Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религиоведение arrow Религиоведение

Алевиты и дёнме

Денме (по-турецки ренегаты) — небольшая секта скрытых иудеев. В Испании назывались марранами. В Турции внешне исповедовали ислам, в Испании внешне исповедовали католицизм. В Турции возникновение этой секты относится к концу XVII в., когда часть евреев была вынуждена принять ислам, в Испании появление марранов относится к 1492 г., когда был издан Альгамбрский эдикт против евреев. Тогда часть из них бежала в Португалию, где до сих пор существуют старинные аристократические семьи, имеющие еврейское происхождение, часть была вынуждена внешне принять католицизм. «Согласно генетическим исследованиям Лидского университета, проведенным в 2008 г., 20% современного населения Испании имеет еврейские корни по мужской линии (и 11 % имеют арабские и берберские корни)»1.

К числу известных представителей секты денме в Турции принадлежал бывший президент Турецкой Республики Сулейман Демирель (Соломон Айзен), а в Испании к марранам принадлежала известная аристократическая семья Франко и де Сальгадо, из которой вышел правитель (каудильо) Испанского государства (1939—1947) и регент Испанского королевства (1947—1975) Франсиско Паулино Эрмене- хильдо Теодуло Франко Баамонде дель Пилар Баамонде и Пардо де Андраде и де Сальгадо. Фамилия Франко и де Сальгадо марранского происхождения, а по материнской линии Франко — потомок Педро Фернандеса де Кастро — седьмого графа Лемоса.

Считается, что представители секты денме и марраны тайно придерживались иудаизма, за что их именовали крипто-израилиты. О вероучении этой секты очень мало известно.

Алевиты — субэтническая, религиозная и культурная община в Турции, Албании и Болгарии в количестве нескольких миллионов. Некоторые европейские источники утверждают, что алевиты составляют до 30% населения Турции. Место религиозного поклонения алевитов — дом (джемеви, cemevi), а не мечеть. Церемония (айин-и джем, ayin-i сет, или просто джем, сет) состоит из музыки и танцев (семах, semah), символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе. Ключевые принципы алевитов следующие.

Gene Test Shows Spain’s Jewish and Muslim Mix. New York Times. 12.05.2008. C.A12.

  • 1. Любовь и уважение ко всем людям («Важное дело — не религия, а человеческое существование»).
  • 2. Уважение к другим религиям и этническим группам («Если вы делаете больно другому лицу, молитва ваша ничего не стоит»).
  • 3. Уважение к рабочим людям («Величайший почет — труд»).

Некоторые считают алевизм разновидностью ислама (особенно

шииты-двунадесятники). Подобно шиитам, алевиты почитают Али и двенадцать имамов. Многие алевиты, однако, не считают себя шиитами, особенно после исламской революции в Иране. Алевизм также тесно связан с орденом бекташи суфийского происхождения: оба учения почитают Хаджу Бекташи (Hacibekta§ Veli), святого XIII в. Многие алевиты ссылаются на традицию «Алевиты-бекташи», но это единство не принято, а объединенное имя не используется нетурецкими бекташами (например, на Балканском полуострове). В дополнение к религиозному аспекту алевизм также тесно связан с народной культурой Анатолии. Курдский и турецкий языки (не арабский) в целом используются в ритуалах алевитов. На теологию современных алевитов глубоко повлияли гуманизм и универсализм.

На протяжении 1960-х гг. многие молодые алевиты осмысливали алевизм в нерелигиозных терминах, с чем-то даже связывая его с марксизмом. В 1990-е гг. алевизм приобрел новый смысл как этническое или культурное единство.

Общины алевитов сегодня в целом поддерживают атеизм в виде кемализма. Алевиты Хорсана, Армении и Азербайджана говорят на диалектах курманджи или зазаки. В Болгарии алевиты говорят по- турецки и уже многие из них идентифицируются как турки. Алианы, или кызылбаши, в Болгарии живут в основном в восточной части Дунайской низины и Черном море и в горах Родопа. Они почти не общаются между собой.

Различные группы с подобной верой существуют в Северо-Западном Иране и Северном Ираке.

Согласно основной версии, слово «алевиты» происходит от имени двоюродного брата, зятя и сахаба пророка Мухаммада Али. В турецком языке аффикс evi обозначает «средство» или «имеет отношение»; таким образом, «алевит» переводится буквально как «последователь Али». В этом смысле название совпадает с арабскими ала- витами Альтернативная (и менее обоснованная) версия

происхождения имени «алевиты» гласит, что оно происходит от турецкого слова alev — «костер». Алевитов иногда зовут «кызылба- шами», иногда даже используют это название как бранное слово (предполагая их преданность Ирану, а не Турции). Есть и другие имена (часто для подгрупп), среди них: Tahtaci («дровосек»), Abdal («Барды»), ?epni.

Легенда болгарских кызылбашей говорит, что некогда они, чтобы отличаться от остальных мусульман, носили на голове красные шарфы по приказу имама Али, и оттуда пришло и название — крас- ноголовые/кызыль — красное, баш — голова.

Многие алевиты считают, что их традиции восходят к первоначальному исламу и двенадцати имамам. Другие видят алевизм как вид шиитской теологии. Третьи указывают на православное влияние. В сельджукский период (XI и XII столетия) Северный Иран и Восточная Анатолия попали под власть кочевых тюркских племен, что вышли из Центральной Азии. Их переход к шиитскому исламу происходил во времена монгольского периода под влиянием харизматических суфийских миссионеров.

Поэт Юнус Эмре и святой Хаджа Бекгаш Вали, чьи имена позже стали связаны с алевитами, жили в течение этого периода (или вскоре после). Другая теория (особенно популярная среди курдских алевитов) гласит, что тюркские племена мигрировали через иранскую культурную сферу, они приняли различные элементы доисламских иранских религий. Как на свидетельство они указывают на сходство между алевизмом и курдскими религиозными движениями, например, с учением йезидизма.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
     

    Популярные страницы