Правовые акты управления, действующие в сфере регулирования трудовой эмиграции.

Рассмотрим нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру лицензирования деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей.

Отметим, что Указом Президента РФ от 11 августа 2009 г. № 933 «О возложении на Федеральную миграционную службу функций компетентного органа, предусмотренных Конвенцией о найме и трудоустройстве моряков (Конвенция N° 179)» ФМС России наделена функциями компетентного органа, уполномоченного издавать акты, имеющие обязательную силу в отношении найма и трудоустройства российских граждан для работы в составе экипажей морских судов, плавающих под флагом иностранного государства.

Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2012 г. № 1022 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» определены полномочия ФМС России по осуществлению лицензирования деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами государства.

Приказом ФМС России от 5 апреля 2013 г. № 155 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по лицензированию деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» установлены процедуры по оказанию указанной государственной услуги, исполнителями которой являются ФМС России и ее территориальные органы.

В сфере трудовой иммиграции к индивидуальным актам управления следует отнести: выдачу лицензии; продление и переоформление лицензии; аннулирование лицензии.

Государственное управление находит свое внешнее выражение в издании актов управления, в общественно-организационных действиях, в материально-технических операциях, в заключении административных договоров и т. д.[1].

Административно-правовые договоры, сама возможность заключения которых рядом юристов ранее отрицалась, сегодня заняли достаточно прочное место в науке административного права и достаточно широко заключаются на практике[2].

Административные договоры — реальность, более того, имеются социально-экономические и государственные предпосылки для расширения использования их в управленческой деятельности. Не только не исключено, а, напротив, более реально, что подобными договорами будут оформляться функции федеральных агентств по оказанию государственных услуг[3].

В. А. Юсупов делает вывод, что: «...административный договор — определенное актами административного права соглашение двух или более субъектов, из которых один или все являются обязательно органами государственного управления либо их законными представителями. Это соглашение направлено на установление, изменение или прекращение административных прав и обязанностей у органов государственного управления, субъективных имущественных или неимущественных прав у граждан и их социальных формирований...»[4].

Одной из сторон административного договора выступает орган исполнительной власти, являющийся субъектом государственного управления. Без его участия данный договор не может быть заключен. Таким образом, административный договор — это основанное на нормах административного права соглашение, одним из обязательных участников которого является субъект государственного управления, заключаемое в целях урегулирования отношений управленческого характера.

Административный договор — форма публичного договора, используемая в отношениях между органами исполнительной власти, а также между органами исполнительной власти и негосударственными структурами по поводу исполнения государственных функций и полномочий.

Вторым и важнейшим признаком административного договора является то, что его содержание носит организационноуправленческий характер. Целью административных договоров всегда является регулирование управленческих отношений. Посредством заключения такого договора стороны договариваются об осуществлении определенных действий в интересах государственного управления[5].

Основным критерием классификации административных договоров является предмет договора, по которому выделяются: а) договоры компетенции; б) договоры о сотрудничестве; в) договоры о поступлении граждан на государственную службу.

Природа управленческих отношений, составляющая предмет административного права, вполне согласуется с существом договора как правового акта, выражающего согласованную волю заключивших его сторон. В ряде случаев административно-правовой договор не только юридически возможен, но и целесообразен. Административный договор оказывается полезным, когда имеется необходимость урегулировать взаимоотношения между двумя или более управленческими органами в процессе осуществления полномочий[6].

Договоры о совместной управленческой деятельности заключаются, как правило, между двумя или более органами государственного управления и имеют своей целью организацию взаимодействия и координацию своих действий для эффективного управления теми сферами общественной жизни, которые входят в компетенцию сразу нескольких органов исполнительной власти. Эти договоры могут предусматривать объединение усилий договаривающихся сторон как на основе одной функции управления, например планирования, так и на основе нескольких функций.

Так как государственное регулирование в сфере внешней трудовой миграции осуществляют различные государственные органы исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне, то, безусловно, наибольший интерес представляют административно-правовые договоры о компетенции. Также необходимо подчеркнуть важность административно-правовых договоров о сотрудничестве ФМС России с подразделениями МВД России, ФСБ России, ФССП России, МИД России, Росмор- речфлота, Росрыболовства, другими федеральными органами государственной власти, органами государственной службы занятости субъектов Российской Федерации.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

  • 1. Издание правовых актов управления является одной из основных административно-правовых форм государственного управления в сфере внешней трудовой миграции.
  • 2. Нормативные и индивидуальные акты управления играют важную роль в механизме административно-правового регулирования внешней трудовой миграции в Российской Федерации. Вместе с тем существуют разночтения между названиями федеральных законов и подзаконными актами. Полагаем, что требует корректировки Приказ МВД России № 338, ФМС России № 97 от 30 апреля 2009 г. «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда». В этой связи необходимо принятие нового Административного регламента МВД России и ФМС России по исполнению государственной функции федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
  • 3. Необходимо в сфере регулирования внешней трудовой миграции использовать административные договоры (соглашения), которые позволяют сочетать публичные интересы с координационными факторами и формальным равенством участников указанных общественных отношений, особенно административноправовые договоры о сотрудничестве.

  • [1] Лазарев Б. М. Формы советского государственного управления // Формыгосударственного управления. — Институт государства и права АН СССР. —М, 1983. — С. 6.
  • [2] Бахрах Д. Н., Демин А. В. Административный договор: вопросы теории // Российский юридический журнал. — 1995. — № 2 (6) — С. 71.
  • [3] Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Указ. соч. — С. 360-361.
  • [4] Юсупов В. А. Правоприменительная деятельность органов государственного управления. — М., 1973. — С. 73.
  • [5] Коренев А.П., Абдурахманов А. А. Административные договоры: понятиеи виды // Журнал российского права. — №7. — 1998. — С. 86.
  • [6] Казанцев М. Ф. К вопросу об общей теории правового договора // Научныйежегодник Института философии и права Уральского отделения РоссийскойАкадемии наук. — Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1999, Вып. 1. — С. 193.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >