Общая характеристика развития отношений между Российской Федерацией и Европейским Союзом

Взаимоотношения между Российской Федерацией и Европейским Союзом складывались непросто. Их основы были заложены еще в советский период, а вернее, в период относительного потепления холодных ветров противостояния «социалистического и капиталистического лагерей». Состояние этих взаимоотношений на сегодняшний день характеризует прежде всего их экономический фундамент. На начало 2013 г. около 51% внешнеторгового оборота Российской Федерации приходилось на Европейский Союз[1]. Россия является и главным экспортером энергоресурсов в страны Европы. Перспективы эволюции сотрудничества с ЕС определил Президент РФ В. В. Путин в опубликованной в ряде СМИ Запада в начале 2007 г. статье «Полвека европейской интеграции и Россия». В ней он подчеркнул, что «развитие многоплановых связей с ЕС — это принципиальный выбор России». В свою очередь, Европейский Союз готов к встречному движению.

Официальные отношения между СССР и ЕС были установлены в августе 1988 г. Немного позже, в феврале 1989 г., было открыто представительство советской страны при европейских сообществах в Брюсселе, а через два года и они создали свое представительство в Москве.

Во взаимоотношениях между ЕС и СССР существовали вполне понятные трудности. Затруднения ЕС состояли в том, что «ни один из стереотипов международных отношений не подходил к Советскому Союзу с учетом геополитической важности партнера, его общественно-политического строя и размаха начавшихся в этой стране перемен»[2]. Сложное, полное сомнений и надежд положение советской стороны объяснялось отсутствием практического опыта налаживания отношений с европейскими сообществами, слабым представлением о партнерах и их возможностях, неясностью перспектив перестройки, завышенными ожиданиями и высокими притязаниями лидеров и т. д.

При наличии многочисленных препятствий субъективного и объективного характера в декабре 1989 г. в Брюсселе между двумя странами удалось подписать Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве. Оно позволило достичь следующих положительных решений: СССР на постоянной основе предоставлялся режим наибольшего благоприятствования, а кроме того, устанавливался график полной отмены количественных ограничений на товарооборот (за исключением текстиля, изделий из стали и расщепляющихся материалов), была создана юридическая основа экономического сотрудничества в различных сферах. В 1991 г. на основе данного Соглашения начала действовать программа технической помощи, названная ТАСИС (Программа технического содействия Содружеству Независимых Государств).

За данным Соглашением последовало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1994 г.). Для ускорения реализации его отдельных положений, не требовавших ратификации, в начале 1995 г. было принято Временное соглашение о торговле и относящихся к торговле вопросах.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве вступило в силу 4 декабря 1997 г. Задержка с ратификацией произошла в связи с тем, что Соглашение должны были подписать и ратифицировать три новых государства, вступивших в Европейский Союз после подписания данного документа. Следует сказать, что рассматриваемое Соглашение, как отмечается многими, является наиболее содержательным и перспективным экономическим нормативным правовым актом из когда- либо подписанных нашей страной с западными странами или организациями. В нем содержится, по крайней мере, как подчеркивает ряд авторов[3], несколько фундаментальных положений: 1) отношения поднялись от простого сотрудничества до уровня активного партнерства; 2) в качестве перспективной цели намечено создание зоны свободной торговли; 3) положения о политическом диалоге ощутимо продвинулись; 4) хотя Российская Федерация и не получила признания страны с рыночной экономикой, Европейский Союз согласился отменить ограничения на импорт из Российской Федерации, за исключением текстиля, изделий из стали и расщепляющихся материалов; 5) в текст Соглашения включены ссылки на отдельные правила ГАТТ, хотя российской стороне и не удалось добиться уточнения в нем желаемой ссылки на Генеральное соглашение по тарифам и торговле; 6) стороны предприняли попытку на основе принципов равноправия и взаимности создать правовые положения развития предпринимательской деятельности, учреждения компаний на территориях друг друга, создания благоприятных условий для инвестиций ит. д.; 7) заложена перспектива широкого развития экономического сотрудничества (более чем в 30 сферах), которая, несомненно, является крупным достижением Соглашения.

Согласно ч. II Общей стратегии 1999/414/CFSP по отношению к России (Кёльн, 3—4 июня 1999 г.) (есть и более развернутое ее название — Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России; далее — Общая стратегия Европейского Союза) Европейский Союз полагает оказать содействие Российской Федерации в развитии демократии, в принятии мер по обеспечению неуклонного соблюдения принципов правового государства и государственных институтов, стержневой основой которых являются принципы разделения властей и верховенство правового закона. В целях интеграции Российской Федерации в общеевропейское экономическое и социальное пространство Европейский Союз поддержал и оказал содействие в проведении экономических реформ, подготовке и вступлении Российской Федерации в ВТО.

За годы сотрудничества в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. наиболее успешным был политический диалог, сложнее обстояло дело с экономическим и торговым сотрудничеством. Всему были свои причины. Определенные сложности имели место из-за финансового кризиса 1998 г. (в течение 1999 г. российский экспорт в ЕС упал на 22%, а импорт — на 45%). Но вскоре кредит доверия стал восстанавливаться. Подтверждением тому стали Общая стратегия Европейского Союза по отношению к России (Кёльнский саммит ЕС, июнь 1999 г.) и представление нашей страной Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000—2010 годы). Конечно, содержательная сторона названных документов не отличалась богатством, но политическая их полезность очевидна. Интенсивность политического взаимодействия, надо сказать, заметно возросла при активной деятельности Президента РФ В. В. Путина.

Ряд вопросов, оставшихся за пределами рамочных границ, требует своего продуктивного решения. Среди них проблема, связанная с расширением ЕС на Восток. Вполне очевидно, что этот процесс объективен и ни приостановлению, ни отмене не подлежит. Фактом, однако, остается то, что Российская Федерация в связи с этим процессом, как и любая страна, сталкивается с определенными трудностями, как с позитивными, так и с негативными сторонами его проявления. Статус Калининградской области, последствия создания экономического валютного союза и введение евро, вступление в борьбу с международным терроризмом, неравнозначное положение евро и доллара в рыночном пространстве российских экономических операторов — таков перечень проблем, возникающих во взаимоотношениях Российская Федерация — Европейский Союз.

Предпринимаются определенные обоюдные шаги для выхода из этих тупиковых ситуаций. Так, к примеру, по инициативе ЕС начиная с сентября 2000 г. между двумя сторонами развивался известный энергетический диалог в целях открыть расширенное прохождение российских энергоносителей в Западную Европу, создать необходимые условия для поступления западных инвестиций в топливно- энергетический сектор Российской Федерации. К сожалению, санк- ционный подход ЕС прервал этот диалог.

Безусловно, перспективным ожидается сотрудничество России и ЕС в области внутренних дел и юстиции, образовательных программ (§ 3 ст. 165 и § 3 ст. 166 ДФЕС) и др. Важным докуменом здесь следует считать, например, План совместных действий Европейского Союза и Российской Федерации в борьбе с организованной преступностью (принят на саммите в Хельсинки в декабре 1999 г.). Довольно успешно развиваются отношения российских правоохранительных органов с Европолом. В этом контексте показательным можно считать Заявление о международном терроризме (встреча в верхах ЕС — Россия в октябре 2001 г.).

В пользу возрастающего улучшения взаимоотношений свидетельствовали заявление руководителей ЕС о признании России страной с рыночной экономикой, договоренность между руководителями ЕС и России о порядке транзита (во время встречи в Брюсселе 11 ноября 2002 г.). В целом можно констатировать, что за период существования официальных отношений между Российской Федерацией и Европейским Союзом они значительно эволюционировали и приобрели прогрессивную направленность.

Важное значение для развития взаимоотношений между Россией и ЕС имеют договоренности 2004 г., ориентированные на создание нового формата отношений. Основой их явилась направленность на создание между ЕС и Россией четырех общих пространств: 1) общего экономического пространства, связанного с решением задач по сближению экономических пространств России и ЕС и прежде всего в интересах активизации инвестиций и торговли; 2) общего пространства свободы, безопасности и правосудия, касающегося той области, которая известна как сфера уголовно-правовой политики: сотрудничество органов суда и полиции, или «юстиция и внутренние дела»; 3) общего пространства внешней безопасности, позволяющего развивать сотрудничество в сфере внешней политики и политики безопасности (здесь значительна роль таких международных организаций, как ООН, ОБСЕ и Совет Европы); 4) общего пространства исследований, образования и культуры, направленного на развитие сотрудничества в сфере науки, образования и культуры (например, программы обмена).

Фактически речь идет о развитии отношений, основанных на ст. 2, § 1 ст. 6, разд. V и VIДЕС. Важное значение имело вступление в силу в феврале 2005 г. Киотского протокола (ратифицирован Российской Федерацией в ноябре 2004 г.), который, как предполагалось, создал более прочную основу для двустороннего сотрудничества.

Вполне обоснованно ожидалось, что заметный импульс развитию торговых отношений придаст заключенное в Женеве 16 декабря 2011 г. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Союзом «О торговле между Российской Федерацией и Европейским Союзом узлами и агрегатами моторных транспортных средств». И эти ожидания начали оправдываться. Товарооборот между партнерами по предметам договора начал расти.

  • [1] Аргументы и факты. 2013. 24 янв.
  • [2] Шемятенков В. Г. Указ. соч. С. 363.
  • [3] См.: Шемятенков В. Г. Указ. соч. С. 365—374; Право Европейского Союза: учебник для вузов / под ред. С. Ю. Кашкина. С. 888—906.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >