Кант — теория, учение, философия Канта; торат а-яхасут — теория относительности).

В соответствии с тем, что иудаизм является национальной религией еврейского народа, он принципиально не занимается миссионерской деятельностью и прозелитизмом. Однако это положение далеко не всегда является истиной, хотя за многие века существования этой религии мы не так часто можем встретить подобные про- зелитические тенденции. Однако можно отметить, что в конце I в. до н.э и начале I в. н.э. царство Адиабена в Месопотамии приняло иудаизм, в 517—525 гг. н.э. правители Химьяритского государства принимали иудаизм, в VHI в. н.э. политическая элита Хазарского каганата во главе с маликом — правителем приняла иудаизм. И наконец, в конце XV — начале XVI вв. в пределах России активно действовала среди интеллектуальной и политической элиты секта, которую принято называть «ересью жидовствующих».

По вопросу о так называемой обособленности и исключительности еврейского народа во II в. до н.э. возник серьезный богословско-исторический спор между двумя направлениями иудаизма — саддукеями и фарисеями. Саддукеи являлись представителями аристократической и священнической верхушки и поэтому придерживались буквального смысла «Моисеева Закона», фарисеи как представители ремесленного, торгового и городского (обывательского) населения хотя и стояли за соблюдение всех правил иудейской веры, но пробовали усовершенствовать иудейский культ и весь строй иудейской жизни.

В 210 г. н.э. это расширенное толкование библейских текстов было отредактировано Иегудой — Га-наси и получило название Мишны. Термин «мишна» означает повторение. В Мишну входит ряд нормативных документов, которые определяют весь строй еврейской духовной и общественной жизни. Прежде всего, это Закон (Галаха) и Предание (Аггада), которое состоит из различного рода рассказов и притч, составляющих своеобразное «Священное Предание иудаизма». Также в Аггаду входит и устное предание. В начале V в. н.э. толкователи Закона (аммораи) добавили к Мишне новые законодательные документы и общественные уставы. Этот сборник получил название Завершение (Гемара). Все вместе это составляет Талмуд, который до сих пор является основой для судопроизводства и морально-этического кодекса еврейской нации.

Само слово «талмуд» переводится как «учение». Есть два текста Талмуда. Так называемый Талмуд Вавилонский (созданный в еврейской диаспоре Вавилона) и Талмуд Иерусалимский, который был создан в Иерусалиме и считается более каноническим, хотя это разделение весьма и весьма условно. До настоящего времени большинство верующих иудеев соблюдают те разделы талмудического права, которые касаются семейной, общественной, личной, религиозной и гражданской жизни. В 650-1040 гг. н.э. в иудейской среде активно действовали гаоны — главы школ талмудического права, благодаря которым положения Талмуда (особенно Вавилонского извода) широко распространились в еврейских общинах Азии и Европы. Так, например, до середины XI столетия постановления гаонов (такканот) в области гражданского и уголовного права считались обязательными для исполнения.

После 1040 г. в истории иудаизма наступает так называемая рав- винистическая эпоха, которая длится до настоящего времени. Она делится на период ришоним (общепризнанные галахические средневековые авторитеты, последним из которых принято считать рабби Исраэля Иссерлейна) и ахароним (условно — со второй половины XVI в., т.е. с появления кодекса Шулхан арух). Раввинистическая эпоха отмечена интенсивным развитием теоретической и практической Галахи.

Несмотря на неизменность и неопровержимость Талмуда как источника Галахи, несмотря на преобладающий авторитет гаонов и на то, что законодателю оставался открытым лишь путь установления новых такканот, в раввинистическую эпоху возникли новые школы толкования Талмуда и послеталмудической литературы; умножились труды, принадлежащие к категории апологетической литературы;

составлялись новые сборники йалахот и обычаев; появились попытки исчерпывающей кодификации Галахи.

К этому привели не только радикально менявшиеся с конца Средневековья условия жизни, но и повышенная интенсивность религиозной жизни, выразившаяся во все большем углублении в практи- чески-правовые и духовно-мистические проблемы и породившая новые предписания, обычаи и запреты. Стимулировалась эта деятельность и тем, что изучение Закона и сугубо углубленное исследование его стало охватывать постоянно расширяющиеся круги ученых. В Средние века авторитеты иногда расходились во мнениях с постановлениями Талмуда. Некоторые гаоны, например, были склонны либерально толковать законы Талмуда о связях между евреями и неевреями на том основании, что неевреи их окружения (мусульмане) не были идолопоклонниками. Маймонид пренебрегал законами, основанными на вере в магические силы, даже если они включены в Талмуд как бесспорные. Но таких исключений мало: история послеталмудической Галахи зиждется в основном на признании Талмуда как наивысшего и окончательного авторитета.

  • [1] Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: Изд-во Новосиб.ун-та, 2001. 992 с.
  • [2] Kauffman Y. The Religion of Israel.
  • [3] Шиффман Л. От текста к традиции: История иудаизма в эпоху Второго Храмаи период Мишны и Талмуда / пер. с англ. А. М. Сиверцева. М.; Иерусалим:Мосты культуры: Гешарим, 2000. 276 с.
  • [4] Day J. Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan. Sheffield Academic Press,2000. P. 30-37, 68-73.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы