ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ ЗАГОТОВОК

Основанием для оформления чертежа заготовки служит чертеж детали. Для обеспечения качества изготовления заготовки необходимо при оформлении чертежа соблюдать некоторые основные правила.

Для литых заготовок:

  • • избегать резких переходов от толстых сечений к тонким; необходимо предусматривать плавные переходы в местах сопряжения толстых и тонких сечений. Несоблюдение этих условий вызывает образование усадочных трещин и раковин;
  • • добиваться возможно меньшей толщины стенки отливки;
  • • избегать больших горизонтальных плоскостей, образованных при заливке кверху, так как на этих плоскостях могут задерживаться газы, образующиеся в форме и выделяющиеся из металла;
  • • конструкция отливки должна обеспечивать возможность беспрепятственного заполнения ее формы металлом;
  • • предусматривать литейные уклоны, обеспечивающие выемку модели из формы;
  • • предусматривать закругления в сопряжениях плоскостей (закругления предотвращают появление трещин);
  • • отверстия с точными межцентровыми расстояниями или близко расположенные одно к другому лучше обрабатывать сверлением;
  • • отклонения на размеры обрабатываемых поверхностей проставлять симметрично. Отклонения на свободные размеры, т.е. на те размеры, точность которых обеспечивается литьем, проставляются на чертежах заготовок с учетом точности литейной операции;
  • • при конструировании модели, кокиля, пресс-формы все размеры, формирующие заготовку, увеличивать на величину литейной усадки, которая зависит от метода литья и материала отливок. Для штампованных заготовок:
  • • при штамповке в открытом штампе линию разъема выбирать с учетом возможности извлечения заготовки из штампа. Углубление в теле заготовки можно получить только в направлении удара. При безоблойной штамповке линию разъема назначают в полости, где заполнение матрицы металлом происходит в последнюю очередь;
  • • в направлении движения пуансона предусматривать штамповочные уклоны, обеспечивающие извлечение заготовки из матрицы;
  • • кромки заготовок должны иметь радиус скругления, предохраняющие грани штампа от износа;
  • • образование сквозных отверстий в процессе штамповки невозможно; с целью уменьшения последующей механической обработки в чертеже заготовки делают наметку отверстия с толщиной перемычки не менее 3 мм;
  • • отклонение на размеры обрабатываемых поверхностей проставлять асимметрично. Верхнее отклонение соответствует 62—66% от допуска.

Для штамповок из цветных сплавов характер простановки отклонений не изменяется, но значительно изменяется величина допуска

в сторону его уменьшения.

При оформлении чертежа заготовки размеры на обрабатываемые поверхности проставляются с учетом припуска и допускаемых отклонений по точности заготовительной операции. Условную величину припуска на совмещенном чертеже детали и заготовки допускается показывать перекрестной штриховкой.

Пример оформления разработанного чертежа поковки приведен на рис. 3.8.

Пример оформления разработанного чертежа отливки; тонкими линиями показан контур детали

Рис. 3.8. Пример оформления разработанного чертежа отливки; тонкими линиями показан контур детали

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >