ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК НАУКА

Предмет и основные категории этики

Этика относится к древнейшим наукам. Она возникла на рубеже V—IV вв. до н. э. Слово «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» — дом, очаг (во времена Гомера, VII в. до н. э.), а позднее: нрав, обычай, характер. Как обозначение особой области исследования термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем. Явления, которые изучает этика (нравы, обычаи и т. д.), позднее — с I в. до н. э. — получили название «мораль» (от латинского слова «moralis» — нравственный). В большинство языков мира понятия «этика» и «мораль» вошли в первоначальном варианте: этика — наука о морали. Но в некоторых языках есть свои особые слова — например, в русском слово «нравственность», которое фиксирует те же явления. Впервые это слово появилось в 1798 г. в словаре Российской Академии наук.

Мораль — один из основных способов нормативной регуляции поведения и деятельности людей. В то же время мораль представляет собой особую форму сознания (моральное сознание) и вид отношений между людьми (моральные отношения), составляющих предмет специального изучения этики.

Как вид сознания и способ поведения мораль возникла из необходимости совместной жизни людей и обусловлена самой природой человека, уникальной по своему характеру и отличающей его от других живых существ. Человек не только открыт для постоянного развития и самосовершенствования, но и, обладая самосознанием, способен осознавать свое собственное существование и отличать хорошее от дурного, быть нравственным существом. В то же время нравственность, человеческие добродетели могут реализоваться, как отмечал Аристотель, только в конкретной деятельности человека, в его отношениях с другими людьми, без чего невозможно само существование морали. В этом смысле можно говорить об общественной функции морали как регуляторе отношений в обществе, в котором люди живут по некоторым общим правилам, следуют общим принципам и нормам поведения.

Первоначально ученые только описывали уже сложившиеся обычаи и нравы. Но очень скоро этого оказалось недостаточно, и примерно с VI в. н. э. в русле философии появляются попытки понять природу и основные механизмы поведения человека. Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, механизмы частных, специфических, особенных этических систем, а позднее — формировать этические учения.

Усиление социального бремени и изменение динамики социальных процессов привели к тому, что человек перестал успевать за цивилизационными изменениями. Вследствие этого значительно расширяются механизмы воздействия на нравственные процессы, на регуляцию формирования морали в современном мире: ученые пытались дать идеалы, к которым надо стремиться.

Традиционно мораль рассматривалась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек способен отвечать за все, что он делает. Именно так мы понимаем совесть как наиболее совершенную форму самоконтроля, сознание и чувство моральной ответственности за свои поступки перед самим собой и внутреннюю потребность поступать справедливо.

Мораль основывается на разумной сущности и доброй воле человека, которая потому и называется доброй, что предполагает добровольное исполнение моральных норм. Если другие формы социальной регуляции осуществляются без участия внутреннего мира человека и в этом смысле не предполагают личной ответственности, то мораль всегда выступает в форме оценки и самооценки, с помощью которых человек направляет свои действия. В этом сила и преимущество морали. Она только тогда становится реальным регулятором человеческих поступков, когда те или иные нравственные нормы и ценности восприняты человеком, стали его собственными личностными ценностями[1].

Мораль апеллирует к сознанию человека и опирается на его внутренние установки, убеждения и силу общественного мнения. Ее нормы, если они усвоены, не нуждаются ни в каком внешнем контроле. Моральные оценки касаются всех отношений личности (к долгу, людям, коллегам, семье), подвергая их либо общественному поощрению, либо порицанию.

Важным компонентом системы моральной регуляции являются моральные принципы. В самой краткой форме принципы можно определить как наиболее общие требования, с помощью которых регулируются отношения между людьми. В этом своем значении принципы выступают своеобразным духовным ориентиром человека в его практических действиях. В то же время они представляют собой наиболее общее обоснование существующих норм и служат критерием выбора правил поведения.

Опираясь на выработанные предшествующими поколениями людей нравственные представления и ценности, человек способен самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с моральными нормами, требующими следовать общепринятым стандартам поведения и базирующимися на признании несовершенства человеческих нравов.

Понятие «мораль» (как должное, как проявление в мире и в каждом из нас абсолютного морального закона) и понятие «нравы» (как сущее, как реальные поступки и формы поведения, устоявшиеся общественные привычки) находятся в сложном диалектически противоречивом единстве, порождающем впечатление их несовместимости. Этим объясняется наличие различных подходов к пониманию задач этики.

Как проявление сущего, реально существующего в данном обществе поведения, нравы могут не соответствовать морали

(например, дурные нравы). Сама мораль формируется в соответствии с существующими в обществе традициями и обычаями как устойчивыми нормами поведения, соответствует требованиям общества.

Изучение нравов особенно важно в практике государственной и политической деятельности. Учет особенностей индивидуальных и общественных нравов является необходимым условием при принятии решений органами власти и управления. В то же время органы государственного управления и политические деятели посредством целенаправленного воздействия на общество могут оказывать влияние на изменение нравов людей. Для государственного служащего особенно важно знать и учитывать этническую составляющую нравов, связанную с особенностями национальных нравов. Поэтому наряду с требованиями индивидуальной этики, обращенной к личности, большое значение в жизни людей имеют нормы социальной этики, характеризующие особенности функционирования морали на уровне общества, в сфере социальных отношений. Ориентируясь на разумное начало в человеке, мораль стремится ограничить присущие ему агрессивные и эгоистические устремления. Ее основными средствами являются средства духовного воздействия, осуществляющие контроль за выполнением моральных требований через чувство долга, который каждый человек осознает и делает мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку его поступков.

Этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека в понятиях, называемых категориями. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. Ряд категорий этики, выражающих моральные ценности (такие, как благо, добро и зло, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), имеют важное значение для сферы государственного управления[2].

Добро и зло — предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, польза, зло — это вред.

Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями добра и зла. Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, что отражается категориями чести, достоинства и совести. Совесть, честь, достоинство — категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания. Совесть в индивидуальном сознании сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести. Природа совести такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после совершения деяния.

Достоинство — собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несет в себе, в своем «я».

Честь — это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.

Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долга и ответственности.

Долг — социальный заказ от общества человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг — его представления иллюзорны. Полностью мы осознаем свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.

Ответственность — усваивая представления о долге, мы проводим отбор требований, признаем какие-то ожидания верными, а какие-то отвергаем. Ответственность — та часть требований долга, которую человек принимает на себя и за отступление от которых готов нести ответственность.

Характер морали задается социальными институтами, имеющими важное этическое значение в жизни общества. В самом общем плане социальная этика представляет собой область нормативного обоснования общественных, институциональных, групповых отношений и призвана обеспечить институциональный порядок общества. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных благ и ценностей. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика.

Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. В. Т. Ганжин и Ю. В. Согомонов в соответствующей статье в «Словаре по этике» выделяли два смысла понятия «профессиональная этика»: а) кодексы поведения; б) «способы обоснования данных кодексов, социально-культурное истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этоса»[3]. Фактически продолжая это рассуждение и развивая данную позицию, В. И. Бакштановский и Ю. В. Согомонов говорят по сути о том же: «Выражение “профессиональная этика” в известной мере условно, ибо означает не что иное, как профессиональные моральные кодексы. Вместе с тем употребление понятия “профессиональная этика” оправданно, ибо оно подчеркивает важность особо тщательно продуманной разработки ценностей и норм профессии»[4].

Говоря о специфике профессиональной этики (по сравнению с прикладной этикой), А. А. Гусейнов указывает, что она «конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения» (в то время как прикладная этика «имеет своим предметом конкретные моральные ситуации; первая рассматривает профессиональное поведение, вторая — общезначимые проблемы»)[5].

Характерно, что А. А. Гусейнов, соотнося в цитируемой статье профессиональную этику с прикладной, как бы задает их од- нопорядковость, а В. И. Бакштановский и Ю. В. Согомонов, начиная статью «Профессиональная этика» со слов: «Прикладное этическое знание..., зародилось в то время...»[6], как бы предполагают, что профессиональная этика является разновидностью прикладной этики.

Таким образом, очевидно, что понятие «профессиональная этика» трактуется различным образом.

Если обратиться к неспециальным суждениям, т. е. таким, которые исходят не от специалистов в области философской этики, а от тех, кто занимается популяризацией этических знаний, или тех, кто разрабатывает и продвигает собственно профессиональные кодексы морали, то можно будет увидеть, что они понимают профессиональную этику как систему профессиональных моральных норм. Так, Р. К. Хорн, специалист по социально-правовым и этическим проблемам страхования, обсуждая этические кодексы страховой деятельности, подчеркивает, что в своей работе под «профессиональной этикой» понимает «всего лишь то, что люди должны или не должны делать в рамках своей профессии»[7].

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональная этика изучает:

  • • отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
  • • нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
  • • взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии;
  • • особенности профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными

характеристиками морального облика личности. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики[8].

Во-первых, это отношение к общественному труду и участникам трудового процесса.

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которая связана с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сферы услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения, и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми — объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.

Профессиональная мораль первоначально складывается в среде представителей, которые непосредственно при выполнении своего профессионального долга контактировали с людьми. В этих контактах они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку. Количество норм в первых профессиональных кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды оформления профессиональных моральных норм. Позднее нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делиться на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии, и нормы, определяющие отношения представителей той или иной профессии с остальным населением. Прежде всего новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и производимых изделий, затем ряд норм определял специфику общения между людьми одной профессии для создания благоприятной обстановки в труде и реализации его результатов. Впоследствии эти моральные требования, складывающиеся внутри профессий, составили, с одной стороны, основы служебной этики, а с другой — корпоративной этики.

Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Их количество невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.

Требования служебной этики:

  • • дисциплинированность;
  • • сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными;
  • • корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямых и косвенных межличностных контактах.

Стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. По мере укрепления государств значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние на общественные отношения, причем зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения внутри государств, но и на международные отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата. Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т. д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы — это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

В отличие от других видов профессиональной этики значение этических норм и требований для государственной службы объясняется важностью задач, которые решает государственная власть, и общественной значимостью деятельности, выполняемой государственными служащими в жизни любого государства.

Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Этика государственной службы имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих специфическим обязанностям государственных служащих, уровням управления или формам организации труда. Например, можно говорить о формировании специальных нравственных требований для служб «Public relations», или для сотрудников социального обеспечения, или налоговых инспекций, а также для тех подразделений государственных органов, которые используют в своей деятельности элементы бизнес-деятельности, работу на конечный результат и т. п. Возникающие здесь сложные проблемы этического порядка прямо связаны с анализом отношений в системе «власть — общество — человек», основу которых должны составлять общечеловеческие, общецивилизационные принципы и нормы (такие, как ответственность, долг, честность, уважительное отношение к людям).

Специфика ответственности на современном уровне развития кооперации труда заключается также в том, что достижение конечного результата немыслимо, если где-то на промежуточных этапах допускаются сбой и некачественный труд. При этом могут оказаться совершенно неважными как уровень квалификации, так и должностные функции. Прекрасные государственные программы могут быть загублены нерадивыми, неисполнительными, нечистыми на руку государственными служащими на местах.

Достаточно сложной проблемой является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности. Это является следствием того, что конечный результат труда, в который войдет их личный труд (возможно, в микроскопических долях), отдален от них как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознается с большим трудом. Кроме того, весь предшествующий опыт был связан прежде всего со зримым, осознаваемым результатом. Все механизмы формирования ответственности учитывали этот факт, и лишь, может быть, немногим более столетия назад ситуация стала меняться, достигнув нового качества в развитом индустриальном обществе. Человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, не успевает адаптироваться к столь быстро меняющейся реальности.

Не подлежит также сомнению, что современному государственному служащему необходимо не только знать, но и умело использовать национальные особенности управленческой культуры, ибо по своему определению культура управления означает не что иное, как управление посредством культуры, под которой всегда подразумевается система ценностей данного общества.

Общество становится все более раздробленным. Из-за наличия большого числа различных групп появляется раздробленность интересов, что меняет само понятие профессионализма. Под профессионализмом управленца (в особенности в сфере государственной службы) все чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями различных групп интересов и в процессе этого общения стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учета в управленческих решениях, возможность достижения согласил интересов в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения (нужно стремиться удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество вариантов в принятии решения).

Совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно-распорядительных полномочий, т. е. в сфере управления, называется этикой управления.

Требования этики управления распространяются на все уровни управления от низового до самых высоких и варьируются в зависимости от уровня управления. Объем этических требований на верхних уровнях выше. На низовых уровнях требования не существенно различаются в различных видах деятельности, а на верхних специфика вида деятельности накладывает существенные различия на нравственные требования. Управленец не всегда отдает себе отчет в сложности тех механизмов, которые мешают принятию решения.

Поэтому для него необходимо качество — умение предвидеть нравственные последствия принимаемых решений. Решений, которые не имели бы нравственных последствий, нет вообще, только последствия эти могут быть более или менее глубокими. Особенность нравственных последствий состоит и в том, что они могут сменить значение с положительного первоначального результата на отрицательный.

Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований.

Сегодня государственная служба утрачивает традиционные для нее идеологические функции, а сама легитимность государственной деятельности измеряется тем, удается ли (и в какой степени) государству и управлению создать условия для нормальной жизни людей. А это подводит к необходимости формирования новой профессиональной этики государственных служащих, предполагающей в качестве главного критерия их деятельности не абстрактную службу государству, а профессионализм и качество труда. Это особенно важно в новых условиях развития рыночных отношений, усиления индивидуальных ценностей и потребительской этики, когда сам профессионализм государственных служащих должен пониматься по-новому.

Основные понятия этики

Рис. 1. Основные понятия этики1

Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики, непосредственно связанной с осуществлением государственной власти и управления, с принятием важных для общества решений2. Одним из таких видов профессиональной этики является

  • 1 Омельченко Н. Л. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учеб, пособие. М.: ГУУ, 2006. С. 13.
  • 2 Там же. С. 12.

административная этика, возникающая в качестве нормативной основы управленческой деятельности, регулирующей поведение и взаимоотношения в сфере государственного управления. Место административной этики в системе этических понятий отражено на рис. 1.

  • [1] Омельченко Н. А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учеб, пособие. М.: ГУУ, 2006.
  • [2] Абрамова Л. П. Курс лекций по этике. СПб.: РАГС, 2001.
  • [3] Профессиональная этика // Словарь по этике. 6-е изд. / под ред. A. А. Гусейнова и И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989. С. 278.
  • [4] Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Профессиональная этика //Ведомости НИИПЭ. Вып. 14: Этос среднего класса / под ред. B. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 1999. C. 154.
  • [5] Прикладная этика // Этика: энциклопедический словарь / под ред.Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2002. С. 389. Даннаястатья — сдвоенная: одну часть написал А. А. Гусейнов, а другую —В. И. Бакштановский и Ю. В. Согомонов.
  • [6] Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Указ. изд. С. 152.
  • [7] Апресян Р. Г. Вид на профессиональную этику // ВедомостиНИИПЭ. Вып. 25: Профессиональная этика / под ред. В. И. Бакшта-новского и Н. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 160—181.
  • [8] Абрамова Л. П. Курс лекций по этике. СПб.: РАГС, 2001.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >